конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе "Выручим Ванечку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шулятьева Елена Валентиновна

Конспет занятия в старшей группе по речевому развитию. Занятие построено с учетом методических приемов, присущих программе "Радуга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_konspekt.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Увинский детский сад №1»

Конспект итогового занятия

по речевому развитию  детей в старшей группе

 «Выручим Ванечку»

Составил: воспитатель

1 квалификационной категории

 Шулятьева Е.В.

Ува

Конспект итогового занятия

по речевому развитию  в старшей группе «Выручим Ванечку»

Цель: Овладение речью как средством общения на основе комплексного развития всех компонентов устной речи.

Задачи:

  1. Развитие лексической стороны речи:

Обогащать словарный запас, активизировать его в высказываниях детей;

Уточнять представления о предметах и их частях;

Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов;

  1. Формирование грамматического строя речи:

Упражнять в составлении простых предложений,;

Усваивать способы словообразования;

  1. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

Развивать речевое дыхание;

Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком;

  1. Развитие связной речи детей:

Создать условия для участия в коллективном разговоре;

Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию;

Упражнять в составлении простых описаний разными средствами;

 Закреплять представления детей о структурных частях повествования;

  1. Формировать чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритм и изображение (в рамках подготовки к письму);
  2. Воспитывать интерес  и любовь к художественной литературе.

Материалы и оборудование: медиапроектор;  видеоряд «У лукоморья дуб зеленый…», игра «Угадай сказку», изображение избушки на курьих ножках (бревенчатая); два набора картинок с последовательными событиями (два варианта: в обр. А.Афанасьева –ежик, и  в обр. А.Толстого); бутафорская печка, яблоня и речка с мостиком; таблички слов (сказка, автор, народ); схема и фишки красного и синего цвета к упр. «Ритмическая дорожка», цветы из бумаги с нарисованными картинками к игре «Весенние слова», мнемотаблица «Опиши дерево», капельки к ТРИЗ, мобиль «Весенний дождь», схемы и фишки к звуковому анализу слова.

Методические приемы:

 Наглядные: ИКТ, мнемотаблица, цветы с картинками-словами, мобиль, д/и «Сложи по порядку».

Практические: физминутка, дых.упражнение,  чтение слов, упр-е «Ритмическая дорожка», звуковой анализ слова.

Словесные:  художественное слово, чтение  стих-я по ролям, вопросы, называние слов с заданным звуком, составление рассказа, объяснение, пословицы,  загадка, словарная работа (молочная речка-кисельные берега); анализ и формулирование задачи  на будущую деятельность.  

Игровые: ситуация вхождения в сказку; сюрпризный момент (баба Яга); игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ); игра «Угадай сказку», «Я задумала словечко…»

Ход занятия:

Организационная часть

Звучит аудиозапись, вос-ль зачитывает первые строки стих-я А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», на экране изображение сюжета стихотворения.

-Дети, знакомы ли вам строки этого стихотворения? Кто автор стихотворения? (А.С.Пушкин) О чем стих-е? (о сказках)

-Скажите, что такое сказка?

 -Хотите стать героями сказки «Гуси-лебеди» и спасти Ваню от бабы Яги? 

Основная часть

-В сказке «Гуси-лебеди» кто является главным героем? (девочка Маша) Главный сюжет сказки в чем состоит? (спасение брата и прохождение трудностей)

-Чтобы не заблудится в сказке, нужно вспомнить последовательность событий. Выложите их с помощью картинок «Сложи по порядку» (два варианта: в обр. А.Афанасьева –ежик, и  в обр. А.Толстого).

Почему получились разные цепочки? (разное построение сказки)  С помощью каких приемов можно укоротить или  удлинить сказку? (добавляя или убирая героев) 

Физминутка – вхождение в ситуацию:

Покружитесь-покружитесь

В героев сказки превратитесь!

ПЕЧКА (ВХЛ)

-И сразу  на пути встречается печка. Посмотрите, какая-то записка, интересно, что в ней написано? Кто сможет прочитать? (СКАЗКА, АВТОР, НАРОД)

Интересно, что хочет нам сказать печка этими словами?

(при затруднении- Какие бывают сказки? (авторские и народные))

 -Как вы понимаете авторские сказки? (те сказки, которые написал определенный автор)

-Как вы понимаете народные сказки? (те, сказки, которые придумал народ)

-Из каких частей состоят сказки? (зачин, середина, концовка)

-Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были…. В некотором царстве, в некотором государстве…. Однажды в лесу…. Это случилось давно… .)

- А какими словами заканчиваются? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! С тех пор у них мир и лад. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

-Вижу, вы любите сказки,  покажем печке знание сказок,  я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». На экране будут  появляться картинки из определенных сказок, а вы будете говорить, о какой сказке идёт речь.

(воспитатель показывает сюжетные картинки из сказок и дети называют название и определяют авторская (автора) или народная)

-В чем основной смысл сказок?

