Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:" Старый дед и внучек."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вурдиханова Татьяна Рамазановна.
Конспект занятия по развитию речи в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема ''Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. '' Цели и задачи -продолжать работу над развитием связной речи у детей. Пересказ басни Л.Н.Толстого ''Старый дед и внучек ''.понимать с помощью педагога скрытый смысл басни, закрепить знание пословиц. Воспитывать нравственные качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Цели и задачи: продолжать работу над развитием связной речи детей; пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»; понимать с помощью педагога скрытый смысл басни, закрепить знание пословиц, воспитывать нравственные качества личности.

Ход.

На фланелеграфе каринки с тремя видами приветствия.(привет,объятия и танцы).Дети по одному заходят в зал и выбирают вид приветствия с воспитателем.

Приветствие гостей.А теперь коснитесь вашими ладошками друг друга.почувствовали тепло ваших рук.Пусть таким же добрым наше общение сегодня.садитесь пожалуйста.

1.Вводная часть.

-Ребята, каждый из вас живёт в семье. Назовите членов своей семьи. (ответы детей)

Чтение стихов детьми.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!                      

                                     

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

И за спиной стоит СЕМЬЯ

Понять способны мы не сразу…

На это нужно много лет:

СЕМЬЯ даётся лишь однажды –

Дороже, ближе, лучше нет…

«Любили тeбя бeз oсoбых пpичин»

Любили тeбя бeз oсoбых пpичин

Зa тo, чтo ты — внук,

Зa тo, чтo ты — сын,

Зa тo, чтo мaлыш,

Зa тo, чтo paстёшь,

Зa тo, чтo нa пaпу и мaму пoхoж.

И этa любoвь дo кoнцa твoих днeй

Остaнeтся тaйнoй oпopoй твoeй. (Вaлeнтин Бepeстoв)

«Сeмeйный кpуг»

Оснoвa oснoв – poдитeльский дoм.

В сeмeйнoм кpугу мы с вaми paстeм.

Пускaeм в сeмьe мы кopни свoи,

И в жизнь смeлo вхoдим из дpужнoй сeмьи.

В сeмeйнoм кpугу мы жизнь сoздaeм.

Оснoвa oснoв – poдитeльский дoм.

   

Артикуляционная гимнастика  

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

 ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) 

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

 С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

 ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), 

ВОТ И РАЗМЯЛИ ЯЗЫК МЫ, ДРУЖОЧКИ!

-Молодцы. После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.

Речевая зарядка.

Произнести предложение: «Мама, папа, брат и я (вдох)—вот и вся моя семья!» (выдох).                

2.Основная часть.

Работа с басней.

- Очень хорошо, когда в семье все любят друг друга, но иногда происходят неприятности, раздоры, неурядицы.Прослушайте басню  Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Словарь.

Невестка- жена сына.

Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Батюшка- отец.

Матушка- мать.

Беседа по содержанию басни.

- Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение

- Я почувствовал…(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

- Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Назовите главных героев (Ответы детей: дед, Миша, невестка и ее муж)

-Какая тема объединяет героев басни? (друзья, семья, гости)

-Что такое семья?

Какую семью называют дружной?

-Охарактеризуйте эту семью, кто входит в состав семьи, какие у них взаимоотношения? Можно ли назвать ее благополучной?

-А ваша семья какая?

-Как чувствует себя человек в благополучной семье?

- Ребята, вернёмся к нашему произведению:

Пожалуйста подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?

-На сколько частей можно разделить произведение?

(Можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей)

--Почему деда не сажали за стол? (Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой)

-Что случилось во время обеда за печкой? (Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее)

-А почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был очень старый, плохо видел)

-Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? (Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке)

-Правильно ли поступила невестка? Почему? (Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку)

А что же можно сказать о сыне деда? Какай он?

Почему он не заступился за своего родного отца? (Ответы детей: он бездушный ,слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

-вторая  часть произведения

-Зачем Миша делал лохань? ( Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)

-Как можно назвать поступок Миши? (поучительный, умный).

 Почему родители Миши заплакали? (Им стало стыдно за то, что они так обижали старика)

-Чему Миша научил родителей? (Сынишка преподнёс им урок!

  как надо относиться к больным, старым и слабым: уважать, понимать, помогать, ухаживать, не обижать).

Как после этой истории стали относиться к дедушке? (Стали сажать его за стол и ухаживать за ним)

- Как, вы думаете, о чем это произведение?

Так чему же научил нас рассказ? Конечно же бережному отношению к семье, к родным. Мы должны беречь и любить их. А у кого живы бабушки и дедушки, проявляйте заботу и внимание к ним.

Благодарю вас за работу на занятии.

А тепер немножко отдохнем.

Речь с движением «Дед»

ВЕРНЫЙ ДРУГ МОЙ- ЭТО ДЕД,             руки прислонить ладонями к груди
ХОТЬ ЕМУ ТАК МНОГО ЛЕТ.
ОН ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ ЗНАЕТ                руки в стороны, затем опять к груди
И МЕНЯ ОН ПОНИМАЕТ.
ЛЕТОМ ХОДИМ С ПОЗАРАНКУ              ходьба на месте, «закидывание» удочки
ВМЕСТЕ С НИМ МЫ НА РЫБАЛКУ.
А ЗИМОЙ КАТОК НАС ЖДЁТ:                 изображают скольжение на коньках
ШАЙБА, КЛЮШКА, СКОЛЬЗКИЙ ЛЁД.
А ВЕСНОЙ РАСТИМ ЦВЕТЫ,                   изображают копание, побелку
БЕЛИМ ЯБЛОНИ, КУСТЫ.
Я ОТКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ:                         обе руки вперёд, большой палец вверх
У МЕНЯ ЧУДЕСНЫЙ ДЕД!

 Ребята, сейчас дети покажут нам рассказ Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек "разыгрывают сценку по рассказу. (Кто-нибудь из детей делает вывод: старших надо уважать.

- Какой жанр литературы создаётся с этой целью? (Басня)

- Что такое басня? (учит нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни).

-  Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.

- Послушайте ,пожалуйста,пословицы. Выберете ту, которая наиболее подходит к нашей басне.

  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Не смейся над старым — сам будешь стар.

Придет старость — придет и слабость.

И новая песня – стареется.

(Высказывают свое мнение, приходим к выводу, что все пословицы в той или иной мере подходят к нашему тексту.)

 Рефлексия

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашей группе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.

– А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.

– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?

– Давайте составим пожелания о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.

– А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее?

Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:

• оказывать уважение, выражать любовь, проявлять заботу

• оказывать помощь,проявлять послушание,

• говорить добрые слова, быть чуткими, внимательными,

• оказывать поддержку, проявлять сострадание

(Дети зачитывают и крепят листики к дереву)

Видите наше дерево стало ещё краше. И хочется верить,

Что вы постигли важную  мудрость «Чти отца своего и мать свою»

А ещё хочу раздать каждому из вас сердечки как символ любви в семье.Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

3.Заключительная часть.

 Домашнее задание

Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.

Принимают к сведению

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...