Игры для развития номинативного словаря.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Лейбо Татьяна Владимировна

Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_nominativnogo_slovarya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития номинативного словаря.

Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

«Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой Р., одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.

«Закончи словосочетания». Предложите?, подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая..., настольная... , репчатый .....   ,

спелое сладкое ...... душистое туалетное......, куриное.....,

зеленый...... желторотый........ колючий...., и т.п.

«Сравнение понятий». Предложите Р. подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая и ..., а редька -...... Молоко жидкое, а

сметана - ...... Трава низкая, а дерево -....... Зима холодная, а лето

......... Сажа черная, а мел ........ Сахар сладкий, а перец -.... И т.п.

«Новые словечки». Р. предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошка, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

- Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

- На что он похож? От чего сильно отличается?

- Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

- Какого размера, формы? Каков он наощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

- Где встречается?

- Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

- К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где П. задает вопрос, а Р. - отвечает. Затем можно поменяться ролями. Р. при этом проверяет правильность ответов.

«Угадай-ка». П. описывает предмет, а Р. угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

«Лото». Обычная игра в лото, но П. молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если Р произносит правильное название.

«Назови пять предметов». Р. предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных), сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д.

«Загадки-описания». 

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

То рыжая, то серая, а по названию - белая. (Белка)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг)

Был шар бел. Ветер подул и шар улетел. (Одуванчик)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие активного словаря «Логический поезд»

Проектирование игр для детей дошкольного возраста...

Игры для развития глагольного словаря

Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, необходимо сформировать у него  достаточно богатый глагольный словар...

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, способствующие развитию активного  словаря детей младшего дошкольного возраста.  «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...

Дидактическая игра для развития предикативного словаря дошкольников. ( старшая, подготовительная группа)

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: " Когда учишь-...

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....

Игры для развития глагольного словаря у детей с ТНР.

Данные рекомендации подойдут для совместных игр с детьми дома. Они помогут родителям правильно организовать и провести эти речевые игры с детьми на формирование у них глагольного словаря....

О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...