НОД по развитию речи для средней группы "Кто живет в лесу? Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Лебедева Ольга Владиславовна

Интегрированное занятие по развитию речи и художественно-эстетическому развитию  "Кто живет в лесу? Знакомство с твочеством Е.И.Чарушина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи для средней группы

«Кто живет в лесу. Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина»

Цель: познакомить с творчеством художника – иллюстратора  Евгения Ивановича  Чарушина. 

Задачи:

-Знакомить детей с книжной графикой, творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

-Воспитывать интерес к книге, иллюстрациям.

-Понимать содержание. Выразительные средства образа.

 -Развивать фантазию, воображение, воспитывать добрые чувства к животным.

- Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства: движение, фактуру шерстки, выражение глаз и др., рассказывать  о них;

- Продолжать развивать связную речь

- Закреплять навыки рисования в  нетрадиционной технике: тычком.

- Воспитывать доброе отношение к животным.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,        «Художественно-эстетическое развитие (изодеятельность)»,  «Познавательное   развитие», Оборудование и материалы:  портрет Е. И. Чарушина, книги, иллюстрации к рассказам, эстампы «Медвежата»,  «Лисенок», «Олененок», альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисточки, баночки для воды.

Предварительная совместная деятельность:

чтение книг и рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина, чтение книг о животных, рассматривание иллюстраций, знакомство с загадками о животных, разучивание стихов.

Используемые  современные образовательные технологии: 

технологии диалогового обучения,

здоровьесберегающие технологии «Игра с мячом»,  «Физкультминутка «Медвежата»

игровые технологии  Игра «Я начну, а ты закончи»

Ход совместной образовательной деятельности:

Часть 1 – организационная.

Воспитатель Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по лесу.

Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Может быть, на тропинках звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

 

Часть 2- основная.

Воспитатель  А какие  животные, птицы  живут в нашем лесу? Как мы называем этих животных (одним словом)

Ответы детей. «Дикие»

Воспитатель  А теперь поиграем с мячом

Игра с мячом «Я начну, а ты закончи»

  • Белка зимой серая, а летом…(рыжая)
  • У зайца хвост короткий, а уши…(длинные)
  • Ёж маленький, а медведь…(большой)
  • У лисы шёрстка мягкая, а у волка…(жесткая)
  • Сова днём спит, а ночью…(охотится, летает)
  • Соловей любит вить гнездо в черёмухе, а кукушка…(подкладывает яйца в чужие гнезда)
  • Синица зимует в наших краях, а трясогуска…(перелетная)
  • У снегиря на голове чёрная шапочка, а у сверистели…(красная)
  • У дятла клюв большой, крепкий, а у клеста…(маленький, загнутый)
  • У белки дупло, а у медведя… (берлога)

Воспитатель: Наши леса мы любим и чтобы сохранить эту красоту, мы соблюдаем правила поведения в лесу, вы помните какие?

Дети:

  • Не рубить живые растения и кустарники;
  • Не разводить костры под деревьями;
  • Не оставлять мусор в лесу;
  • Не разорять гнезда птиц;
  • Не рвать цветы;
  • Не брать домой детенышей животных.

Воспитатель Многие писатели и художники любят изображать животных в своих произведениях. С одним таким писателем и художником мы уже познакомились. У вас на столах лежат книги с иллюстрациями. Рассмотрите  и скажите, кто их автор.

Дети: Евгений Иванович  Чарушин.

Воспитатель  Правильно, ребята.

Воспитатель выставляет портрет художника.

Воспитатель: Посмотрите, это портрет Евгения Ивановича  Чарушина.

Воспитатель: Сейчас я вам немного расскажу о нем. C:\Users\Екатерина\Desktop\группа\картинки\images (30).jpg

В доме у Е. И. Чарушина всегда были животные – собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок. Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Маленький Женя мог часами наблюдать, как его питомцы устраивают гнезда, выводят птенцов. Он начал зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных. Так и появилось у мальчика другое сильное увлечение – рисование.

Посмотрите на рисунки Е. И. Чарушина. Их не спутаешь ни с чьими другими, потому что животные выглядят на них как живые! Видна каждая шерстинка.

Рассмотрите иллюстрации из книги Е. И. Чарушина «Медвежата».

C:\Users\Екатерина\Desktop\группа\картинки\images (32).jpg

Давайте рассмотрим медвежат, которые изображены на обложке. Мне очень понравились эти медвежата. Посмотрите, как художник нарисовал их.  Мы видим мягкие ушки, мохнатую шерстку, серьезные мордочки  и толстые пятки. Один усердно сосет молоко из бутылочки. А про другого медвежонка расскажите сами. Рассказы 2-3 детей

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал медвежат крупно, во весь лист.

Воспитатель: А сейчас давайте рассмотрим еще одну иллюстрацию из этой книги. На ней изображены медвежата, разбирающие трубу на крыше.  

C:\Users\Екатерина\Desktop\группа\картинки\0008-009-Na-stranitsakh-rasskazov-E.-I.-CHarushina-my-vstrechaem-shalovlivykh.jpg

- Посмотрите, медвежата тоже,  как и вы любят играть и баловаться, узнавать что- то новое. Обратите внимание на игру медвежат. Один из них отрывает кирпичи, спускает их по крыше и с наслаждением вслушивается в шум. Другой так старался, что даже язык высунул.

- Если бы вам, ребята, разрешили так играть, вы бы согласились?(Ответы детей)

Физкультминутка  «Медвежата»( движения по тексту)

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Воспитатель: -Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и мечтал о том, чтобы дети тоже любили животных и заботились о них. Ребята, мы уже с вами увидели, какие разные бывают медвежата у художника Чарушина. Давайте и мы с вами попробуем быть юными художниками и нарисуем своих озорных медвежат.

А чтобы мишки получились у нас мохнатые, забавные возьмём клеевую кисть и будем рисовать тычком.

Вы уже знаете как держать кисть, брать кисточку и  как « стучит кисточка каблучком»

- Посмотрите, как это сделаю я..

Показ воспитателя. Самостоятельная работа детей…

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы нарисовали очень красивых медвежат, они все разные, но все очень дружные. Давайте вместе полюбуемся на ваши работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина"

Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Ознакомление с ...

Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина

Цель: познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. Чарушина, учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, учить замечать, какие художественные средства используют ...

Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

Знакомство с техникой рисования штрихом....

Конспект занятия "Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"

Конспект занятия "Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина"...

Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с творчеством Евгения Ивановича Чарушина...

Знакомство с творчеством Евгения Ивановича Чарушина-Литературная гостиная

Вид  : Литературный досуг   Название : «Друг детей и зверей»Возрастная группа:  для детей старшего дошкольного возрастаЦель: формирование интереса детей к книгам, ...

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»(старшая группа) Цель: Продолжить знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина.Задачи:1. Формиров...