Семинар - практикум: «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».
учебно-методический материал по развитию речи

Зверкова Евгения Юрьевна

          В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом  деятельности  для них является игра.

          Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

          Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Сделать серьёзное занятие

для ребенка занимательным

-  первоначальная задача обучения»

К.Д.Ушинский

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом  деятельности  для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Включение современных технологий в коррекционно – логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и коррекционной  задачей на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

Особые “живые” занятия (непосредственную образовательную деятельность) организуются,  как игра  между микрогруппами детей  и одновременно в каждой из них,  где  дети  имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

Социо-игровую технологию системно можно использовать  как в специально-организованной  деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особая позиция логопеда при преподнесении коррекционно-развивающих заданий такова:  если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.

Основные правила и условия:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»  Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в пары и тройки, или  по 5-6 детей.

3 правило:  обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.

4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий.

5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

6 правило: в своей работе нужно ориентироваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Классификация игр социо-игровой направленности, предложенная  Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым, которую можно использовать  в коррекционной работе учителя-логопеда:

Игры для рабочего настроя –  главные задача игр  пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела(«Эхо», «Слушай за окном, за дверью», «Буквы загадки» )

  • Игры-разминки (разрядки) –  принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. ( «Руки – ноги» «Слова на одну букву» «Шум дождя»)
  • Игры социо-игрового приобщения к делу, могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий («Составь слово», «Слово из предложения»,  «Рассказ – рисунок о том  что вижу»)
  • Игры творческого самоутверждения – при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия (« Фраза с заданными словами», «Собрать диалог»)
  • Игры вольные (на воле)  – игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате. («День наступает  – всё оживает, ночь наступает  – всё замирает»,  «Что изменилось?»,  «Зеваки»)

Таким образом, применение и использование приемов  социо-игровых технологий позволяет развивать память, внимание, силу воли и речь детей с нарушениями речи, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый ребенок  получает возможность  почувствовать себя в ситуации успеха!

Приложение к консультации: буклет: «Социо – игровая технология как средство развития речи дошкольника». 

 

Список литературы.

  1. Букатов В.М. О бабочке социо-игрового стиля /Сетевые исследовательские лаборатории “Школа для всех”, http://setilab.ru, 2012
  2. Букатов В.М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
  3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо – игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.
  4. Шулешко,  Е.Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5-7 лет чтению, письму и счету / Е.Е. Шулешко. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 384с.
  5. http://www.obol-sch.edusite.ru/p32aa1.html    «Технология успеха»
  6. http://www.openlesson.ru/?p=691  «Парадоксы плодородия или о «трёх китах» социо-игровых технологий».



Предварительный просмотр:

……………………………………………………

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

……………………………………………………

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

 «Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.)  Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

………………………………………………………

«Собрать диалог»

Воспитатель предлагает  детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать  реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

………………………………………………………

Игры вольные (на воле)

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

………………………………………………………

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

………………………………………………………«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять  движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)

https://i.pinimg.com/originals/98/5e/d5/985ed5e778dc3dbe5e03b67986815860.png

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/07/sonce_na_prozrachnom_fone_7_16194333.png

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

г. Новый Уренгой

Социо - игровая технология как средство развития речи дошкольника

(Картотека игр)

«Сделать серьёзное занятие

для ребенка занимательным

-  первоначальная задача обучения»

 К.Д.Ушинский

https://7703.by/images/news/logoped.png

Подготовила:

учитель - логопед

Е.Ю. Зверкова

2020 г.

    Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

 Цель применения социо-игровых технологий 

в развитии детей дошкольного возраста организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

  Задачи использования социо-игровых технологий :

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у детей с   умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы организации технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

В КОПИЛКУ ПЕДАГОГА

Игры для рабочего настроя

 «Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он  загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

……………………………………………………

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

-глядеть друг другу в глаза

-вставать, если согласны с высказыванием  принимающего

-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему

 Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

 «Спор  предлогами»

Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3  гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики

План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи, с детьми набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса...

Индивидуально-коррекционная работа по развитию речи по результатам диагностики

План индивидуально-коррекционной работы по развитию речи с детьми, набравшие низкие баллы по результатам диагностики учебно-воспитательного процесса за I полугоди 2011- 2012 учебного года...

Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР (синквейн)

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи  детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Консультация для педагогов (практическая): «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».

     В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральным...