Развитие речи в игровой деятельности
статья по развитию речи

Давыденко Елена Анатольевна

реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_igrovoy_deyatelnosti.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала воспитатель

 МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок»

Давыденко Елена Анатольевна

Развитие речи детей в игровой деятельности.

 

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование

        1.1Общедидактические принципы обучения детей родному языку

1.2 Лингводидактические принципы обучения детей родному языку

1.3 Методы обучения

1.4 Стадии речевого развития.

2. Практическая часть

2.1    Развитие речи детей в игровой деятельности

Выводы

Литература

Приложение


«Родное слово-основа всякого умственного

 развития и сокровищница всех знаний»

К.Д. Ушинский.

ВВЕДЕНИЕ

        Все интеллектуальные способности, которыми природа наделяет ребенка, появляются и развиваются у него благодаря усвоению родной речи.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

        В разработке методики развития речи детей принимали участие известные ученые и практические работники – педагоги: Е.И.Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Н.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Гозенгарт-Пупко, Г.М. Лялина, В А. Петрова, Н.С. Карпинская и другие.

        Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и так далее.

        Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, помогают раскрыться ребенку как личности.

        Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Это и важнейшая самостоятельная деятельность, которая имеет большое значение для формирования детского коллектива.

        А.С. Макаренко писал: « У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».*

        Отечественными психологами и педагогами доказано, что игра является деятельностью, в которой у ребенка дошкольного возраста развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми (А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

        *        Макаренко А.С. «О моем опыте». Сочинения : В 7 – ми томах. М., 1958г, т.5 стр 272

Н.Я. Михайленко отмечает, что свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста.Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает «внутреннее субъективное ощущение свободы».

Скоролупова О.А. и Тихонова Т.М. считают, что «основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:

- во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;

- во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;

- в-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная». *

«Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок  приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Игру детей мы должны в первую очередь  приспособить к интересам развития их языка». **

 Приоритетным направлением моей работы является

«Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Я считаю, что речь детей наиболее эффективно развивается и совершенствуется в игре.

* Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. «Игра - как праздник»! (Сценарии тематических игровых недель в детском саду) – М., «Скрипторий 2003», 2007 год.

** Тихеева Е.И., «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» - М., «Просвещение», 1981г.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В своей работе опираюсь на общедидактические принципы (научности, доступности, систематичности обучения, наглядности, сознательности и активности, индивидуализации) и лингводидактические принципы.

        Принцип внимания к «материи языка», к физическому развитию органов речи и пишущей руки предусматривает отбор таких средств обучения, чтобы они обеспечили физическую, мускульную работу речевого аппарата. Дети должны «ощутить» - услышать, артикулировать, модулировать своим голосом все фонемы, слова, предложения, интонации.

        Построение методики обучения на принципе понимания языковых значений и одновременного развития лексических и грамматических навыков предполагает такой отбор средств обучения, который представит

детям их речь как знаковую систему, которую дети должны соотнести с разными явлениями действительности, обеспечить тренировку мысли ребенка и послужить выработке мыслительных навыков.

        Следование принципу оценки выразительности речи предполагает такой отбор дидактического материала, который развил бы способность чувствовать эмоциональные оттенки речи.

                Реализация принципа развития чувства языка, или языкового чутья, предусматривает такую организацию обучения, которая обеспечила бы детям запоминание фактов родного языка, усвоение традиций их употребления в речи. Используя в работе принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи, необходимо по мере развития ребенка изменять дидактический языковой материал (повторять усвоенный раньше и добавлять новый), усложнять приемы обучения, то есть стремиться к тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более и более самостоятельной.

 Поэтому я считаю, что работе по воспитанию правильной речи в детском саду следует уделять большое внимание.

Эта работа должна лежать в основе всей системы воспитания.

В организации обучения предоставляю детям возможность быть более самостоятельными в решении собственных речевых задач, воспитываю самодисциплину.

        Речь ребенка обогащается быстрее,  и его психика развивается разносторонне, если ему создать условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.        Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

Метод имитации заключается в том, что и обучающий и обучаемый – оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить артикуляции и модуляции голоса и понять смысл сказанного.        Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих. Его используют и при проведении предметных игр, и в процессе игр сюжетно – ролевых, «режиссерских», драматизаций.

        Ребенок контролирует  действия взрослых и речь, которой они сопровождают свои действия.

        Более сложный по выполнению для ребенка метод обучения его речи – это метод разговора (беседы).

        Его называют еще методом вопросов и ответов. Ребенку необходимо вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить его к месту.

        Метод разговора может выполняться теми же приемами, что и метод имитации (приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры), а так же приемами постановки различных вопросов – заданий.

Дошкольников пятого – седьмого годов жизни обучают речи методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями ). Метод пересказа состоит в том, что после того, как детям будет прочитано художественное произведение (рассказан какой–то случай или дано словесное описание какого-либо предмета, животного), они захотели:

        - задать вопросы по ходу рассказа;

        -повторить рассказ.

        В методике разработаны многие приемы пересказа, например: игры в любимых героев, инсценировка сказок, рассказов и другие.

        Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям дошкольного возраста метод сочинения (рассказывания), где дети могут полностью продемонстрировать свой словарный запас, владение всеми компонентами языка (грамматической структурой предложений, употребление лексем, фонологическое оформление речи со стороны дикции, орфоэпии, просодии – интонации).

        Какие же стадии ребенок проходит в своем речевом развитии?

        Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов – корней. Уже на первом месяце жизни у ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие.

        Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. У малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика – к гулению, от гуления к «свирели», от «свирели» - к лепету, от лепета к первым словам – понятиям.

        Развитие понимания речи начинается с трех месяцев. Благодаря тому, что ребенок наблюдает за взрослыми, слышит речь, потешки, колыбельные песенки, он усваивает речевые образцы, грамматические формы родного языка.

        Второй год жизни – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса. Это самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

        Расширению пассивного и активного словаря ребенка способствуют игры – шутки с использованием названий предметов, находящихся в комнате.

                К двум годам малыши способны играть в простейшие подвижные игры. Дети двигаются, выполняют какие- либо действия по правилу, сформулированному в тексте потешки. Таким образом, развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти. Многие потешки и приговорки, необходимые в игре, дети повторяют вместе со взрослыми.

        Например: «Собака, не лай», «Улитка», «В лесу» и другое.

        После двух лет в активной речи у детей появляется все больше слов. Количество слов в три года в активной речи достигает до тысячи слов.

        Третий год жизни – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря. На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Появляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

         К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

        Связная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. Связного пересказа у большинства детей еще нет. Дети могут отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражание.

        В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. У детей появляется интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И.Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слова, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата.

        Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что способствует его развитию.

        Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознавать правила поведения.

        С ребенком третьего года жизни можно уже целенаправленно заниматься развитием речи в течение 7-10 минут.

        Но полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

        

         Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка.

        Четвертый год жизни – освоение словообразовательных моделей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизношения.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью.

        Они сами начинают разговор, задают много вопросов. Словарный запас достигает примерно 2000 слов. После трех лет происходит усвоение словообразования. Совершенствуется работа органов артикуляции, что дает детям возможность начинать справляться с произношением многосложных слов.

        Дети умеют перенимать интонацию и верно подражают взрослым при пересказе. Речевое дыхание удлиняется, совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (мишка – мышка, палка - галка). Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. Хорошая развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

        Расширение словарного запаса детей 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками.

Таким образом, в норме к четырем годам дети должны овладеть правильным произношением всех звуков, свободно пользоваться речью.

        Пятый год жизни – развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов ( простые формы звукового анализа )

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

        Дети в этом возрасте задают очень много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.

        Дети умеют не только слушать и понимать требования и просьбы взрослых, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели и слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. Они начинают овладевать монологической речью, рассказывают не только о том, что видят и слышат, но и то о чем думают, чего хотят.

        Это говорит о том, что начинает развиваться «внутренняя» речь. В этом возрасте дошкольник может рассуждать, сравнивать, употребляя прилагательные в сравнительной степени.          Он усваивает основные грамматические формы, употребляет предлоги. Возможны ошибки при построении сложных предложений.

