НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Образовательная область: речевое развитие.
Возраст: 6-7 лет.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
 Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки пересказа сказок. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 65»

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе

«Путешествие по русским народным сказкам»

                                                                   

                                                                 Воспитатель: Лебедева .С.Ю.

                                                                           

Г.Чита

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Образовательная область: речевое развитие.
Возраст: 6-7 лет.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Волшебный мешочек, клубок ниток, шкатулка, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, имитация книги, конверты с загадками, послание.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические:  решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок»), рассматривание иллюстраций к ним; пересказ сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятия: 30 мин
1. Организационный момент:
Дети садятся на коврики в круг.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. А настроение у вас хорошее? Так давайте поделимся друг с другом частичкой своего тепла. Предлагаю всем взяться за руки, закрыть глаза и мысленно пожелать друг другу что-нибудь хорошее.

А теперь, ребята, давайте выполним артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, а какие сказки бывают (авторские и народные);  как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы чистые).
- Ребята, как вы думаете, что случилось, почему бумага оказалась без текста? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- На одной из страниц - послание. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти сказки в вашей книги? Это я, Колдун Черномор, разбросал их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Черномор, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все сказки из нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок). Ой, ребята, Черномор и здесь успел навредить нам, размотал весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказочного героя и сказку»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя героя и название сказки).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к шкатулке).
- Здесь для нас задание. Нужно прочитать сказку и догадаться, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Вова и три поросёнка»
Жила-была семья: мама, папа и сынишка Вова. Пошёл Вова однажды в лес и заблудился. Плутал он по лесу и набрел на избушку. А в избушке жила семья поросят, которые ушли на прогулку. Зашёл Вова в избу и начал там хозяйничать. Поел каши из тарелок, посидел на стульях, а потом лег спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись поросята с прогулки и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Вова услышал шум, выпрыгнул в окно и убежал. Так поросята и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке не мальчик, а девочка Маша. Герои не поросята, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась первая сказка!
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся сказки! (Клубок приводит детей к столу, на котором послание от Черномора: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и сказку вспомнили. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратил ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну сказку!» (собирание разрезных картинок).
Воспитатель:
- И вот еще одна сказка нашлась!
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся сказки?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим прямо, а теперь вправо, смотрим влево и наверх».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной сказки. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно послание, на котором написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открывает и достаёт карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается назвать тех, кому нужна помощь

«Помогите, за мной гонятся медведи!» («Три медведя»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка - сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! Вот и еще одна сказка нашлась.
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка под динамичную музыку

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

 Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

 То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

И попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю).
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится.  (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Черномор вернет нам еще одну сказку!
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна сказка.

- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще чуть-чуть, и мы сможем собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последняя сказка нашлась!

Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наша волшебная шкатулка. Давайте положим книгу в шкатулку и скажем волшебные слова «Абра, кадабра, бум!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Рефлексия:
3. Воспитатель: Давайте заглянем в нашу шкатулку! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Вы у меня все молодцы! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Воспитатель дарит детям сюжетные раскраски по сказкам). Предлагаю вам раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. А нашему волшебному помощнику-клубку пора отправляться в обратно в сказку.
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?

- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе (пересказ русской-народной сказки " У страха глаза велики"

Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе .Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно...

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...