«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.

Задачи:

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.

Продолжать развивать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

ОО «Речевое развитие»

по теме: «Звуковая культура речи:

дифференциация звуков ц – ч.

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.

Задачи:

Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Учить определять место звука в слове.

Продолжать развивать фонематический слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая

Оборудование: карточки с фишкой для определения места звука в слове (начало, середина, конец слова), конверт с картинками.

Предварительная работа: дифференциация звуков: з-с, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ч-щ, речевые игры на определение места заданного звука в слове.

Ход Нод:

IВводная часть:

Воспитатель: «Какое время года? Как мы рады весне?

- Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

- Ветерок весенний дует, веет, к нам в окно влетел конвертик. Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.

- Ну-ка посмотрим, что там ? О, да здесь картинки!(достает ) дети отвечают,что на картинках (цыпленок и чашка.)

-Какие первые звуки в этих словах. Правильно Ярослав.(Ч и Ц)

Артикуляционная гимнастика:

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

- Давайте произнесём звук Ч.

- А теперь произнесем звук Ц.

Воспитатель: звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их.

 Дает  детям задание: услышав звук ц, надо кистью правой руки сделать отмашку вправо (мелькнул беличий хвост, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, называет вперемешку 5–6 звуков.

 Предупреждает  детей о необходимости работать самостоятельно и называет   вперемешку 8 - 9 звуков: чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик.

II Основная часть

 Дошкольники определяют позицию звуков в словах: чудаки, мудрецы, огуречный, симпатичная, клещ, ночь, кирпичный, борщ. Дети сидят на стульчиках за столами.

 (рисуют решетки и ставят фишки в нужные окошки).

 - Воспитатель читает  отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная»:

Уж ты, ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

.- Читает четверостишие еще раз и прошу назвать слова со звуком ч.

Воспитатель  произносит скороговорку:

Горлица, горлица,

Где твоя горница?

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку сначала медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее и, наконец, очень быстро (хоровое и 2–3 индивидуальных повторения).

Ответы детей.

Дети проговаривают скороговорку.

III. Заключительная часть

С какими звуками мы сегодня работали?

Какую скороговорку выучили?

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...