Семинар - практикум для родителей" Мастерская слова для родителей"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Елена Александровна Герасименко

Объединить усилия взрослых для успешкого речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

детского сада

« Мастерская слова для родителей»

Цель: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы; формировать у родителей желание расширять активный словарный запас детей, развивать лексико - грамматический строй речи и связную речь; желание содержательно общаться с ребенком, радоваться его достижениям и успехам.
                                                   Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар - практикум «Мастерская слова». Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, и взаимодействию. Только вместе мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Уважаемые, родители! Сегодня вы познакомитесь с интересными словесными играми и упражнениями, в которые можно играть также и дома вместе с детьми. Может быть кто-то из вас просто вспомнит их, а наши дети продолжат открывать для себя удивительный мир слов, задумываться над их смыслом и значением. Итак, в путь - в мир увлекательных игр, а от игры - к знаниям! 
Успехов Вам, уважаемые взрослые и дорогие дети! Разрешите представить вам «Мастеров», которые будут оценивать вашу работу и ваши знания. (Представление членов жюри : заведующая д/с, зам.зав.по увр, учитель-логопед и др.) За победу -3 очка, ничья - 2, поражение – 1. Очки - флажки. В нашей мастерской участвуют команды: «Подмастерья» - родители «Ученики» - дети
Воспитатель: Начнем, пожалуй, мы с разминки,
Старайтесь быстро отвечать и без заминки. И сразу будет видно - кто сильней. Ты отвечай, дружок, погромче - не робей! Предлагается конкурс - разминка «Подбери слова - антонимы».
А что такое антонимы? ( предполагаемые ответы). Да это слова противоположные по значению, слова - перевертыши.
Задание 1. « Подбери антонимы». Нужно подобрать антонимы к словам, которые будут задаваться поочередно обеим командам. Начнем с команды «Подмастерья». 
Предлагаемые слова: 
«Подмастерья» «Ученики»
Веселый - грустный. - Высокий - низкий.
Временное - постоянное. Хорошо - плохо.
Доказывать - опровергать. - Мелкий - глубокий.
Забывать - помнить. Толстый - тонкий.
За - против. - Узкий - широкий.

Избыток - недостаток. Сухая - мокрая.

Зажигать - тушить. - Да - нет.
Восход - закат. Добрые - злые.
Фантастика - действительность. -Смеется - плачет. 
Встреча - разлука. Далекий - близкий.
Активное - пассивное. - Высокие - низкие.
Достоинство - недостаток. Смелость - трусость.
Зацветает - увядает. Сладкое - горькое. 
Мягкий - твердый. Глупый - умный.
Естественное - искусственное. -День-ночь.
Молодцы!
Дорогие участники! Следующее задание называется «Как растут слова» Как - то,много лет назад, 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым - 
Был н олько ловом. 
Это словослово корень, 
Разрастаться стало вскоре 
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов
очень интересно 
Гулять в саду словесном 
(Е.Измайлов)
Команде «Подмастерье» нужно подобрать однокоренные слова к слову «СНЕГ», а «Ученикам» - к слову «ВОДА». Однокоренные слова, это слова родственники.
Итак, задание № 2 «Какие слова выросли из слов:
СНЕГ «Подмастерья»
-снежок -снежный
-снеговик -снегурочка
-снегопад - снежинка
-снежочек - снегоступ
-снегоход - снегирь
-снегурки -заснеженный
ВОДА «Ученики»
-водичка -водица
-водяной -водный
-водопад -водовоз
-водонос -водохранилище
-водолей -водосток
-водоворот -одянистый
-водоем -наводнение
-водохлеб - водолаз
-водоканал.
Воспитатель: «Уважаемые «участники »! Мы продолжаем. 
Следующее задание игровое «Подскажи словечко».
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Начинаем с команды «Подмастерья» - родителей:
Ворона каркает, а сорока (трещит).
Крот роет норку ,а грач (вьет гнездо).
Петух кукарекает, а курица (кудахчет).
Лягушка квакает, а лошадь (ржет).
Замечательно поработали «Подмастерья», а теперь задание для «учеников». «Ученики дети:I 
Сова летает, а кролик (прыгает).
Корова ест сено, а тигр (мясо).
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка (бельччиха).
Кошки любят молоко, а детки (конфетки).
Спасибо всем! Как здорово вы мне помогли - подсказали нужные слова и поэтому получились замечательные предложения.
Вы показали хорошие знания, подключили воображение и прекрасно справились с заданиями. (Жюри подводит итоги).
Воспитатель: Слово предоставляется нашим «мастерам», они оценят первые три конкурса.
Предлагаю командам отдохнуть. «Вы прекрасно потрудились,
Вы старались, не ленились! 
Вас не нужно убеждать, 
Что пора и поиграть!» 
Проводится физ.минутка - игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова!» Все встают в круг, ведущая передает цветок одному из играющих, называя первый слог слова, играющий добавляет второй слог, образуя слово. Например: ша - ры; вес - на; де -ло; со- ки и др. Может быть вы мне поможете и потерянные вещи вернуть? Не удивляйтесь!
«По дороге как-то шла, сумку странную нашла, 
- Называется «сума», открываю - ну дела!
В ней потерянные вещи, потерялись - вот беда! 
Помогите мне вернуть их, в сказку на свои места!»
Следующее задание « Помогите вернуть вещи обратно в сказку» 
«Подмастерья» родители:
Головка сыра (из венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)
Рыба и оторванный волчий хвост (русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»)
Вот какой красивый горшочек! Весь украшен бубенчиками. Слышите, бубенчики названивают старую песенку? (сказка Андерсена «Свинопас».)
А вот зеркальце! А это яблочко наливное. Нет, нет! Не трогайте его, оно ядовитое! («Сказка о мертвой царевне». А.С.Пушкина).
А теперь внимание «Ученики»
Из каких сказок эти вещи? «Ученики» - дети:
Еще одно зеркальце из хрусталя восточного, венец золотой в камнях- самоцветах а это что? Чуть не сломался Цветочек - краше которого на свете нет.( из сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)

А вот старая лампа. Она волшебнаяВолшебная лампа Аа»)
Сколько тут орешков! Да не простые, все скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.)
Воспитатель: Молодцы! Помогли вернуть потерянные вещи обратно в сказку (Звучит музыка. На мультимедийном экране, появляется иллюстрация из какой то сказке)
Голос: (Вы помогли потерянным вещам вернуться в сказку. Помогите и нам, иллюстрациям, мы то же заблудились)
Воспитатель: Поможем? Итак, задание № 5 «Помоги вернуть иллюстрации в свои сказки»
«Подмастерья» и «Ученики», будьте внимательны! Кто первый угадает название сказки по иллюстрации, тому «Мастера» (Жюри) и засчитают очко. Название сказок: -Гуси - лебеди;
-Лисичка - сестричка и серый волк; -По щучьему велению; -Дюймовочка; -Золотая рыбка; -Аленький цветочек.
Воспитатель: по вашим ответам видно, что вы любите сказки, хорошо знаете их содержание и да же авторов. Молодцы!
Воспитатель: Объявляю следующий конкурс «Составь картину( из природного и бросового материалов) и придумай по ней небольшой рассказ». Также можно прочитать стихи на эти темы. А темы будут такими:
«Подмастерья» - родители: «Первоцветы» 
«Ученики» - дети: «Весна». Команды выполняют задание.
Есть такая пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего! Ах как быстро и интересно пролетело время у нас за увлекательным занятием! А теперь, наш последний конкурс!
«Подмастерья» - рассказ, составленный по картине «Первоцветы», «Ученики» - по картине «Весна».
А сейчас, слово для подведения общих итогов предоставляется нашим «Мастерам». Жюри объявляет окончательные результаты. Вручение призов. Вот и закончилась наша интересная, совместная игра с развивающим содержанием «Мастерская слова». Думаю, что не нужно никому объяснять, как важен для человека «Дар слова» и необходимо нам, взрослым, помочь нашим детям как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром.
Благодарим Вас за участие, за увлекательную игру! Мы прекрасно провели время все вместе!
До новых встреч!
Зажигать - тушить. - Да - нет.
Восход - закат. Добрые - злые.
Фантастика - действительность. -Смеется - плачет. 
Встреча - разлука. Далекий - близкий.
Активное - пассивное. - Высокие - низкие.
Достоинство - недостаток. Смелость - трусость.
Зацветает - увядает. Сладкое - горькое. 
Мягкий - твердый. Глупый - умный.
Естественное - искусственное. -День-ночь.
Молодцы!
Дорогие участники! Следующее задание называется «Как растут слова» Как - то,много лет назад, 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым - 
Был н олько ловом. 
Это словослово корень, 
Разрастаться стало вскоре 
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов
очень интересно 
Гулять в саду словесном 
(Е.Измайлов)
Команде «Подмастерье» нужно подобрать однокоренные слова к слову «СНЕГ», а «Ученикам» - к слову «ВОДА». Однокоренные слова, это слова родственники.
Итак, задание № 2 «Какие слова выросли из слов:
СНЕГ «Подмастерья»
-снежок -снежный
-снеговик -снегурочка
-снегопад - снежинка
-снежочек - снегоступ
-снегоход - снегирь
-снегурки -заснеженный
ВОДА «Ученики»
-водичка -водица
-водяной -водный
-водопад -водовоз
-водонос -водохранилище
-водолей -водосток
-водоворот -одянистый
-водоем -наводнение
-водохлеб - водолаз
-водоканал.
Воспитатель: «Уважаемые «участники »! Мы продолжаем. 
Следующее задание игровое «Подскажи словечко».
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Начинаем с команды «Подмастерья» - родителей:
Ворона каркает, а сорока (трещит).
Крот роет норку ,а грач (вьет гнездо).
Петух кукарекает, а курица (кудахчет).
Лягушка квакает, а лошадь (ржет).
Замечательно поработали «Подмастерья», а теперь задание для «учеников». «Ученики дети:I 
Сова летает, а кролик (прыгает).
Корова ест сено, а тигр (мясо).
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка (бельччиха).
Кошки любят молоко, а детки (конфетки).
Спасибо всем! Как здорово вы мне помогли - подсказали нужные слова и поэтому получились замечательные предложения.
Вы показали хорошие знания, подключили воображение и прекрасно справились с заданиями. (Жюри подводит итоги).
Воспитатель: Слово предоставляется нашим «мастерам», они оценят первые три конкурса.
Предлагаю командам отдохнуть. «Вы прекрасно потрудились,
Вы старались, не ленились! 
Вас не нужно убеждать, 
Что пора и поиграть!» 
Проводится физ.минутка - игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова!» Все встают в круг, ведущая передает цветок одному из играющих, называя первый слог слова, играющий добавляет второй слог, образуя слово. Например: ша - ры; вес - на; де -ло; со- ки и др. Может быть вы мне поможете и потерянные вещи вернуть? Не удивляйтесь!
«По дороге как-то шла, сумку странную нашла, 
- Называется «сума», открываю - ну дела!
В ней потерянные вещи, потерялись - вот беда! 
Помогите мне вернуть их, в сказку на свои места!»
Следующее задание « Помогите вернуть вещи обратно в сказку» 
«Подмастерья» родители:
Головка сыра (из венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)
Рыба и оторванный волчий хвост (русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»)
Вот какой красивый горшочек! Весь украшен бубенчиками. Слышите, бубенчики названивают старую песенку? (сказка Андерсена «Свинопас».)
А вот зеркальце! А это яблочко наливное. Нет, нет! Не трогайте его, оно ядовитое! («Сказка о мертвой царевне». А.С.Пушкина).
А теперь внимание «Ученики»
Из каких сказок эти вещи? «Ученики» - дети:
Еще одно зеркальце из хрусталя восточного, венец золотой в камнях- самоцветах а это что? Чуть не сломался Цветочек - краше которого на свете нет.( из сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)

