Игры по автоматизации звуков в речи детей с ограниченными возможностями здоровья
картотека по развитию речи (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

При автоматизации звуков в речи у дошкольников необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры по автоматизации звуков30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по автоматизации звуков

 Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Другими словами поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять».

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к  закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

-слог    -слово   -предложение   -связная речь

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.  

Цель. Автоматизация звука изолированно, в прямых, обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, фразах. Отработка артикуляционного уклада звуков. Развитие внимания к звуковой стороне речи.  

Автоматизация звуков изолированно и слогах

1. Игра «Лесенка» 

Оборудование. Игрушка, лесенка.

Ход игры. Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.  

2. Игра «Звуковые дорожки» 

Оборудование. Звуковые дорожки.

Ход игры. Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

Использование звукоподражаний.

Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.

Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.

Пошипеть, как змея ш-ш-ш.

Пожужжать, как жук ж-ж-ж.

Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.

Погудеть, как пароход л-л-л. Как маленький пароходик ль-ль-ль..

 3. Игра «Кто дольше?»

Оборудование. Длинный шнурок, символы (звездочки, кружочки и т.д.).

Ход игры. Ребенок и педагог соревнуются в правильном и длительном произношении звука (использование длинного шнурка – кто быстрее намотает). Победитель отмечается каким - либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.).

4. Игра «Кто больше?»

Оборудование. Камешки, палочки, кружочки.

Ход игры. Используется любой счетный материал (камешки, палочки, кружочки т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога педагог и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя - тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

5. Игра «Научи Игрушку»

Оборудование. Игрушка.                                                                                                                             

Ход игры.  Педагог берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, игрушка - ученика.

6. Игра «Поедем на машине»

Оборудование. Игрушечная машинка, дорожка, домик, картинки на автоматизированный звук.

Ход игры. Игра используется для автоматизации изолированного звука [р].От машины тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2 - 3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.

7. Игра «Пальчики здороваются»

Ход игры. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. педагог следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

8. Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке…»

Ход игры. Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук.

9. Игра «Прокати мяч»

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

10. Игра «Камешки»

Оборудование. Камешки. 

Ход игры.  Проговаривая звук, слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно выкладывает камешки. Сколько камешек, столько раз нужно повторить звук, слог.

11. Игра «Бусы»

Оборудование. Бусы, макароны. 

Ход игры. Нанизывая бусы(макароны) на веревочку, ребенок проговаривает слог с отрабатываемым звуком.

12. Игра «Пирамидка» 

Оборудование. Пирамидка. 

Ход игры. Нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог с отрабатываемым звуком.

13. Игра «Звенящие баночки» 

Оборудование. Баночки. 

Ход игры. Каждый слог обозначается своим цветом. Ребёнок берёт кружочек и называет слог соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".

14. Игра «Повтори столько раз, сколько… »

Оборудование. Палочки, мяч. 

Ход игры. Повторить звук, слог столько раз, сколько  ребенок услышит хлопков в ладоши: стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложит палочек. 

15. «Игра на пианино»                                                                                                                                                      

Ход игры. Имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 3 - 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра и т.д.

16. Игра «Коврик травка»

Оборудование. Коврик «травка».

Ход игры. Проговаривая звук, слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает ладонями на коврик. 

17. Игра «Ежики» (массажные мячики)

Оборудование. Массажные мячики.

Ход игры. Проговаривая звук, слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно сжимает обеими руками массажные мячики.

18. Игра «Ритмическое путешествие»                          

Оборудование. Бумажные кувшинки, игрушка - лягушка.

Ход игры. Проговаривая звук, слог с автоматизированным звуком, игрушка - лягушка прыгает по кувшинкам, повторяя ритмический рисунок.

 

19. Игра «Строим дом» (на примере звука [с])

Оборудование. Деревянные брусочки (кирпичики).

Ход игры. Уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

20. Игра «Я рисую» (на примере звука [с])

Оборудование. Картинка.

Ход игры. Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. 

21. Игра «Говорящие руки» (на примере звука [ш])

Ход игры. Педагог дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

22. Игра «Раз - шажок, два - другой…»

Ход игры. Ребенок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

 23. Игра «Доскажи словечко» (на примере звука [р])

Ход игры. Педагог дает инструкцию: я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец:

Во дворе идет интересная иг...(ра).

Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).

Мы залезли на высокую го...(ру).

Петух потерял в драке пе...(ро). И т.п.

24. Игра «Ромашка»

Оборудование. Ромашка из бумаги.

Ход игры. В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5 - 7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Автоматизация звуков в словах

25. Игра «Эхо»

Ход игры. Просим ребенка повторить за педагогом слоги, серии слогов (слова), ребенок - эхо. Затем, ребенок сам придумает и назовет слоги, логопед - эхо.

26. Игра «Собери картинку»

Оборудование. Картинка.

Ход игры. Ребёнок составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён на собранной картинке.

 27. Игра «Подбери слово» (на примере звука [с])

Ход игры. Инструкция педагога: в предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

28. Игра «Лабиринт»

Оборудование. Картинка – лабиринт.

Ход игры. Путешествуя по лабиринту, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.


29. Игра «Построй домик» (на примере звука [л])

Оборудование. Предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – 7 - 14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры. Построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

30. Игра «Собери цветочек»

Оборудование. Предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры. Собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Логопедические игры для автоматизации звуков в речи дошкольников

Методические рекомендации по автоматизации звуков...

Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

Игра для автоматизации звуков в речи "Волшебные очки"

Перед детьми очки разного цвета, вырезанные из картона, а также картинки таких же цветов с изображением предметов на соответствующий звук. Ребёнок надевает очки и выбирает лист с картинками. Затем чёт...

«Игры на автоматизацию звука Р для дошкольников».

Возраст детей, для которых предназначена игра Подготовительная  к школе  группа.Цель1.Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речиЗадачи...

Ролевые диалоги для автоматизации звуков в речи дошкольников

Разучивание и пересказ по ролям стихотворных ролевых диалогов позволяет разнообразить работу по автоматизации звуков в речи детей и создать положительный эмоциональный настрой на занятиях....

аВТОМАТИЗАЦИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЙПИРОВАНИЯ

аВТОМАТИЗАЦИ ЗВУКОВ В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЙПИРОВАНИЯ...