Непосредственная образовательная деятельность "Путь к богатырям"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Образовательная область "Речевое развитие". Конспект НОД в старшей группе "Путь к богатырям". В представленной НОД были использованы технологии: игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лиджиева Елена Борисовна,

Учитель-логопед  МКДОУ детский сад «Малыш»

                                                                       «Современные образовательные                                                                                                                    

                                                       технологии в детском саду»

                                                                Номинация: речевое развитие     

Пояснительная записка

Лиджиева Елена Борисовна, учитель-логопед МКДОУ детский сад «Малыш» п.Яшкуль . Образовательная область «Речевое развитие», конспект НОД в старшей группе по теме «Путь к богатырям».

 В представленной НОД были использованы технологии: игровая, здоровьесберегающие,  информационно-коммуникационные.

        Используя приемы здоровьесберегающих технологий в НОД  повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность. Применение здоровьесбережения позволяет предотвратить переутомление, снижение работоспособности, удовлетворить двигательную активность детей, что способствует сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.

Целью использования  игровой технологии в НОД является  повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе

Конспект НОД в старшей группе по теме «Путь богатырей».

Интеграция образовательных областей:

-  Познавательное  развитие, речевое, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое.

- Формирование положительной установки, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

 Программное содержание

Цель:

- Приобщать детей к истокам калмыцкой народной культуры.

- Вызывать интерес к первым защитникам – богатырям.

Задачи:

 Образовательные:

- Способствовать накоплений знаний о калмыцком народном эпосе

 «Джангар», о защитниках Отечества.

- Активизировать познавательную и речевую деятельность.

- Обогащать словарный запас.

- Совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать слова множественного числа, согласование числительных с существительными)

- Познакомить детей со свойствами песка и глины с посредством экспериментальной деятельности.

 Развивающие:

- Развивать интерес  в процессе совместной деятельности.

- Развивать умение слушать и слышать вопросы.

- Развитие творческого воображения, зрительного внимания.

- Формирование длительного плавного выдоха.

- Развитие связной речи.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотические чувства  к Родине, уважение к истокам культуры.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

Технологии: игровые, информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие

Демонстрационный и методический материал: иллюстрации богатырей художника В.А Фаворского, аудиозапись музыки, карточки с изображением лошадей

Оборудование:

- Проектор или интерактивная доска,  песок, пластиковые бутылочки, медицинские груши, трубочки, степы, альчик

 Предварительная работа:

- Беседа о защитниках Отечества, о калмыцком народном эпосе « Джангар».

- Рассматривание иллюстраций В.А.Фаворского.

Ход НОД

Вводная часть

1.Организационный момент.

Дети заходят в зал.

Воспитатель: 

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько у нас гостей, поздоровайтесь с ними.

( Дети здороваются с гостями)

Воспитатель:

Возьмемся за руки и встанем в круг. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте все обиды. Я желаю вам получить сегодня хорошее настроение от общения со мной.

2. Основная часть

Воспитатель:

 - Дети, скажите, какой  приближается праздник?

Дети: «23 февраля», « День Защитников Отечества»

Воспитатель:

 -Правильно.  Праздник День Защитников Отечества! Кто такие защитники?

Дети: 

( Солдаты, воины, летчики, танкисты)

 Воспитатель:

- В наше время наши границы охраняют защитники на земле, на воде и с воздуха. Они смелые, отважные, умные, храбрые и вы подрастете и станете будущими защитниками Родины. В прошлом у калмыцкого народа были свои защитники - богатыри. Об их подвигах, силе, отваге, бесстрашии говорится в  народном эпосе « Джангар». Они защищали свою страну Бумбу, умело скакали на лошадях, метали копья и стрелы, мерились силами. Вы хотели бы стать такими сильными, как богатыри страны Бумбы?                        

-Ребята  на страну Бумбу напал злой мангас и увел табун  лошадей.

( на экране « Табун» звучит музыка)

Воспитатель:

- Богатыри страны Бумбы отправляются на поиски лошадей, давайте и мы с богатырями пройдем этот путь.  С кем же самым первым мы отправимся в путь?

Дети:

- Это Ясновидец Алтан  Цеджи.

Воспитатель:

- Ясновидец Алтан Цеджи, чем он славился?

Дети:

-Богатырь Алтан Цеджи самый мудрый. (ответы детей)

 Воспитатель:

- Алтан Цеджи, хотел бы узнать, насколько же вы умны, мудры. Готовы с ним  поиграть?

Игра «Сколько?»

( согласование существительного с прилагательным)

- На экране сколько мы видим лошадей? (Я вижу на экране одну)

-А сейчас на экране сколько, лошадей? (Сейчас на экране три лошади)

- А теперь на экране сколько, лошадей? ( А теперь на экране пять лошадей)

- На экране сколько, верблюдов? (  На экране один верблюд, негн)

- А сейчас сколько, верблюдов? ( А сейчас два верблюда)

- Дети, один  - ( верблюд) , а два? ( А два верблюда)

- А теперь на экране, сколько коров? ( А теперь на экране одна корова)

- А сейчас на экране сколько коров? ( А сейчас на экране много коров)

- Саша, когда много мы говорим ( много коров), а когда одна мы говорим

( одна корова)

Воспитатель:

 - Молодцы ребята! Алтан Цеджи приготовил еще одну игру

«Подумай, не торопись»

                                        ( определи место звука в слове)

Воспитатель:

- Назовите слова: Степь, Лотос, Солнце. Какой звук слышится в этих словах?

( В этих словах слышится звук « С»)

- В слове Степь , звук С где слышится? ( В слове Степь звук слышится в начале слова)

- Давайте проверим правильно ли мы ответили, если да, то степь окажется наверху. ( проверяем)

- В слове лотоС, звук С где находится? ( В слове лотоС Звук С находится в конце)

- Проверим, если мы ответили правильно, то картинка исчезнет.

- В слове Солнце, где находится звук С? ( В слове Солнце звук С слышится в начале слова)

- Проверим, если да, то солнце окажется наверху.

- Назовите слова: ( стреЛа, Луна, пиаЛа) Какой  звук я выделяла, когда произносила эти слова? ( Звук Л)

- Сейчас мы найдем слова, где звук Л находится в середине слова.

- В слове стреЛа, где находится звук Л? ( В слове стреЛа звук находится в середине слова)

- Проверим, если верно , то стрела окажется наверху.

- В слове Луна, где мы слышим звук Л? ( В слове Луна звук Л в начале слова)

- Проверим, если верно, то картинка исчезнет

- В слове пиаЛа, определите где находится звук Л?  ( В слове пиаЛа звук Л находится в середине слова)

 - Проверим, если мы ответили правильно, то картинка поднимется вверх.

 - Назовите слова: боРцг, узоР, какой звук я выделяю?

- Сейчас мы найдем слово, где звук Р находится в конце слова.

- В слове боРцг, где находится звук Р? ( В слове боРцг звук находится в середине)

- Проверим, если верно, то картинка исчезнет

- В слове узоР, где находится звук Р?( В слове узоР звук Р находится в конце слова)

- Проверим, картинка на верху, значит верно.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Отправимся дальше в путь. (под музыку танцуя, по кругу)

Воспитатель:

- Кто здесь нас ждет? ( Это богатырь Хонгор Алый Лев)

-Быстро станем в круг и поиграем с ним.

Игра «  Какие богатыри?»( передаем друг другу альчик)

Воспитатель:

- Передаем альчик , говорим какие у нас богатыри в стране Бумбе живут

Храбрые – быстрые – отважные – сильные - ловкие – красивые – умные – добрые - умелые – крепкие – отличные- злые.

Воспитатель:

 - Вот мы и показали Хонгору, какие мы быстрые богатыри.

Воспитатель:

- Путь богатырей, очень трудный. Вот дорога, куда же она ведет? Давайте пройдемся по кочкам.

( Проходят по степям)

Воспитатель:

- Кто нас встречает ребята? ( Нас встречает богатырь Строгий Санал)

Воспитатель:

- Богатырь Строгий Санал, очень выносливый. Он не отпустит нас, пока не испытает. Покажите ему свою силу в знаниях пословиц, я начну, а вы закончите

Игра « Доскажи  пословицу»

- Один в поле, не (воин).

- Один за всех и все (за одного).

- Герой за Родину (горой).

- Жить – Родине (служить).

- Сам погибай, но товарища (выручай).

Воспитатель:

- Молодцы. Дети калмыки кочевой народ, все время проводили в степи.  Давайте отправимся, дальше вдохнем воздух бескрайней степи и наберемся сил.       ( по кругу)

Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой)

Воспитатель:

- Идем по степи вдохнули  воздух через нос, почувствовали запах степи и выдохнули плавно воздух через рот. Дышим ровно, глубоко, спинки прямые.  

Кто это тут стоит? ( Это богатырь Тяжелорукий Савр)

Ребята Тяжелорукий Савр сильный богатырь. Сейчас мы ему покажем какие мы сильные. В степи часто бывают пыльные бури, если дует ветер, что происходит с песком или пылью? А давайте посмотрим, вот у вас бутылка с песком, давайте изобразим ветер и накачаем грушу.

Что произошло? ( песок поднимался вверх)

Воспитатель:

- Маленькие песчинки поднимаются фонтанчиком вверх . Вот мы какие сильные. Продолжим свой путь, а на пути у нас?

( Богатырь Красавец Мингиян)

- Чем славился этот богатырь? ( Он славился своей красотой, любовью к музыке)

Воспитатель:

- Присядем и послушаем вместе с ним музыку.

( Звучит музыка П.О. Чонкушова)

Релаксация

Звучит  отрывок музыки « Богатыри»

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите музыку, это Джангар зовет своих богатырей в страну Бумбу. Быстрее в путь.

3. Заключительна часть

Итог. Рефлексия:

 Воспитатель:

- Вот и пришли мы в страну Бумбу. Кто такие богатыри?

( Богатыри защитники Родины)

- Мы прошли вместе с богатырями трудный путь, освободили лошадей. Вам понравилось? Возьмите магнитики и скажите, что вам сегодня понравилось.

- Дети должны составить самостоятельно предложения со словами

( « Мне сегодня понравилось….)

Воспитатель:

- А мне сегодня понравилось общение с вами ребята. Вы очень умные, ловкие, внимательные, добрые. Мы прошли с вами путь богатырей и я хочу вас поздравить с приближающим праздником «С днем защитника Отечества!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)

Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

Конспект непосредственно образовательная деятельность "Богатыри земли Русской" для детей 5-6 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской у детей старшего дошкольного...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»

Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...

Образовательная деятельностьпо формированию первичных представлений о малой Родине на тему: «Край, в котором мы живём»

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, многообразии народов Поволжья....

Образовательная область «Социализация». Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской».

Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества;сообщить детям элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о бо...

Образовательная деятельностьпо развитиречи в старшей группе "Осенний альбом"

Речевое развитие детей-дошкольников в условиях современных информационных и предметных дидактических средств согласно ГОС ДО...