А вот старая лампа. Она волшебнаяВолшебная лампа Аа»)
Сколько тут орешков! Да не простые, все скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.)
Воспитатель: Молодцы! Помогли вернуть потерянные вещи обратно в сказку (Звучит музыка. На мультимедийном экране, появляется иллюстрация из какой то сказке)
Голос: (Вы помогли потерянным вещам вернуться в сказку. Помогите и нам, иллюстрациям, мы то же заблудились)
Воспитатель: Поможем? Итак, задание № 5 «Помоги вернуть иллюстрации в свои сказки»
«Подмастерья» и «Ученики», будьте внимательны! Кто первый угадает название сказки по иллюстрации, тому «Мастера» (Жюри) и засчитают очко. Название сказок: -Гуси - лебеди;
-Лисичка - сестричка и серый волк; -По щучьему велению; -Дюймовочка; -Золотая рыбка; -Аленький цветочек.
Воспитатель: по вашим ответам видно, что вы любите сказки, хорошо знаете их содержание и да же авторов. Молодцы!
Воспитатель: Объявляю следующий конкурс «Составь картину( из природного и бросового материалов) и придумай по ней небольшой рассказ». Также можно прочитать стихи на эти темы. А темы будут такими:
«Подмастерья» - родители: «Первоцветы» 
«Ученики» - дети: «Весна». Команды выполняют задание.
Есть такая пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего! Ах как быстро и интересно пролетело время у нас за увлекательным занятием! А теперь, наш последний конкурс!
«Подмастерья» - рассказ, составленный по картине «Первоцветы», «Ученики» - по картине «Весна».
А сейчас, слово для подведения общих итогов предоставляется нашим «Мастерам». Жюри объявляет окончательные результаты. Вручение призов. Вот и закончилась наша интересная, совместная игра с развивающим содержанием «Мастерская слова». Думаю, что не нужно никому объяснять, как важен для человека «Дар слова» и необходимо нам, взрослым, помочь нашим детям как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром.
Благодарим Вас за участие, за увлекательную игру! Мы прекрасно провели время все вместе!
До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Конспект семинара - практикума "В страну знаний" с родителями

Познакомить родителей с играми, способствующими  развитию у детей познавательных процессов...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

семинар-практикум "Шаг к слову" с использованием логостепов.

Логостеп - это коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными аномалиями в развитии, в том числе и с речевой патологтей,средствами движения. музыки и слова....

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников». Психологическая гостиная для родителей.

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей....