Конспект ОД во 2 младшей группе "Знакомство с русской народной сказкой "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа) на тему

Сидорина Елена Николаевна

Конспект ОД во 2 младшей группе "Знакомство с русской народной сказкой "У страха глаза велики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_straha_glaza_veliki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности во 2 младшей группе на тему:

«Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Задачи: Помочь понять содержание сказки. Обратить внимание на необычное название (это пословица). Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев. Использовать технологию ТРИЗ для развития воображения и мышления детей; умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать желание помочь другому.

Предварительная работа: разучивание этюдов «Говорящая мимика», работа со схемами, чтение сказок «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

Методические приёмы: сюрпризный момент, показ, беседа, вопросы и ответы, игровые действия, дидактическая игра, похвала.

Материалы для ОД: Мышка – игрушка, ширма, коробка  с подарком для детей, дорожка, озеро-обруч,  ноутбук, проектор, экран,  презентация с иллюстрациями к сказке «У страха глаза велики» , схемы –таблицы,  сундучок сказок, книги «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»,  напёрсток, «стена – настроения», аудиозапись «В гостях у сказки».

Ожидаемый результат: у детей расширятся знания о русских народных сказках, пополнится словарь новыми словами, закрепятся навыки работы со схемами.

Организация ОД: проводится в группе, дети сидят на стульях полукругом, перед ними экран с презентацией, мольберт со схемами, ширма.

        

Ход образовательной деятельности:

Обращаю внимание на осанку детей.

1.Вводная часть. Сюрпризный момент

 В: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад,  возле дверей нашей группы нашла вот этот сундучок. А на нём надпись: «Открыть любознательным детям». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? Если дети затрудняются с ответом, объясняю. (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) Вам интересно, что в этом сундучке? (Да!) Значит вы тоже любознательные!

А как же узнать, что в нём находится? (Посмотреть, открыть).

Воспитатель открывает сундучок.

В: Ребята, в этом сундучке находятся книги со сказками. Вы любите сказки? (Да.) Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из этих сказок, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название сказки, обязательно скажите. После ответов детей демонстрирую соответствующие книги и иллюстрации в них.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)                                                       

– Молодцы! Сколько сказок и сказочных героев вы знаете! Это всё русские народные сказки. А сейчас подумайте и скажите,  какой же герой есть во всех этих сказках? Если дети затрудняются, наводящими вопросами вместе приходим к правильному ответу (мышка).

– Ребята, сегодня сундучок приглашает нас в сказку. Вы согласны? (Да)

В. — Хотите узнать в какую же сказку нас сегодня приглашает сундучок? (да) Тогда не будем терять времени и узнаем (Воспитатель открывает сундучок, под музыку «В гостях у сказки», достает конверт – приглашение а в нём книга «У страха глаза велики») Ребята сегодня мы отправимся ….. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. Игровой приём

Что за странный звук? «Пи-пи-пи!». Ой, ребята, кто это?  показываю (мышка). Воспитатель берёт мышку на руки, она ей что-то шепчет на ушко. Ребята, мышка только что мне сказала, что она убежала из сказки и очень боится туда возвращаться. А из какой же сказки она убежала? («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок»). Нет, она говорит, что в сказке страшный котище. Я вам предлагаю отправиться в сказку  «У страха глаза велики» и самим узнать, кого же на самом деле испугалась мышка. Мышка, а ты не бойся, пойдём вместе с нами, наши дети смелые и дружные. А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

– Отправляемся!                                  

                                             Большие ноги шли по дороге         (идут по дорожке)              

                                             Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

                                             Маленькие ножки

                                             Бежали по дорожке

                                             Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

2.Основная часть. Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее. Сундучок приглашает нас познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики». Мышка из этой сказки ты убежала? (да, пи–пи–пи, мне уже страшно….) Не бойся мышка!

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать

(рассказываю сказку выразительно, включив презентацию на компьютере «иллюстрации к сказке»)

Беседа по содержанию.

Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза).

Предлагаю упражнение «Говорящая мимика».

 В.– Давайте покажем, как героям сказки было страшно.

Этюд «Страх»

Сжались все в комочек, застыли

Брови подняли вверх

Глазки широко раскрыли,

 Боимся вздохнуть и пошевелится

Рот приоткрыть

Голову втянули в плечи

Задрожали, зубами застучали

  – А теперь давайте наш страх прогоним, а ты мышка повторяй за нами.

 стряхнем его с себя, соберём остатки страха в кулачок. Подуем на него пусть наш страх улетает.– Молодцы, мы свой страх побороли!

– Сейчас изобразим радость, злость, печаль, обиду.

Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором. («У страха глаза велики»).

А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.

Вспомните, с каких слов начинается сказка? (Жили – были.)

Правильно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь  вспомним, кто главные герои сказки. (демонстрирую детям первую схему.)

