Игры для развития номинативного словаря.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_nominativnogo_slovarya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития номинативного словаря.

Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

«Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой Р., одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.

«Закончи словосочетания». Предложите?, подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая..., настольная... , репчатый .....   ,

спелое сладкое ...... душистое туалетное......, куриное.....,

зеленый...... желторотый........ колючий...., и т.п.

«Сравнение понятий». Предложите Р. подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая и ..., а редька -...... Молоко жидкое, а

сметана - ...... Трава низкая, а дерево -....... Зима холодная, а лето

......... Сажа черная, а мел ........ Сахар сладкий, а перец -.... И т.п.

«Новые словечки». Р. предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошка, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

- Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

- На что он похож? От чего сильно отличается?

- Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

- Какого размера, формы? Каков он наощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

- Где встречается?

- Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

- К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где П. задает вопрос, а Р. - отвечает. Затем можно поменяться ролями. Р. при этом проверяет правильность ответов.

«Угадай-ка». П. описывает предмет, а Р. угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

«Лото». Обычная игра в лото, но П. молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если Р произносит правильное название.

«Назови пять предметов». Р. предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных), сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д.

«Загадки-описания». 

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

То рыжая, то серая, а по названию - белая. (Белка)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг)

Был шар бел. Ветер подул и шар улетел. (Одуванчик)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь