Роль речевых игр в развитии речи дошкольников
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Великородная Александра Владимировна

Роль речевых игр в развитии речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rechevyh_igr_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.pptx296.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль речевых игр в развитии речи дошкольников Воспитатель МБДОУ № 8 «Сказка» Великородная А.В.

Слайд 2

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку». Джанни Родари

Слайд 3

Актуальность Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игра —создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Слайд 4

Цель.

Слайд 5

Задачи Совершенствование грамматического строя речи через игру. Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

Слайд 6

Создание условий обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; участие родителей в речевом воспитании детей.

Слайд 7

Направления 1 . Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. 2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. 3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. 4. Сенсорное воспитание. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов. 5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Слайд 9

Интеграция образовательных областей Виды игр в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Социализация Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, природоведческие и познавательные игры, настольно-печатные игры Коммуникация Дидактические игры, игры со словом, математические игры, физминутки, пальчиковые игры Чтение художественной литературы Игры-инсценировки, игры-драматизации, пальчиковые игры Художественное творчество Пальчиковые игры, физминутки Труд Дидактические игры, игровые упражнения Познание Пальчиковые игры, дидактические игры, игры со словом Социальное развитие Пальчиковые игры, игры на сближение, социальное взаимодействие Физическая культура Здоровье Игры с мячом, подвижные игры со словом, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры Музыка Пальчиковые игры, народные игры, инсценировки, логоритмика, игры-хороводы Взаимодействие с родителями Ознакомление с разными видами игр, создание игротеки игр, пальчиковые игры, народные игры, игры-инсценировки.

Слайд 10

Приемы, Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Слайд 11

Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: « Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др. Виды игр

Слайд 12

Дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами). ЧТО РАЗВИВАЮТ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ? Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь. Хороводные игры КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ? Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Подвижные игры ЧТО РАЗВИВАЮТ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ? Они развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал. Подвижные игры - это не только средства полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир спорта. Игры с предметами – в работе по повышению речевой активности детей эффективно использую пальчиковые игры, артикуляционные упражнения НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ ? упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка, развитие речевого аппарата, умение совмещать свои действия со словами Сюжетно-ролевые игры ЦЕЛЬ ИГРЫ: и это очень важно, ведь через игру ребенок познает окружающий мир, в игровой деятельности совершенствуется речевое общение, активизируется словарный запас слов. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, формирует мотивацию к процессу говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, развивает воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность.

Слайд 13

Игра «КУБИК»

Слайд 14

«Подбери рифму» Необходимое подобрать не меньше трех рифм для каждого слова. мышь- тишь - камыш

Слайд 15

« История с продолжением» Цель: Стимулируйте стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. Первый игрок произносит первое предложение в котором используется картинка которую нарисовали, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

Слайд 16

«Мостик» показываем одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Следующий участник (третий) должен связать свою картинку с картинкой второго участника. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Слайд 17

« Картинки - загадки » Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. Необходимо подобрать три прилагательных описывающих картинку, так что бы после этого можно было угадать что изображено.

Слайд 18

«Угадай что на картинке по первой и последней букве» Один человек загадывает слово, на пример слово ОРЕХ Он называет только последнюю и первую букву слова)вот так: О--Х И даёт подсказку...пример : О--Х Подсказка: в этом слове 4 буквы ... это очень вкусное и съедобное

Слайд 19

«Внимание! Розыск!» Цель: Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность Ведущий говорит: Я разыскиваю, а вот что я разыскиваю угадайте. У неё хитрые глаза, длинный хвост, она любит зайчиков и мышек и терпеть не может охотников. Тот, кто первым догадается, о ком идет речь, становится ведущим.