Главные вкладки

    конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе "Выручим Ванечку"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Шулятьева Елена Валентиновна

    Конспет занятия в старшей группе по речевому развитию. Занятие построено с учетом методических приемов, присущих программе "Радуга".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevoe_razvitie_konspekt.docx25.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Увинский детский сад №1»

    Конспект итогового занятия

    по речевому развитию  детей в старшей группе

     «Выручим Ванечку»

    Составил: воспитатель

    1 квалификационной категории

     Шулятьева Е.В.

    Ува

    Конспект итогового занятия

    по речевому развитию  в старшей группе «Выручим Ванечку»

    Цель: Овладение речью как средством общения на основе комплексного развития всех компонентов устной речи.

    Задачи:

    1. Развитие лексической стороны речи:

    Обогащать словарный запас, активизировать его в высказываниях детей;

    Уточнять представления о предметах и их частях;

    Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов;

    1. Формирование грамматического строя речи:

    Упражнять в составлении простых предложений,;

    Усваивать способы словообразования;

    1. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

    Развивать речевое дыхание;

    Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком;

    1. Развитие связной речи детей:

    Создать условия для участия в коллективном разговоре;

    Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию;

    Упражнять в составлении простых описаний разными средствами;

     Закреплять представления детей о структурных частях повествования;

    1. Формировать чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение (в рамках подготовки к письму);
    2. Воспитывать интерес  и любовь к художественной литературе.

    Материалы и оборудование: медиапроектор;  видеоряд «У лукоморья дуб зеленый…», игра «Угадай сказку», изображение избушки на курьих ножках (бревенчатая); два набора картинок с последовательными событиями (два варианта: в обр. А.Афанасьева –ежик, и  в обр. А.Толстого); бутафорская печка, яблоня и речка с мостиком; таблички слов (сказка, автор, народ); схема и фишки красного и синего цвета к упр. «Ритмическая дорожка», цветы из бумаги с нарисованными картинками к игре «Весенние слова», мнемотаблица «Опиши дерево», капельки к ТРИЗ, мобиль «Весенний дождь», схемы и фишки к звуковому анализу слова.

    Методические приемы:

     Наглядные: ИКТ, мнемотаблица, цветы с картинками-словами, мобиль, д/и «Сложи по порядку».

    Практические: физминутка, дых.упражнение,  чтение слов, упр-е «Ритмическая дорожка», звуковой анализ слова.

    Словесные:  художественное слово, чтение  стих-я по ролям, вопросы, называние слов с заданным звуком, составление рассказа, объяснение, пословицы,  загадка, словарная работа (молочная речка-кисельные берега); анализ и формулирование задачи  на будущую деятельность.  

    Игровые: ситуация вхождения в сказку; сюрпризный момент (баба Яга); игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ); игра «Угадай сказку», «Я задумала словечко…»

    Ход занятия:

    Организационная часть

    Звучит аудиозапись, вос-ль зачитывает первые строки стих-я А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», на экране изображение сюжета стихотворения.

    -Дети, знакомы ли вам строки этого стихотворения? Кто автор стихотворения? (А.С.Пушкин) О чем стих-е? (о сказках)

    -Скажите, что такое сказка?

     -Хотите стать героями сказки «Гуси-лебеди» и спасти Ваню от бабы Яги? 

    Основная часть

    -В сказке «Гуси-лебеди» кто является главным героем? (девочка Маша) Главный сюжет сказки в чем состоит? (спасение брата и прохождение трудностей)

    -Чтобы не заблудится в сказке, нужно вспомнить последовательность событий. Выложите их с помощью картинок «Сложи по порядку» (два варианта: в обр. А.Афанасьева –ежик, и  в обр. А.Толстого).

    Почему получились разные цепочки? (разное построение сказки)  С помощью каких приемов можно укоротить или  удлинить сказку? (добавляя или убирая героев) 

    Физминутка – вхождение в ситуацию:

    Покружитесь-покружитесь

    В героев сказки превратитесь!

    ПЕЧКА (ВХЛ)

    -И сразу  на пути встречается печка. Посмотрите, какая-то записка, интересно, что в ней написано? Кто сможет прочитать? (СКАЗКА, АВТОР, НАРОД)

    Интересно, что хочет нам сказать печка этими словами?

    (при затруднении- Какие бывают сказки? (авторские и народные))

     -Как вы понимаете авторские сказки? (те сказки, которые написал определенный автор)

    -Как вы понимаете народные сказки? (те, сказки, которые придумал народ)

    -Из каких частей состоят сказки? (зачин, середина, концовка)

    -Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были…. В некотором царстве, в некотором государстве…. Однажды в лесу…. Это случилось давно… .)

    - А какими словами заканчиваются? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! С тех пор у них мир и лад. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

    -Вижу, вы любите сказки,  покажем печке знание сказок,  я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». На экране будут  появляться картинки из определенных сказок, а вы будете говорить, о какой сказке идёт речь.

    (воспитатель показывает сюжетные картинки из сказок и дети называют название и определяют авторская (автора) или народная)

    -В чем основной смысл сказок?

