Главные вкладки

    Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»".
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Огаркова Галина Георгиевна

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

    по образовательной области «Речевое развитие»

    ФИО педагога, должность 

    Возрастная группа воспитанников подготовительная общеобразовательной направленности.

    Наименование образовательной организации МБДОУ «Детский сад №5».

    Тема непосредственно организованной образовательной деятельности пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

    Цель: создание условий для обучения связному последовательному пересказу с наглядной опорой.

    Задачи:

    1. продолжать совершенствовать монологическую речь; продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их; побуждать детей интересоваться смыслом слова, .

    2) формировать умение объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки, в подборе синонимов и антонимов, учить замечать смысловые несоответствия;

    3) воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

    Приоритетная образовательная область:речевое развитие.

    Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуацииконструктивное общение со взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.

    Форма организациидетей: фронтальная.

    Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): иллюстрации-картинки «У страха глаза велики», картинки - колода, наперсток, ИКТ, смайлики-эмоции, «яблоня», яблоко, музыкальное сопровождение, магниты.

    Планируемый результат:дети закрепят умение пересказывать литературное произведение с опорой на схемы, листы бумаги, карандаши   цветные.

    Предварительная деятельность с воспитанниками:чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения Маршака «Темноты боится Петя», нравственная беседа «У страха глаза велики», работа с графическими схемами.

    Методы и приемы: вопросы, указания, художественное слово, грамматическое упражнение рассказывание, проблемная ситуация.

    Части НООД

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Способы поддержки

     детской инициативы

    1 часть – вводная

    Цель: создание образовательной ситуации. Мотивация детей на предстоящую деятельность.

    Создание образовательной ситуации

    (На столе лежат книги из книжного уголка. Детям они знакомы по обложкам)

    Ребята, почему в книжном уголке беспорядок? Давайте поставим все книжки на свои места.

    А это что за книга?

    Кто её принёс?

    Может это новые сказки?

    А может раскраска? (Книга привлекает детей, открываем её).

    - это книга с загадками

    Создание в группе положительного психологического  микроклимата.

    Мотивация детей

    на предстоящую деятельность

    Сейчас предлагаю поиграть в мудрецов. В этой книге находятся не просто загадки, а подсказки. Вы попробуете их отгадать и понять, о чем же эти подсказки.

    Покуда было малым,

    Не падало оно,

    А выросло – упало.

    Не правда ли,

    смешно?..

    Прыгун-трусишка:
    Хвост-коротышка,
    Глазки с косинкой,
    Ушки вдоль спинки,
    Одежка в два цвета –
    На зиму, на лето.
     

    Чувство с большими глазами
    Иногда посещает нас с вами.

    Дети, кто же из вас догадался о чем говорят все эти подсказки?

    - яблоко

    - заяц

    - страх

    - о сказке, в которой было яблоко, заяц и страх

    - это сказка «У страха глаза велики»

    Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

    2 часть – основная

    Цель: создание условий пересказывания сказки «У страха глаза велики» с опорой на наглядность

    Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

    Правильно. Сегодня мы вспомним интересную русскую народную сказку «У страха глаза велики».

    Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

    Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

    Ребята, сейчас послушайте внимательно сказку «У страха глаза велики».

    (читаю сказку и показываю картинки, соответствующие тексту)

    Кто запомнил, как называется сказка?

    Как вы понимаете название сказки?

    Вспомните, как начинается сказка.

    О чем рассказывается в этой сказке?

    Посмотрите на схему (показываю первую схему, слайд №1), можно ли на ней узнать героев нашей сказки?

    Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка.

    (Показываю вторую схему, слайд №2).

    Какие у них были вёдра?

    Откуда брали воду наши герои?

    Если дети затрудняются, сама говорю, что из колоды, при этом поясняю, что колода - это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

    (показываю схему №3, слайд №3)

    Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом?

    Почему они так названы?

    Скажите, для чего все наши герои носили воду?

    Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.

    В этот день водоносы донесли воду?

    Кто им помешал?

    Где он сидел?

    Как он помешал?

    Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку

    А под яблонькой зайка сидел

    Налетел на яблоньку ветерок

    Яблоньку качнуло, яблочко хлоп

    И зайке в лоб

    Вот так все и произошло.

    (показываю схему 4)

    Что произошло с водоносами дальше?

    Куда спряталась бабушка?

    Куда спряталась внучка?

    Куда взлетела курочка?

    Куда схоронилась мышка?

    Как вы понимаете слово схоронилась?

    Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово?

    Молодцы ребята.

    Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно.

    Почему медведище сказано в сказке?

    Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то ...

    Курочке — лиса, значит…

    а мышке — кто привиделся?

    (показываю на слайде следующую схему)

    Что произошло с зайчиком?

    Как вы думаете, что он испытал?

    Кто привиделся зайчику?

    Какими словами заканчивается сказка?

    Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу

    Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.

    -  русская народная сказка «У страха глаза велики»

    - когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза

    - жили-были

    - да. Это бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц

    - бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка

    - у бабушки были ведра большие, у внучки -- поменьше, у курочки -- с огурчик, у мышки -- с наперсточек

    - бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, мышка – из следа поросячьего копытца

    - водоносы

    - потому что каждый день носили воду

    - чтобы пить, чтобы мыть полы, стирать белье, готовить еду, мыться в бане, яблоньку поливали

    - нет

    - зайка

    - под яблоней

    - зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам

    Ушки показали

    Руками помахали

    Хлопаем в ладоши 1 раз

    Хлопают по лбу ладошкой

    - они испугались, побросали ведра и убежали домой

    - на лавку

    - за бабушку

    - на печку

    - под печку

    - спряталась, укрылась

    - бабушке — медведище

    - потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке

    - волчище

    - лисище

    - котище

    - спрятался под кустом

    - страх

    - четыре охотника с собаками

    - у страха глаза велики: чего нет, и то видят

    - потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)

    Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

    Физминутка

    А сейчас давайте отдохнём, превратимся в героев сказки и покажем как они несли воду и вспомним какими словами описал автор то, как плескалась вода.

    Покружитесь, покружитесь и в героев сказки превратитесь!

    Воды набрали и домой пошагали.

    Давайте опять превратимся в ребяток.

    Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!

    Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы были настоящими артистами. Присаживайтесь на свои места

    Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х), у внучки (трех, плех), у курочки (трех-трех, плех-плех), у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех)

    А сейчас мы сыграем в игру «Какой? Какая?»

    В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?

    Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу

    Какими ласковыми словами можно назвать медведя?

    Как мы называем большого, сильного волка?

    А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка?

    Как ласково назвать лису?

    В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота?Какие вы молодцы, вот сколько слов назвали.

    Сейчас, я ещё раз прочитаю вам сказку, а вы вслушайтесь, обратите внимание на то как я буду менять интонацию (голоса, мимику лица), потом вы будете её пересказывать по ролям с помощью схем-подсказок.

    А если у вас это получится хорошо, то ты покажем инсценировку этой сказки на утреннике, который скоро состоится.

    (читаю сказку. Вызываю детей на роли и ведущего, раздаю им маски. Дети пересказывают с опорой на схемы)

    Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (если дети затрудняются с анализом пересказа, то помогаю им)

    - трусливые, испуганные, пугливые

    - Смелые, храбрые, отважные, мужественные

    - медведюшка, мишенька, мишутка

    - волчище

    - волчишка, волчонк

    - лисонька, лисичка, лисичка-сестричка

    - Котик, котенька

    Этап осуществления самостоятельной работы детьми

    Сейчас я вам предлагаю сесть за столы и нарисовать понравившегося героя этой сказки.

    Дети рисуют

    Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

    3 часть – заключительная

    Цель: закрепить знания детей.

    Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

    Сегодня вы пересказывали сказку «У страха глаза велики». Легко ли вам было пересказать по схемам-подсказки? В чем они вам помогли?

    Чему вас научила эта сказка?

    Меня эта сказка научила быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.

    Надеюсь, что эта сказка вас многому научила и вы никогда не попадете в такую ситуацию.

    Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого

    Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

    Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней сегодня расположилась яблоня. Сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко-смайлик, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало. И также рядом с яблонькой расположим ваши рисунки героев сказки.(включаю музыку)

    Вы справились со всеми заданиями, вы молодцы. Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

    Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

    Конспект ОД во 2 младшей группе "Знакомство с русской народной сказкой "У страха глаза велики"

    Конспект ОД во 2 младшей группе "Знакомство с русской народной сказкой "У страха глаза велики"...

    Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

    Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...

    Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе (пересказ русской-народной сказки " У страха глаза велики"

    Презентация к занятию по развитию речи в подготовительной группе .Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно...

    Конспект ОД (мультимедийная разработка) в мл. группе ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

    Воспитатель, Юрьева С. Я. Конспект регламентированной (мультимедийная разработка) образовательной деятельности по развитию речив младшей группена тему: чтение русской народной сказки «У стр...

    НООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» подготовительная группа

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,           «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное...

    Развитие речи на тему « Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».

      Развитие речи на тему « Пересказ русской народной сказки «У страха   глаза велики».Цель: Развитие связной, грамматически правильной моноло...