– А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.

–  Посмотрите, большой кружок – это бабушка…

Как ещё называли бабушку?  (Старушка).

Как называли внучку?  (Хохотушка).

Как называли курочку?  (Клохтушка)

Как называли мышку? (Норушка)

(демонстрирую вторую схему)

Куда герои ходили каждый день? (За водой)

С чем они ходили за водой? (С ведрами)

  Какие ведра были у бабушки, внучки,  курочки, мышки?  (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)  показывают дети.

Уточняю, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом  мышка показывает наперсток и объясняет его предназначение. Обычно им пользуются когда шьют, чтобы не уколоть палец.) (демонстрирую третью схему).

Откуда брала  воду бабушка? Внучка? Курочка? Мышка? (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа) 

Если дети затрудняются сама говорю, что из колоды, при этом поясняю, что колода – это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, похожее на корыто.  Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.

А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (потому что они сами маленькие)

Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)

 В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)

 Кто им помешал? (Зайка) 

(демонстрирую четвёртую схему).

Где он сидел? (Под яблоней)

Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Давайте покажем.

А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)

яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб! (по лбу хлопают)

Что произошло с водоносами?  (Они побросали ведра и убежали домой, схоронились) (демонстрирую пятую схему). Схоронились это значит спрятались.

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

 Куда спряталась внучка? (за бабушку)

 Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда спряталась мышка? (под печку)

(демонстрирую шестую схему).

Кто со страху померещился бабушке? (Медведище) Обращаю внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке. Почему - медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке).

 Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище) Почему котище говорится в сказке? (потому что большущий кот привиделся мышке). Вот о каком котище говорила наша мышка, теперь понятно, да ребятки.

Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

Почему зайчик прятался? (испугался)

Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)  (схема 8).

Физминутка.

Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

             Покружитесь, покружитесь                                                                                      
            в героев сказки  превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла        

И по воду пошла    (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка  (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром   (бегом, кудахчет: ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали»   (спокойно идут)

(Подходят к озеру, черпают воду из озера и идут по дорожке назад) 

Молодцы, как у вас всё хорошо получилось!

Давайте опять превратимся в ребяток.

 Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!
 Скажите, для чего все наши герои носили воду? (поливать, пить, умываться, баню топить) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (картошка, морковь, капуста, репка). Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.

Кто первый испугался? (зайчик). Верно, зайка. Вспомните, что его напугало? (его яблочко напугало, по голове стукнуло), а уж кого он напугал? (бабушку, внучку, курочку, мышку) Ребята, скажите пожалуйста, как бы вы поступили если бы на вас неожиданно налетел  заяц? (испугались, удивились, обрадовались). Мышка, ты теперь догадалась, что произошло? У страха глаза велики: чего нет, и то видят!

Как вы думаете, а если бы зайка не испугался? (дети фантазируют)

 3.  Заключительная часть

 Понравилось вам путешествие по сказке? (да) Как называется сказка? («У страха глаза велики?) Какие задания мы с вами выполняли? (загадки отгадывали, в героев сказки превращались, по схемам работали) А что больше всего вам понравилось? Какие новые слова вы сегодня услышали в сказке? (напёрсток, водоносы, медведище, котище, колода, колодец, схоронились).

Чему вас научила эта сказка? (Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.)                                                                                                                    (Мышка что-то шепчет воспитателю на ушко)

 Ой, ребята, это ещё не всё, мышка не хочет так просто с вами прощаться, она очень рада, что вы её всё объяснили, и она приготовила для вас подарок!

Вот коробка

А что внутри?

 Если хочешь,

 Посмотри! (дети открывают и заглядывают)

Посмотрели детишки
А в коробке – игрушки!

Ребята, мышка хочет подарить вам фигурки с изображением героев сказки, это настольный театр. Мы будем с вами играть и про мышку вспоминать. (запись «В гостях у сказки». (Спасибо!). Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться в группу. А ты мышка оставайся в своей сказке и больше не чего не бойся. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

                         «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "У страха глаза велики"

учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки, в подборе синонимов и антоним...

Конспект ООД в младшей группе "Пересказ русской народной сказки «Колобок»" (речевое развитие)

Примерная основная общеобразовательная программа «От Рождения до школы» под. редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойВозрастная группа: младшая группа.Воспитатель: Потапова ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: "У страха глаза велики!"

Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название...

Конспект занятие в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Цель: Ознакомление с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят». Способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомлен...

Конспект НОД в младшей группе Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

Конспект НОД в младшей группеЧтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»                 Цель: п...

Конспект занятия в младшей группе по русскому народному фольклору на тему: «Едем едем к бабушке, на вкусные оладушки»

Конспект занятия в младшей группе по русскому народному фольклору на тему: «Едем едем к бабушке, на вкусные оладушки»...

Конспект НОД в младшей группе «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

laquo;Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»...