    - Конечно же, сказки учат нас доброте, честности, справедливости, уважению к старшим, трудолюбию. И люди в обычной жизни употребляют поговорки и пословицы об  этих истинах. Какие вы знаете?

    (дети называют пословицы и поговорки)

    Чтобы не сбиться с пути, нужно проложить дорожку, да не простую, а ритмическую.

    упр. «Ритмическая дорожка» (у стола)

    (дети выкладывают фишками предлагаемый воспитателем ритм, прохлапывают его).

    ЯБЛОНЯ

     А следующее задание нам приготовлено, отгадайте кем?

    Оно высоко и ветвисто,

    Весною зеленеет быстро,

    Красивым зацветает цветом,

    Украшено плодами летом,

    Зимой же голое стоит

                                                           И неприглядное на вид.
    -Почему так говорят про яблоню? (различия внешнего вида в разные времена года)

    -Поиграем в игру «Весенние слова», и с каждым словом  украсим яблоню, помещая  цветок, превращая его в весеннее. (Весна (главное слово) – дождь, солнце, радуга, одежда, цветок, обувь, ветер, гроза, дерево………….)

    -Порадуем яблоню, расскажем про нее с помощью плана-таблицы.

    (инд.рассказ по мнемотаблице «Опиши дерево»)

    Какие осадки идут весной? Нужен ли дождь весной? (объяснения детей) 

    Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

    (Дождь-это плохо (хорошо), потому что….)                    

     (2 команды, для ответа-фишка-капелька)

    Поиграем с нашей тучкой.

    .Дых.упр. «Капли»

    -Когда капли собираются в большом количестве, что получается? (ручеек – речка) Значит, нам пора к речке.

    РЕЧКА (грамота)

    А вот и речка. Давайте расскажем для речки стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька…» (по ролям).

     Словарная работа: В сказке как описывается речка? (молочная речка - кисельные берега) Как вы понимаете это выражение?

     С давних времен полезной едой для детей всегда считались молоко и кисель. Также это выражение символизирует  беззаботную жизнь, неиссякаемый достаток и благополучие, иными словами "иметь питье и еду в большом количестве".

    Слова «КИСЕЛЬ» и «МОЛОКО» имеют парные звуки, какие? (л, ль ) (к,кь) Речка приготовила нам следующее задание: провести звуковой анализ слова «КИСЕЛЬ».

    Практическая работа за столами (звуковой анализ, ударение, количество звуков, слогов). Индивидуальная работа у доски, самоконтроль по образцу.

    Молодцы! Осталось пройти через мостик, называя слово со звуком «л» - мальчики, «ль» - девочки.

    Игра «Назови слово» (переходят через мостик, подходят к экрану, на котором изображена избушка на курьих ножках)

    ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

    А вот и избушка на курьих ножках (на экране картинка). Из чего построена избушка? (из бревен) Значит  она какая? (бревенчатая)  А если дом из кирпича?

    Упражнение на словообразование «Какие бывают дома» (стекло, солома, камень, глина, лед, снег, пластмасса, железо и бетон)

    -Ванечки нигде не видно, посмотрю, где он (воспитатель идет за экран, выходит в образе бабы Яги).

    БАБА-ЯГА

    Ага, зачем пожаловали?... Так просто я вам Ваню не отдам, прежде отгадайте, какое я слово задумала.

    Игра «Я задумала словечко…» (гусь)

    Смышленные детишки попались, отгадали словечко. Гуси – мои любимые птицы, а они ведь от меня улетели, сказали, что нельзя детей красть. Теперь вот решила я доброй стать, Ванечку вам отдать и угостить вас за смелость, сообразительность, ведь не так просто ко мне добраться.

    (отдает игрушку Ваню, угощает леденцами и перевоплощается снова в вос-ля)

    Физминутка – вхождение в ситуацию:

    Покружитесь-покружитесь

    Снова в группе появитесь!

    Заключительная часть

    Понравилось вам побывать героями сказки.

    Что показалось наиболее интересным? …

    О каком выражении вы теперь сможете рассказать? (молочная речка-кисельные берега)

    Как вы считаете, концовка сказки с вашим участием какими словами может  закончиться?  

    Вы убедились, что сказку можно сочинить самим. В следующий раз попробуем сочинить на новый лад сказку «Рукавичка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового занятия. Познавательно – речевое развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

    Данное занятие рекомендовано для выявления уровня подготовки детей к школьному обучению....

    Конспект итогового занятия по речевому развитию в I младшей группе Тема: «Прогулка на весеннюю полянку»

    Тема“Прогулка на внесению полянку ”Программа«От рождения до школы»ВозрастПервая младшая группаОсновная образ. область«Речевое развитие»Интеграция с др. областями«Познавательное развитие», “художествен...

    Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

    Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе.  Проводится в игровой форме. Во время путешествия в страну Красивой речи, дети выполняют различные задания на закрепление знаний. Мате...

    Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Викторина по сказкам»

    Цель:1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;3. Замечать и выделять изобразительно выразительные сре...

    Итоговое занятие по речевому развитию в старшей группе "В мире слов"

    Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп. Задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове. Развивать свя...

    Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

    Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе«В гостях у профессора Речевика».Цель: систематизирование  знания, умения, представления детей по речевому развитию.Зад...