Конспект НОД по развитию речи на тему: Устное народное творчество
план-конспект занятия по развитию речи

Кымбат Амантаевна Уртакова

Цели:

Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком»Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_nar.tv_.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

на тему: Устное народное творчество

/средняя группа/

Цели:

Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.

Оборудование:

Сундучок, платок, картинки, игрушка – петрушка, обруч с лентами.

Методическое обеспечение:

«Русские пословицы и поговорки», А.И. Соболев, Изд. 1983 г.

«Гори, гори ярко», Сборник, Изд. «Малыш», 1986 г.

Предварительна работа:

«Марешкины потешки», В.Д. Берестов, Изд. 1982 г.

Слушание музыкальных произведений русского народного творчества.

НОД.

Вступительное слово:

«Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,

я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Превратилась я в бабушку-загадушку!

К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.

Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Вот платочек расписной, да загадочный какой,

узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.

Узелок я развяжу вам задание скажу...»

Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А Саша сможет его повторить, Вова, София?

Спасибо, молодцы.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Вода с гор потекла – весну принесла».

/Воспитатель несколько раз детьми повторяет поговорку/

Воспитатель: А вы знаете поговорки?

Дети:

/Дети называют две-три поговорки.

Например: «Апрель с водой, а май с травой»/

Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

А вы знаете пословицы?

Дети: Например: «Учиться, всегда пригодится»

«Мал золотник, да дорог»,

«Не зная броду, не суйся в воду»,

«Весна – днём красна!».

Воспитатель: Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

/Воспитатель с детьми повторяет закличку/

«Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко, ждут тебя детки,

ждут малолетки, солнышко ведрышко!

Выгляни в окошко, твои детки плачут,

по камушкам скачут.

Солнышко, покажись! Красное появись!

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»

Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой.

/Воспитатель заглядывает в сундучок/

Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:

Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».

/Скороговорку произносит воспитатель/

«От топота копыт, пыль по полю летит!»

/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки (Коза, оса, жук.)

/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/

Например: Оса

Су-су-су – я боюсь осу.

Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;

Например: Жук

Жу-жу-жу – на траве лежу;

Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.

Например: Коза

Дети: За-за-за – здесь привязана коза.

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

/Воспитатель заглядывает в сундучок/

Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?

Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый

Мои шутки и смех, веселят всех.

Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).

Воспитатель: Вот так платочек, узелок я развяжу и Петрушке помогу!

Мы с петрушкой поиграем и загадки отгадаем.

Загадки:

  1. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
  2. Чёрный, проворный, кричит «крак», всем червякам враг. (Грач)
  3. Зимой в поле лежал, а весной в реку убежал. (Снег)
  4. На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. На платочек посмотрю, узелок я развяжу: игры народные любые хороводные!

Воспитатель: Ребята, петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?

Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?

Дети: «1 2 3 4 5 - Коля будет начинать?»

/Две – три считалки называют дети/

Петрушка: Здорово! И я вспомнил:

1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…

/Игру проводим несколько раз, с повторением считалки, привлекая детей/

«Игра с колокольчиком»

/Ребёнок с колокольчиком поет/

Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,

колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?

/Музыка останавливается, там, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной», ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под любую музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/

/Игра повторяется/

/Петрушка хвалит детей/

Петрушка: Ай, какие молодцы!

Воспитатель: Спасибо петрушка – дружочек. Ну теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.

/Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»/

Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?

Дети: /называют свои варианты сказок/

Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…

«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,

там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,

угадайте, что за сказка? (Три медведя)

«А дорога – далека, а корзина нелегка,

сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)

«На сметане мешон на окошке стужён,

круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)

«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,

он залезть в него не смог, это сказка... (Теремок)

/Воспитатель развязывает последний узелок – игра «Хоровод»/

Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.

Ой девчонки! Ой мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!

/Дети водят хоровод произнося слова:/

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите

Раз и два, раз и два,

Вот и кончалась игра!»

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?

/Ответы детей/

Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народная творчество полно мудрости и доброты.

Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали. Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»

Вот такая мудрость народная!

Воспитатель: от Петрушки вам сюрприз, «Пряники печатные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества.

Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) ....

Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);-  пр...

Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  - ознакомление с устным  народным творчеством во второй младшей группе....

Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...

Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Цель: повторить знакомые потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....