        Звукопроизношение полностью нормализуется. Формируется навык звукового анализа слов.

        Дети способны менять произвольно громкость голоса, воспроизводить различные интонации.

          Таким образом, у пятилетнего малыша речь должна быть чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения, Ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возросла речевая активность. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, а простые слова пробует анализировать полностью.        

            На шестом и седьмом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.

Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Он свободно общается со взрослыми и сверстниками.

        Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры.

        «Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают на ошибки своих детей, направляют их, давая правильный образец».*

        Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения.        

         В дошкольном возрасте для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли будут продолжаться и в школьные годы и на протяжении всей жизни.        

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

        Я работаю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой / Москва, Мозаика - Синтез, 2005 год /.

        Проанализировав программы «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки», я отметила, что во всех программах подчеркивается значимость игровой деятельности детей, предполагается большая работа по развитию речи.

        Но в программе под редакцией В.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой раздел « Развитие речи», взаимосвязь этой деятельности с игрой, представлена наиболее подробно. Поэтому я взяла ее за основу своей работы.

Я работала с детьми второй младшей группы.

                             Работа над развитием речи включает следующее:

1. пополнение словаря;

2. усвоение грамматического строя;

3. обучение рассказыванию;

4. выработка правильного произношения звуков.

Развитию речедвигательного аппарата, его гибкости, чёткости я уделяю особое внимание.

Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развивается у ребёнка постепенно. Я постоянно выполняю с детьми артикуляционную гимнастику.        Например, игровое упражнение «Лягушки улыбаются» (Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [ c ] ).

        Дети сидят перед зеркалом. Взрослый произносит стихотворение, а дети выполняют движение.

        «Тянуть губы прямо к ушкам

        Очень нравится лягушкам.

        Улыбаются, смеются,

        А глаза у них как блюдца».

        

.  Применяю различные игры и упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти.

        Например, «Остановите лошадку» - произнести «Тпру»; «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренней поверхности щек; «Ворота открыты» - широко открывать и закрывать рот.

Часто использую и другие игровые упражнения «Хоботок», «Лопаточка», «Чищу зубы», «Лошадка» и другие.

      В данном возрасте продолжается работа для совершенствования движений пальцев рук. Применяю игры, как с речевым сопровождением, так и без него.

Пальчиковая гимнастика усложняется. Упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию.

        С помощью этих игровых упражнений происходит тренировка сгибательных и разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции

Например, «Оса», «Замок», «Листочки» и другие.

В.А. Сухомлинский считал, что « от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли». То есть, развивая пальчики ребёнка, мы развиваем мышление и речь.        

        

        

        Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания.

        Речевое дыхание отличается большей длительностью на выдохе, поэтому нужно детей обучать длительному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: вертушек, надувных шариков и другое.

        Для одновременной отработки речевого дыхания и произношения гласных звуков применяются следующие игровые приемы:

        Скажи как

малыш плачет –а-а-а.

                мышонок смеется –и-и-и и др.

          Помогают усвоению словаря подвижные игры с речевым сопровождением. С помощью таких игр развивается также слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

        Кроме того, устанавливаются добрые отношения между взрослым и малышами..

Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми условиями для правильной организации подвижных игр.

        При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка, выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка и так далее) водящего, можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей.

        Уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

        Дети приучаются согласовывать свои движения с произносимыми словами.

        Например, игры «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит» и др.

Очень хороший развивающий эффект дают настольно – печатные игры. Для расширения словарного запаса  применяю различные лото (например, «Зоологическое лото», «Транспорт » и др.), домино, парные картинки.

Играя с различными предметами, игрушками, природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, что очень важно для развития отвлечённого логического мышления и речи. В нашей группе достаточно много различных игрушек. И расположены они так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. В младшей группе игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного произношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Я провожу игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений («Отгадай-ка», «Да-нет» и др.), игры для развития у детей сравнивать, сопоставлять («Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц»), игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам  («Кому что нужно?», «Назови одним словом»), игры на развитие внимания, сообразительности, выдержки, чувства юмора («Летает- не летает», «Съедобное- не съедобное»).

        В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки), с загадками – описаниями качеств предмета или с содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета.

        Например, «В дупле живет

Да орешки грызет»

                        (белка)

«Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный»

                        (волк)

«Это посуда, из которой пьют чай»

                                        (чашка)

        Для того, чтобы дети усвоили основные словообразовательные модели языка, провожу игры типа «Карлики и великаны» (различение значений увеличительных и уменьшительных суффиксов); «Длинный, короткий, широкий, узкий» (закрепление умения согласовывать прилагательные и существительными в роде); «Что перепутал художник» (закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом); «Собери пары» (закрепление формы творительного падежа существительных), и другие.

           На четвертом году жизни дети должны научиться произвольно менять силу голоса (говорить «тоненьким» голоском, грубым голосом), уметь передавать голосом чувства и вопросительную интонацию.         Упражняться лучше всего на материале русских народных сказок. Такие ролевые игры полезны, так как развивают воображение, речь, воспитывают умение играть дружно.

        В этом возрасте дети могут с удовольствием разыграть хорошо знакомую сказку. «Такие игры – мощный стимул к развитию речи и вообще психического здоровья ребенка». *

_________________________________________________________________        

*Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно». Развитие речи детей от рождения до 5 лет: - Екатеринбург; У – фактория, 2005 год


Мне очень понравились слова Е.И. Тихеевой: «Самодеятельность лучше всего свидетельствует, что то или другое знание или мысль ребёнком усвоены… Он научается понимать то или другое лицо героя, животное, переживая в воображении их жизнь, подражая им. Благодаря этой творческой подражательной способности детей прежде всего развивается речь, рождается потребность словом передать вызванные ими чувства и переживания».

        Драматизации подлежат любые сказки. Инициатива по выбору сказки чаще идет от ребенка. Но если ребенок не проявляет инициативы, то я предлагаю ему на выбор несколько сказок. Это могут быть такие сказки: «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Теремок» и другие. Главное понимать: каждой сказке – свой возраст.

       Я считаю, что игры для педагога – дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо и пробуждать  к усвоению нового.

Дети очень любят играть в игры «Доктор», «Парикмахер», «Магазин» и др.

        Играя  с телефоном, ребенок развивает диалогическую речь.

        Для закрепления звуков я предлагаю пользоваться умением четырехлетних детей легко запоминать стихи.         Использую стихи С.Маршака, А.Барто, Н.Чуковского и других поэтов.

        Можно поиграть с ребенком в игру «Доскажи словечко», когда надо досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении.

Например,

«Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу

Будь попрочнее старый таз

Длиннее был бы мой … (рассказ)»                        С.Я.Маршак

        Говорить то тихо, то громко я учу в играх: «Испорченный телефон», «Эхо» и другие.

        Для развития связной речи я учу детей рассказывать по картинке или серии картинок.        Например, игра «Расскажи сказку», в которой нужно не только рассказать сказку, но и разложить сначала картинки по порядку.

                В речи детей встречаются ошибки в употреблении суффиксов.

        Интересный прием, с помощью которого хорошо вводить в активную речь ребенка слова, содержащие суффиксы, - совместное «чтение» текстов, содержащих пиктограммы.         Я читаю текст, а ребенок называет картинки, расположенные в тексте. Этот прием развивает внимание малыша, а к тому же может побудить его к чтению.

        Для усвоения антонимичных прилагательных, обозначающих пространственные признаки можно поиграть в игры «Высокий - низкий», «Тяжелый - легкий», «Скажи наоборот» и другие.

        Формирование грамматических навыков у детей происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры с игрушками, на прогулках.

        Игры типа «Назови, что видишь?» обучают умению образовывать относительные прилагательные ( деревянный стул, стеклянная банка и т.д.)

        Игры типа «Кто закончит правильно предложение», вводят в активную речь детей предложения с однородными членами, закрепляют родовые понятия и учат классифицировать слова – предметы по заданным группам. Игра проводится с предметными картинками.

        Четкость речи, хорошая дикция вырабатывается у ребенка, который знает много стихов наизусть, которого тренировали в произнесении чистоговорок и скороговорок. Ели ребенок ошибся в произнесении какого-то слова, то нужно просто назвать слово правильно.

        Такие игровые упражнения как правило очень нравятся детям, вызывают много положительных эмоций у детей.

        Например, «Са-са-са - на траве роса.

Ца-ца-ца – лужа у крыльца.

Слишком много ножек у сороконожек» и другие.

                Игры на звуковой анализ слова совмещаю с любой деятельностью ребенка: со свободной игрой с игрушками, с рассматриванием картинок, с работой по дому.

        Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове дошкольнику легче передать в игре. Например, в играх со звукоподражанием: «Пожужжи, как пчела», «Порычи, как собачка» и т.д. Формированию навыка узнавания звука в слове на этапе собственного громкого проговаривания способствуют игры типа: «Кто самый внимательный?», «Звуки спрятались» и др.

Провожу дидактические игры на овладение звукопроизношением («Угадай, какая это птица», «Какой звук пропустил Незнайка»? и др.), игры на ведение, закрепление и уточнение лексики («Угадай, что в корзинке?», «Да или нет?», «На чем поедем в гости?», «Что подарим кукле?»); игры на закрепление усвоенных грамматических конструкций и операций ( «Магазин», «Назови действие», «Что кто видел?» и др.); игры на развитие монологической речи («Почта», «Расскажи о своих гостях», «Семья» и др.); игры на формирование элементов взаимоконтроля, элементарных оценочно – контрольных действий («Так или не так», «Исправь Петрушку», «Скажи, где ошибка» и др.).

Особое внимание к себе требуют эмоции радости. В этом смысле надо отметить громадное положительное значение праздников, которые нарушают однообразие текущей жизни, возбуждают чувство радости, стимулируют к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи.

В начале года некоторые дети стеснялись выступать публично, но потом, ближе к концу учебного года, даже стали обижаться, если им не доставалось роли на утреннике.

Дети очень любят зарисовывать свои мысли и представления. Нам очень нравится игра « Составь сказку по своему рисунку» (в приложении). Эта игра доставляет удовольствие  мне и детям.

В моей работе встречаются и трудности. Например, Муслим дома говорит на дагестанском языке, а в садике ему приходится говорить на русском языке. Возникает проблема двуязычья. Ангелине не уделяют дома должного внимания, поэтому её речь отстаёт в развитии. У Дениса нарушен фонематический слух. Это тоже затрудняет работу по развитию речи. Паша, по свойству характера, с трудом шёл на контакт с другими детьми. И у него не было достаточной практики общения в детском саду. Но все проблемы постепенно решаются. Большую помощь в работе мне оказывают методист детского сада Новикова Е.А. и психолог Митрахович Е.Д.

        В группе, обогатила развивающую среду: создала игровой уголок «Поиграй-ка», где дети придумывают различные сюжетно – ролевые игры; разработала наглядные пособия к дидактическим играм («Сочини сказку», «Угадай по описанию» и др.).

        Для «полочки красоты» оформила коллекции картинок и открыток по разным тематикам («В зоопарке», «Спорт и мы», «Все работы хороши» и др.). В книжном уголке оформила тематические разделы «Любимые игры», «Я познаю мир», «Расскажи по сюжетной картинке», «Книжки - самоделки».

        Детям очень нравятся изготовленные мной игрушки из нетрадиционных материалов (стаканчиков из-под йогурта, спичечных коробков и др.) для театрального уголка, с огромным удовольствием используют поделки в игре.

        Все это способствует развитию речи дошкольников, так как побуждает к игровым действиям, к общению друг с другом.

        Я всегда выслушиваю детей, уточняю их ответы, учу их находить более точные слова, рассказываю детям об интересных фактах и событиях.

                Практически все дети могут рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось, отвечать на разнообразные вопросы. Стали уже традиционными наши совместные с детьми беседы на темы: «Как мы провели выходные», «Что интересного увидели по дороге в детский сад», «Любимая игрушка», «Какие книжки читает мне мама». Дети с удовольствием общаются друг с другом, со взрослыми.

        Я отметила, что самый большой интерес вызывают игры, которые обеспечивают ребенку психологический комфорт. Будь это сюжетно-ролевая игра, или подвижная игра или дидактическая игра. Я стараюсь, чтобы они обеспечивали условия для создания у детей положительного эмоционального состояния.

