Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развивать лексико-грамматические представления у детей младшего школьного возраста по теме «Дикие животные». Учить умению слушать и слышать обращённую речь; Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»; Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №57 (ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ)
Конспект НОД по развитию речи
«Дикие животные»
Подготовила:
Бикаева Наталья Викторовна, воспитатель
Самара, 2021г.
Тема НОД: «Дикие животные»
Цель педагогической деятельности:
Развивать лексико-грамматические представления у детей младшего школьного возраста по теме «Дикие животные».
Определение задач как системы промежуточных результатов, конкретизирующих достижение педагогом цели НОД:
Образовательные:
- Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.
Коррекционно-развивающие:
- Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
- Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.
Воспитательные:
Стимулировать активность детей, прививать интерес к лексико-грамматической деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Активизация словаря: лиса, волк, белка, заяц, еж, медведь, рыжая, хитрая, пушистая, голодный, злой, серый, быстрый, трусливый, пушистая, пугливая, колючий, косолапый, толстый, бурый, лакомство, логово, берлога, дупло, нора
Предварительная работа:
Просмотр изображений диких животных и их детенышей, беседа о жизни диких животных. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался» разучивание пальчиковой гимнастики и физ.минутки.
Беседы на тему «Как вести себя в лесу».
Развивающая предметно-пространственная среда:
картинки диких животных, разрезные картинки с дикими животными, пазлы макеты деревьев, листочки; карточки с эмоциями человека, схемы предлогов, мяч, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение
Используемые технологии (методы):
игровой, наглядный, слуховой, словесный; погружение в игровую ситуацию
Список литературы:
- Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.,«Олма Пресс», 2001.
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – Волгоград : Учитель, 2004.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
- Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов;
Воспитатель встречает детей.
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас разрезные картинки. Хотите их собрать и узнать, что изображено на них? Тогда берите.
Воспитатель каждому раздает разрезные картинки, дети берут их и подходят к столу, встают вокруг него и собирают свои пазлы. У каждого картинка с изображением дикого животного.
Воспитатель: Катя, кто изображен на твоей картинке? А у тебя, Миша? И т.д.
Дети по очереди отвечают. (У меня на картинке….)
Воспитатель: Лиса, волк, белка, заяц, еж и медведь – это кто?
Дети: Животные
Воспитатель: Какие это животные?
Дети: Дикие
Воспитатель: Почему это дикие животные?
Дети: Потому что за ними не ухаживает человек, он их не кормит, не строит им дом (жилище).
Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают еду.
Воспитатель: А вы хотите со мной отправиться в лес, в гости к диким животным?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда идём. Вставайте за мной, друг за другом.
2. Основная часть занятия.
Двигательные упражнения «Прогулка в лес». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
В лес отправимся гулять, (Маршируют)
Будем весело шагать.
Ноги выше поднимаем,
На пеньки не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени)
На носочки дружно встали (встают на носки и бегут к стульчикам и садятся)
В лес все вместе прибежали.
Дыхательное упражнение «Подуй на листочек»
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, посмотрите на деревьях остались последние листочки. Давайте поможем деревьям и сдуем листочки.
Воспитатель: Вот и дикие животные. Я предлагаю вам взять своих животных и рассказать, какой он.
Д/И «Скажи какой»
(необходимо подобрать слова – признаки к названиям диких животных).
Волк (какой)- серый, злой, голодный.
Лиса (какая)- хитрая, рыжая, пушистая.
Заяц (какой)- серый, пугливый, длинноухий.
Белка (какая)– маленькая, быстрая, пушистая.
Медведь (какой)– большой, страшный, косолапый.
Ёж (какой)- маленький, колючий, быстрый.
Игра «Один-много». (упр. с мячом, музыкальное сопровождение )
- Сейчас поиграем в игру «Один-много». Я бросаю мяч и называю название животного, а вы мне возвращаете мяч вместе со словом, обозначающим название нескольких животных.
- Одна лиса, а если несколько, то….(лисы)
Аналогично: медведь – медведи, волк – волки, белка – белки, ёж – ежи, заяц – зайцы, лось – лоси.
- Молодцы. Теперь вы знаете что в лесу живет не один медведь, а медведи. Не один заяц, а зайцы.
- Ребята, у каждого животного есть свой дом, и он имеет своё название.
Давайте с вами вспомним, кто, где живёт и рассказывать мы будем полным предложением.
Игра «Кто, где живет»? Слайд (по щелчку появляются картинки)
- Посмотрите, что это на дереве? (дупло)
- Как вы думаете, чей это домик? (белкин). (Белка живет в дупле)
- Смотрите, а это что? (нора)
- Кто же здесь проживает? (лиса). (Лиса живет в норе).
- А эта нора большая, или это не нора? (берлога)
- Ну и кто здесь проживает? (медведь). Медведь живет в берлоге.
- Название следующего дома я вам подскажу, это логово.
- Как вы думаете, чей это дом? (волка). Волк живет в логове.
- А на этой полянке живет, колючий комочек, кто это? (еж)
- Как называется дом ежа? (норка). Еж живет в норке.
- Вы знаете, чей это домик? Кто живет под кустами? (заяц).
- Заяц живет под кустами.
- И еще один дом в чаще далеко от людей живет лось.
- Лось живет вдалеке от людей, в чаще.
Д/И «Чей? Чья? Чьи?»
Воспитатель: У медведя есть лапы. Чьи лапы?
Ребенок: Медвежьи
Воспитатель: У лисы есть хвост. Чей хвост?
Ребенок: Лисий
Воспитатель: У волка есть пасть. Чья пасть?
Ребенок: Волчья
Воспитатель: У зайца есть уши. Чьи уши?
Ребенок: Заячьи
Воспитатель: У ежа есть иголки. Чьи иголки?
Ребенок: Ежиные
Воспитатель: У белки есть на ушах кисточки. Чьи кисточки?
Физминутка: логоритмическое упражнение «Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост ? (Дети хлопают в ладоши, руки перед собой).
-Вот, вот, вот! (Прячут руки за спиной).
-Зайка, зайка, где твой нос ?( Хлопают перед собой).
-Вот, вот, вот! (Показывают нос).
-Зайка, зайка, лапы где?( Хлопают).
-Вот, вот, вот! (Показывают руки).
-Зайка, зайка, ушки где? (Хлопают).
-Вот, вот, вот! (Показывают ушки)
Воспитатель: А теперь давайте назовём ласково наших животных.
Д/И «Назови ласково» (в кругу с мячом)
У лисы рыжая голова – у лисенка рыженькая головка.
У волка острые зубы –
У зайца короткий хвост –
У белки черные глаза –
У ежа колючая спинка –
У медведя косолапые лапы -
Воспитатель: Животные в лесу спрятались кто куда. Давайте их найдем.
Д/И « Где спрятались животные?»
Дети подходят к столу, берут по две карточки с нарисованными предлогами: из,за; садятся на стульчики. Воспитатель показывает картинки.
Воспитатель: поднимите схему короткого слова - за.
Воспитатель: Какая схема подходит для короткого слова – из? Покажите.
Воспитатель: Откуда выглядывает белка?
Дети: Белка выглядывает из дупла.
Еж выглядывает ….. (из норы)
Лиса притаилась ……за пнем;
Медведь спрятался……за деревом;
Волк наблюдает ….(за кустами);
Заяц выглядывает …… (из травы).
Воспитатель предлагает детям сесть на ковре и спрашивает: Ребята, у диких животных есть свои лакомства, какие же, как для вас конфеты. О каких лакомствах думают животные в своих домиках?
Д/И «О чем думают животные?»
Медведь в берлоге думает о ….мёде (ягодах, рыбе, желудях)
Еж в норе думает о ….гусенице (дождевом черве, мышке, насекомых)
Белка в дупле думает о …грибе (орехе, ягодах, шишке)
Лиса в норе думает о …гусе (зайце, куропатке)
Заяц под кустом думает о …морковке (капусте, одуванчике)
Волк под деревом думает об …..утке (олене, кабане, куропатке)
3. Итог занятия.
Игра с мячом
Воспитатель предлагает проверить память детей, и назвать какие дикие животные были изображены на картинках в начале занятия. Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Бросая ребенку мяч, он называет диких животных, что отрабатывались на занятии. (В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).
Вопросы:
- Что сегодня было интересного на занятии?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- С каким заданием вы справились лучше других?
Подведение итогов.
Итог занятия.
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Что вам понравилось больше всего?
У меня хорошее настроение. Вот такое (показывает карточку).
А у вас, какое? (Дети показывают карточки с изображением своего эмоционального состояния.)
Воспитатель и дети хлопают друг другу, благодарят за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные"
Цели: - учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;- учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных с названием ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-91391-1352201593.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой». Дошкольники 3 года обучения 1 вид.
Занятие предназначено для глухих детей 3 года обучения. Проходит в игровой форме, дети «отправляются в зимний лес», где встречают диких животных… На протяжении всего занятия используются элемент...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/16/picture-448727-1400254616.jpg)
Конспект НОД по развитию речи "Дикие животные русских лесов" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный конспект можно использовать при ознакомлении детей с многообразным миром диких животных русского леса. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-108861-1637178571.jpg)
конспект НОД по развитию речи "Дикие животные"
В конспекте представлена обобщающая работа по теме "Дикие животные": закрепление лексики, грамматические категории (притяжательные прилагательные, детёныши животных), рассказ-описание о животном....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-664695-1456305435.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные"
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи тема "Дикие животные"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-364478-1386614089.jpg)
Конспект ООД по развитию речи «Дикие животные весной».
Развивать речевую активность детей; умения отвечать на вопросы полными ответами, логического мышления – умения отгадывать загадки; развитие общей моторики....