Проект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Гуси» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Постнова Елена Викторовна

Проект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие». «Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Гуси» в средней группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_zanyatiya_dou_razvitie_rechi.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Шарловский детский сад

Проект

образовательной деятельности по образовательной области

«Речевое  развитие»

«Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Гуси» в средней группе

Выполнила:воспитатель  

Постнова Елена Викторовна                                            

2020

       Основной вид деятельности: речевая

       Продукт деятельности (результат): овладение пересказом рассказа «Гуси»

       Форма: игровая, учебная.

       Длительность: 20 мин.

       Цель:  учить детей пересказывать  рассказ «Гуси» К.Д.Ушинского,

       последовательно, без пропусков.

       Задачи:

       1.Образовательная:

       Формировать навыки пересказа текста с опорой на игровую деятельность.

       2. Развивающие:

      -развивать монологическую речь

      -развивать навыки анализа содержания и языкового оформления теста.

      -развивать интонационную выразительность речи, продолжать закреплять умение

       регулировать темп и силу голоса.

      -активизировать в речи слова: хозяйка, хворостина.

      -упражнять в сочетании существительных с прилагательными: шеи длинные, лапы

       красные.

       -упражнять в произношение звука [ г ] в словах.

      3. Воспитательные:

       - воспитывать  интерес к художественной литературе.

       -воспитывать самостоятельность и инициативность при пересказе.

      -воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

       Интегрированные образовательные области: познавательное развитие,  

      социально-коммуникативное развитие.

        Предварительная работа: рассматривание картины «Птичий двор» /из серии

      «Домашние животные»/,   чтение рассказов, стихотворений; рисование и лепка  

       домашних птиц; рассматривание альбома «Птицы».

       Материал:

       Демонстрационный материал: игрушка гусь, рассказ К.Д.Ушинского «Гуси».

Этап

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1.

Вводная   часть

2-3 мин

(Организационный момент)

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите,  к нам опять пришла посылка и письмо. Что в этой посылке вы узнаете, только если отгадаете загадку?

Подготовка к восприятию текста.

Загадывание загадок:

1.Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

2. По лужку он важно бродит                                                      

Из воды сухим выходит                                                            

Носит красные ботинки                                                          

Дарит мягкие перинки.                                                              

Посмотрим, правильно ли вы отгадали загадки?

    - Правильно! Вот он какой красивый, важный, как настоящий.

Для мотивации, создания интереса, использую сюрпризный момент для подготовки  к  восприятию нового произведения, познавательной активности.

Загадываю загадки.

Вынимаю из коробки гуся, и показываю детям,   объясняю

 значение загадки.

Дети осознают и принимают поставленную задачу, настраиваются на предстоящую деятельность.

Отгадывают загадки.

Рассматривают игрушку. Выполняют обследовательские  действия, отвечают на вопросы воспитателя.

2.

Основная часть   10-12 мин

Название произведения.

 - А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать рассказ К.Д.Ушинского «Гуси».

     

Выратительное чтение текста:

      «Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега! Гуси  белые, гуси серые, ступайте домой!» .

      А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо!»

      Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься: взяла длинную хворостину и погнала их домой».

      Содержательный и языковой разбор сказки:

-Беседа (по вопросам):

- Что вы прослушали?

-  Как называется рассказ?

 - Кто его написал?

 - О ком этот рассказ?

Вопрос: Какое слово в этом рассказе вам показалось не знакомым?

 

-Объяснение  слов, фраз.

Вопрос:

    - Как хозяйка манила гусей, как звала их?  

     

   

Вопрос-

 «А что гуси сделали в ответ на слова хозяюшки?».

Выборочное чтение абзаца.

Развитие просодических компонентов речи:

Упражнение: « Скажите громко, как кричат гуси, а теперь тихо»,

 «Скажи ласково» как кричит хозяйка своих гусей»

Оля скажи громко. А теперь все вместе.

Вопрос: «Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой погнать?», сопровождаю  указанием воспитателя: «Припомните конец рассказа».

Повторное чтение с установкой на пересказ « Вслушайтесь, как я читаю».

Пересказ детей (3-5 )

 

Физминутка «Гуси».

Гуси летят,  бегут по кругу,

Крыльями машут  размахивают руками.

Прогнулись над водой   остановились, наклон

Качают головой   вперёд, голова вверх                                                                                        качают вправо, влево

Прямо и гордо умеют держаться   выпрямились, шеи вытянули

Очень бесшумно на воду садятся   садятся на корточки

На воду сели, посидели,

И снова полетели.  полетели на стульчики.

В процессе пересказа детей использую приемы

Прием отражения речи.  

Подсказ слова и фразы.

Совет

Оценка пересказа

Указание: «Саша  не все рассказал о гусях. А нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки. Припомните рассказ. Ты вспомнил, Дима? Расскажи».

Напоминание о последовательности действий рассказа

Чистоговорка

Называю автора, произведение, нацеливаю на прослушивание.

Читаю неторопливо и выразительно, с выделением абзацев,

 с логическими ударениями.

После чтения провожу  краткую беседу, (разбор произведения), в ходе которой задаю вопросы.

Побуждаю ребенка отвечать полным предложением.

Задаю вопрос.

Объясняю   слова «хворостина», фразы: «лапы красные растопырили».

Для работы над авторским текстом, задаю вопрос,

побуждаю  детей пересказывать близко к тексту, оперируя при этом преимущественно авторской речью с ее словарем, строем и темпом.

Повторно читаю фразу.

Привлекаю внимание к средствам выразительности « гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили».

Это еще раз сосредоточит внимание детей на описании и предотвратит пропуск в пересказах.

Провожу упражнения на интонационную выразительность речи

Дополняю и уточняю высказывания дошкольников.

Читаю текст еще раз.

После чтения делаю небольшую паузу для подготовки детей у ответам несколько секунд.

«Послушаем, как рассказывает Света  (Саша, Никита)».

Провожу физкультминутку, для снятия эмоционального и физического напряжения.

Если ребенок молчит использую прием , начинаю рассказ сама , произношу первую фразу «Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега!

В том случае, если ребенок, изложив первую часть рассказа, затрудняется перейти к следующей, вновь помогаю ему, для достижения и связности и плавности пересказа .

 Даю конкретный  совет,  предлагаю рассказчику произнеси ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее 

Наиболее подробно оцениваю  первый и второй пересказы. Отмечаю многие качества положительного характера, фиксирую ошибки детей.

В случае если  никто из детей не дает правильного ответа, воспроизвожу нужную часть текста или зачитываю ее.

Если дети продолжают делать пропуски в описании,  обращаюсь ко всей группе с просьбой напомнить последовательность рассказа и указать пропущенный текст.

Предлагаю проговорить чистоговорку:

Га – га – га – наши гуси у пруда.

Го – го – го – стоит в сенях ведро.

Гу – гу – гу – по лугу бегу.

Ги – ги  - ги – дотянусь до ноги.

Повторяется дважды.

Зрительное и слуховое восприятие

рассказа.

Дети слушают,

запоминают.

Дети слушают рассказ,

воспринимают текст.

Дети отвечают на вопросы:

 « Рассказ называется «Гуси». Его написал Константин

Ушинский.

Дети отвечают:

«Хворостина, растопырили » и т.д.

Дети отвечают,  

используя слова автора:

«Тега – тега – тега! Гуси     белые, гуси серые, ступайте домой!» .

 

Отвечают: «А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают».

Индивидуальные и хоровые ответы детей: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо!»

Дети воспроизво

-дят содержание заключительной части рассказа,

вспоминают, все, что было усвоено раньше .

Слушают и запоминают текст.

Творческий процесс.

Дети выслушивают  пересказы и замечают несоответствия.

Дети выполняют.

Ребенок повторяет фразу  «Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега!

Дети повторяют.

Индивидуальная работа.

Дети упражняются в проговаривании.

Дети исправляют ошибки.

 Дети повторяют услышанное, произносят вслух несколько фраз, которые составляют законченное описание.

Дети повторяют по одному  и хором.

3

Заключительная  часть

3-5 мин.

 Подведение итогов  занятия.

Вопросы к анализу:

-Кто пересказал ближе к тексту?

-Кто использовал больше авторских слов?

-Кто пересказал выразительнее?

Совет

   По окончании пересказа  даю оценку всем детям, отмечаю, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. «Коля хорошо пересказал  как  кричат гуси»,  а  слова хозяйка надо еще потренироваться.

   

Даю конкретные советы: « Произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее».  Я советую Свете громче рассказывать.

Дети дают   оценку.    Анализируют  пересказ  других детей . Самоанализ пересказа. Отвечает на вопрос воспитателя, оценивая работу.

                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» по теме: «Путешествие в страну Добрых дел» (средняя группа). Подготовила: воспитатель Постолова Галина Борисовна

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств является одним из направлений в работе детского сада. Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с элементами экспериментирования «Удивительные мыльные пузыри» в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по позновательному развитию с элементом экспериментирования направлен на  формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, ...