        Дети очень любят играть в уголке «Поиграй-ка»: наряжаться, использовать маски для драматизации небольших сказок. Часто придумывают сюжеты сами.

        Ребята очень любят играть в игры «Дополни словечко», «Добавь чистоговорку» и др. Эти игры совершенствуют отчетливое произношение слов.

        В работе с родителями использую разные формы работы: подготовила и оформила фотовыставку «Наш детский сад», «Лето, ах лето», провела анкетирование родителей группы «Ваш ребенок» с целью наиболее полного изучения индивидуальных особенностей ребенка. В уголке для родителей оформила «Поляну добрых дел» с целью поощрения всех родителей, участвующих в воспитательно-образовательном процессе. Постоянно меняются материалы в консультационном уголке «Для вас, родители».

        Родители отмечают, что дети охотнее стали рассказывать о том, как прошел день в детском саду, что было интересного, что узнали нового.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, значение игры в развитии речи ребёнка трудно переоценить.

В беседах с родителями и педагогами о важности игры для развития  детей дошкольного возраста отмечаю, что,  по данным психологов, успешностью в дальнейшем обучении в школе отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития  в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой.

Именно игра  удовлетворяет  основные потребности ребенка дошкольного возраста: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых; потребность в познании окружающего мира, в активных  движениях, в общении.

Еще раз соглашусь с К.Д.Ушинским: «Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его  забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом».


Литература

  1. Бородич А.М.

«Методика развития речи детей», Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» - 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1981 год.

  1. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада / Составители: А.К. Бондаренко, А.М. Матусик, - 2-е изд., переработано и дополнено – М.: «Просвещение,» 1983 год.
  2. Козырева Л.М.

«Говорю красиво и правильно», Развитие речи у детей от рождения до 5 лет – Екатеринбург: У – Фактория, 2005 год.

  1. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др., Под редакцией Ф,А, Сохина – «Развитие речи детей дошкольного возраста» - 3-е изд., - М. : «Просвещение», 1984 год.
  2. Максаков А.И.

«Правильно ли говорит ваш ребенок»: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., испр., - М.: «Просвещение», 1988год.

  1. Недоспасова В.А.

«Растем играя»: Средний и старший дошкольный возраст. «Пособие для воспитателей и родителей – М.»: «Просвещение 2002 год.»

  1.  Селиверстов В.И.

«Речевые игры с детьми» - М.: «Владос», 1994 год.

  1. Скоролупова О.А., Тихонова Т,М,

«Игра – как праздник!» (Сценарии тематических игровых недель в детском саду) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 год.

  1. Скоролупова О.А., Логинова Л.В.

 «Играем? Играем!!! «Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 год.

  1.  Смирнова Е.О,, Зебзеева В,А, и др.

«Игры с детьми 3-4 лет /Под редакцией М.А. Араловой» - М.: ТЦ Сфера, 2008 год.

  1. Тихеева Е.И.

«Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста)»: Пособие для воспитателей детского сада / под редакцией Сохина Ф.А. – 5-е изд.-М.: «Просвещение» 1981 год.

  1. Тумакова Г.А.

Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя детского сада / Под редакцией Ф.А. Сохина – М., «Просвещение», 1991 год.

  1. Федоренко Л.П. и др.                                

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»,Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ, _ М.: «Просвещение», 1977 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

"Развитие речи в игровой деятельности детей".

Конспект занятия с играми, здоровьесберегающими технологиями и танцевальными упражнениями....

Презентация Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)

Презентация "Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)"...

Описание опыта работы на тему: «Особенности развития речи посредством игровой деятельности в зависимости от возрастной группы детского сада»

В опыте представлена  работа с детьми 2 – 3 лет. В работе Марина  Владимировна особое   внимание  уделяет индивидуальной работе c детьми,  основанной игровом подходе по р...

Развитие речи в игровой деятельности .Конспект "В гостях у песочного гномика"

Песочная терапия является незаменимым методом в развитии речи  дошкольников.  Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапииВо многих случаях игра с песком выступает в качестве ве...

Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...