- Конечно же, сказки учат нас доброте, честности, справедливости, уважению к старшим, трудолюбию. И люди в обычной жизни употребляют поговорки и пословицы об  этих истинах. Какие вы знаете?

(дети называют пословицы и поговорки)

Чтобы не сбиться с пути, нужно проложить дорожку, да не простую, а ритмическую.

упр. «Ритмическая дорожка» (у стола)

(дети выкладывают фишками предлагаемый воспитателем ритм, прохлапывают его).

ЯБЛОНЯ

 А следующее задание нам приготовлено, отгадайте кем?

Оно высоко и ветвисто,

Весною зеленеет быстро,

Красивым зацветает цветом,

Украшено плодами летом,

Зимой же голое стоит

                                                       И неприглядное на вид.
-Почему так говорят про яблоню? (различия внешнего вида в разные времена года)

-Поиграем в игру «Весенние слова», и с каждым словом  украсим яблоню, помещая  цветок, превращая его в весеннее. (Весна (главное слово) – дождь, солнце, радуга, одежда, цветок, обувь, ветер, гроза, дерево………….)

-Порадуем яблоню, расскажем про нее с помощью плана-таблицы.

(инд.рассказ по мнемотаблице «Опиши дерево»)

Какие осадки идут весной? Нужен ли дождь весной? (объяснения детей) 

Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

(Дождь-это плохо (хорошо), потому что….)                    

 (2 команды, для ответа-фишка-капелька)

Поиграем с нашей тучкой.

.Дых.упр. «Капли»

-Когда капли собираются в большом количестве, что получается? (ручеек – речка) Значит, нам пора к речке.

РЕЧКА (грамота)

А вот и речка. Давайте расскажем для речки стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька…» (по ролям).

 Словарная работа: В сказке как описывается речка? (молочная речка - кисельные берега) Как вы понимаете это выражение?

 С давних времен полезной едой для детей всегда считались молоко и кисель. Также это выражение символизирует  беззаботную жизнь, неиссякаемый достаток и благополучие, иными словами "иметь питье и еду в большом количестве".

Слова «КИСЕЛЬ» и «МОЛОКО» имеют парные звуки, какие? (л, ль ) (к,кь) Речка приготовила нам следующее задание: провести звуковой анализ слова «КИСЕЛЬ».

Практическая работа за столами (звуковой анализ, ударение, количество звуков, слогов). Индивидуальная работа у доски, самоконтроль по образцу.

Молодцы! Осталось пройти через мостик, называя слово со звуком «л» - мальчики, «ль» - девочки.

Игра «Назови слово» (переходят через мостик, подходят к экрану, на котором изображена избушка на курьих ножках)

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

А вот и избушка на курьих ножках (на экране картинка). Из чего построена избушка? (из бревен) Значит  она какая? (бревенчатая)  А если дом из кирпича?

Упражнение на словообразование «Какие бывают дома» (стекло, солома, камень, глина, лед, снег, пластмасса, железо и бетон)

-Ванечки нигде не видно, посмотрю, где он (воспитатель идет за экран, выходит в образе бабы Яги).

БАБА-ЯГА

Ага, зачем пожаловали?... Так просто я вам Ваню не отдам, прежде отгадайте, какое я слово задумала.

Игра «Я задумала словечко…» (гусь)

Смышленные детишки попались, отгадали словечко. Гуси – мои любимые птицы, а они ведь от меня улетели, сказали, что нельзя детей красть. Теперь вот решила я доброй стать, Ванечку вам отдать и угостить вас за смелость, сообразительность, ведь не так просто ко мне добраться.

(отдает игрушку Ваню, угощает леденцами и перевоплощается снова в вос-ля)

Физминутка – вхождение в ситуацию:

Покружитесь-покружитесь

Снова в группе появитесь!

Заключительная часть

Понравилось вам побывать героями сказки.

Что показалось наиболее интересным? …

О каком выражении вы теперь сможете рассказать? (молочная речка-кисельные берега)

Как вы считаете, концовка сказки с вашим участием какими словами может  закончиться?  

Вы убедились, что сказку можно сочинить самим. В следующий раз попробуем сочинить на новый лад сказку «Рукавичка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе.  Проводится в игровой форме. Во время путешествия в страну Красивой речи, дети выполняют различные задания на закрепление знаний. Мате...

Итоговое занятие по речевому развитию в старшей группе "В мире слов"

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп. Задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местоположение звука в слове, количество слогов в слове. Развивать свя...

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика».

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе«В гостях у профессора Речевика».Цель: систематизирование  знания, умения, представления детей по речевому развитию.Зад...

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе

Конспект итоговой  НОД по речевому развитию в старшей группе...

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе развития «Поможем вернуть посуду бабушке Федоре»

Образовательные области в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическ...