Конспект занятия с детьми старшеговозраста на тему:" Фразеологизмы в нашей речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Создание условий для ознакомления детей с понятием "фразеологизм", "фразеологический оборот", " крылатые слова и выражения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.r.docx101.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему: «Фразеологизмы в нашей речи»

Цель: создание условий для ознакомления детей с понятием “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;

Обучающие задачи:

1.Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;

2.Усвоить категориальный признак фразеологического оборота – устойчивость;

3.Учить осознавать метафорический компонент фразеологизма.

4. Подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам.

5. Углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях.

учить грамотно употреблять фразеологизмы в речи.

совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Развивающие задачи: 

1.Расширять кругозор, развивать и обогащать словарный запас детей;

2.Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь.

3.Активизировать словарь детей.

4. Развивать связную речь.

5.Развивать любознательность, воображение, умение взаимодействовать со сверстниками.

6. Развивать речь детей посредством использования фразеологизмов.

Воспитывающие задачи: 

1.Воспитывать интерес к родному языку через использование нестандартных заданий и приёмов.

2.Воспитывать культуру речи детей.

Предварительная работа: Беседа о значении фразеологизмов в речи человека

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Приемы: вопросы, рассказ, беседа, показ, ответы детей на вопросы, показ презентаций.

Словарная работа: “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”, «метафора»

Оборудование, материал к занятию: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Фразеологизмы в нашей речи».

Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов

Воспитатель: Так вот сегодня мы выясним 

1.Украшают ли фразеологизмы нашу речь?

2.Нужны ли они?

3.Когда их уместно употреблять?

2. Основная часть

Я подготовила вам творческое задание. Прослушайте и сравните тексты.

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.

СРАВНИТЕ…

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Когда хватились сороки, а, лисы и след простыл.

Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!

Воспитатель: ВЫВОД. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной

Воспитатель: Откуда берутся фразеологизмы?

Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья

Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю

Старославянские как зеницу око,не от мира сего

Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч

Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король, Счастливые часов не наблюдают

Воспитатель:

Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.

2.На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми

нитками.

3.Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.

4. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.

5. Зеленая улица, ставить в тупик, на всех порах.

6.Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.

Физминутка «Самолет»

Замените «Одним словом».

  • зарубить на носу — запомнить
  • коптить небо — ...
  • себе на уме — ...
  • куры не клюют. — ...
  • вставлять палки в колеса — ...
  • вилять хвостом — ...
  • сесть на любимого конька - ...
  • купить ... в мешке
  • пустить ... в огород
  • набито как в бочке ...
  • дуется как ... на крупу
  • считать. ..
  • брать быка за рога - …
  • писать как. .. лапой
  • наложить вето — .,
  • намылить шею — ...

Воспитатель: Отгадайте фразеологические загадки.

  • Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
  • Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
  • Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
  • Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назови фразеологизмы, которые здесь им изображены.

hello_html_315084f7.pnghello_html_m1805e2f7.png

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?

Выводы

  • Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
  • Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
  • Изучение фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
  • Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность

Воспитатель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в группе не было ни одного, кто бы смотрел на работу других детей сквозь пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми 2-ой младшей группы по развитию речи.

Конспект занятия с детьми 2-ой младшей группы по развитию речи....

Конспект занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) с использованием приёмов сказкотерапии

В конспекте раскрываются виды  работы по обогащению словарного запаса с использованием сказкотерапии...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Наши пернатые друзья"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска муниципального образования Ейский район   Конспектзанятия с детьми стар...

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Направление работы по воспитанию у современных дошкольников чувств патриотизма и духовно-нравственных качеств является актуальным в образовательном процессе.На логопедических занятиях по темам  п...