Проект в младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

" Народная игрушка - матрешка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народная  игрушка - матрёшка» вторая младшая группа

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: две  неделя.

Участники: дети второй младшей группы.

Возраст участников: 3—4 года.

Охватываемые образовательные области: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».

Актуальность темы. Одной из актуальных проблем, требующих своевременного решения, является развитие творческих способностей (Выготский Л.С ). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, наклеивание из бумаги фигурок, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.

Проблема. Какими средствами и способами дать детям знания о русской матрешке?

Цель. Знакомство детей с народной игрушкой (русской матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

- Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству.

-Знакомить с народной игрушкой (русской матрешкой).

-Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку.

-Привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма)

-Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

-Обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах.

-Развивать продуктивную деятельность и творческие способности.

-Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Материалы и оборудование: изобразительные материалы; презентации «Русская матрешка»; развивающие игры по теме;  набор русских матрешек (семеновская, полхов- майданская, сергиево-посадская); сюжетные матрешки по сказкам «Репка», «Колобок».

Музыкальные произведения: «Матрешка» (муз. Т. Варови- ной, сл. В. Семернина); «Русские матрешки» (муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой);  «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантов- ской).

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы — матрешки...», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка»,

Структура проекта

Содержание:

- Рассматривание  выставки русских матрешек.

- Знакомство с русской матрешкой через  видеопрезентацию и  игровую деятельность.

-Музыкальная  деятельность  «Мы — матрешечки...», «Спляшем и споем с матрёшками».

-НОД по развитию математических представлений «Посчитаем разноцветных матрешек».

- НОД  по продуктивной деятельности « Красивые матрешки» (декоративное рисование), «Украсим   матрёшки платочек».

- НОД  по конструированию «Мебель для матрешек».

- Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрёшек», «Разрезные матрёшки», «Угадай на  ощупь».

-Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

-Консультации для родителей

 Формы организации детей:

-продуктивная деятельность;

- музыкальное деятельность;

-НОД по познавательному развитию;

-работа в уголке творчества;

-беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;

-прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.

- просмотр презентаций о народных промыслах;

- выставка детского рисунка.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

-игра как основной вид деятельности;

-объяснительно-иллюстративный метод;

-словесные: подражание, диалог, беседы по картинам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений;

-дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;

-общение и совместная деятельность взрослых с детьми;

-оформление выставок детского творчества;

-метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики);

-слушание музыкальных фольклорных произведений.

Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к русской народной игрушке (матрешке); занятие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке народного декоративно-прикладного творчества; способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере русской матрешки); проявление интереса к народному художественно-литературному фольклору, соответствующему тематике проекта.

Этапы работы над проектом

1.Разработка проекта (подготовительный этап).

Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки, рассматривание  выставки русских матрешек; знакомство с русской матрешкой через презентацию и игровую деятельность.

Деятельност воспитателя.  Составление перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами, консультирование со старшим воспитателем; оформление выставки народных промыслов по теме «Русская матрешка».

Знакомство  родителей с темой проекта .

2.Деятельностный этап (непосредственно деятельность по проекту).

Деятельность детей. Чтение русских народных сказок, разучивание потешек, пословиц, поговорок, частушек; просмотр видеоматериалов; музыкальная и художественно-изобразительная деятельность; познавательная, речевая, двигательно-игровая деятельность; самостоятельная деятельность детей в центрах активности: центр искусств (работа с раскрасками, зарисовка понравившихся матрешек,), центр математики ( сравнение матрешек), центр познания (рассматривание иллюстраций  по теме), центр игры (участие в дидактических играх).

Деятельность педагога. Создание мультимедийной презентации о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми; проведение консультаций и индивидуальных бесед для родителей.

Деятельность родителей.  Посещение с детьми краеведческого музея, выставки  народной игрушки,  участие в конкурсах народного творчества вместе с детьми.

3.Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей. Защита проекта, разучивание стихов, потешек, песен, представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта, совместная деятельность с воспитателями ДОУ.

Деятельность воспитателя. Разработка конспектов занятий, подготовка выставки русской матрешки , организация выставки детского творчества, создание презентаций к тематическим занятием  и беседам.

4.Заключительный этап.

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов, определение дальнейших перспектив:

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 1997.
  2. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно – прикладным искусством.

Художественное  слово, используемое воспитателем в работе с детьми в процессе организованной образовательной  деятельности.

Попляшем с матрешкой

Я к вам собиралась,

долго- долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот  попляшет с ней немножко.

                                   И.Ломова

Мы — матрешки

Мы — матрешки,

 мы — сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

                            М. Фомина

Матрешка

Я -  матрешечка!

Я -  кругляшечка!

Улыбаюсь я всегда,

И ребята мне друзья!

Деревянной родилась

 И на славу удалась!

Щечки пухленькие,

Сама кругленькая,

А на голове платок,

Словно солнечный цветок!

                               К. Липатова

Матрешки

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

 Ладушки, ладушки.

В сарафанах ходим пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

                        И. Корниенко

Семь красавиц расписных

Семь красавиц расписных,

Все в платочках кружевных,

Все в передниках цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Как зовутся те подружки,

Деревянные игрушки?

                                     Г. Лагздынь

Матрешка

Эх, матрешечка-матрешка,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь!

 Выбирай кого захочешь!

                                Л. Соловьева

Матрешка

Какой русский сувенир

 Покорил уже весь мир?

 Балалайка? Нет! Гармошка?

 Нет! То — русская матрешка!

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые …(Матрешки).

Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в платочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Ф в нутрии секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(Матрешка).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одно игрушка!

(Матрешка)

Физкультминутка «Матрешки»

Мы веселые матрешки,         дети улыбаются друг другу.

Ладушки, ладушки,               хлопают в ладоши.

На ногах у нас сапожки,        показывают ножки.

Ладушки, ладушки,                хлопают в ладоши.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,             поворачиваются вокруг себя.

Ладушки, ладушки.                           Хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика            

Строили ладошки                       ладушки изображают домик над головой.

Домики для матрешки-

Вот какие ладушки,                   хлопки в ладоши.

Ладушки- ладушки!

Прилегли ладушки             ладушки «ложатся спать» под щеку.

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

ладушки- ладушки!                Хлопают в ладоши

Физкультминутка «Дружные матрешки»

Хлопают в ладошки            Дети хлопают в ладоши.

Дружные матрешки.

На ногах сапожки.             Показывают ножки

Влево, вправо повернись,

Всем знакомым поклонись.       Наклоняются

Девчонки озорные –

Матрешки расписные,                 дети кружатся.

В сарафанах ярких, пестрых       приседают.

Вы похожи словно сестры.          

Ладушки, ладушки,                    качают головами.

Веселые матрешки.                     Хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в младшей группе "Наши младшие друзья"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

Недельный проект 2-младшая группа Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»  Цель: создание условий для расширения представления детей о народных традициях и обычаях...

Краткосрочный проект в младшей группе «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)

сохранение и укрепления здоровья детей через формирование   культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающий проект для младшей группы Проект "Будь здоров, малыш"

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюд...

проект для младшей группы "В гостях у сказки" (младшая группа)

В современном обществе возникла проблема – люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы «живому» чтению - это и электронные книги и телевидение и компьютеры. Материал...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...