Консультация для педагогов (практическая): «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».
консультация по развитию речи

Зверкова Евгения Юрьевна

       В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом  деятельности  для них является игра.

       Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

        Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

        Включение современных технологий в коррекционно – логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и коррекционной  задачей на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.

        Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.

        Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sotsio_-_igrovaya_tehnologiya.docx59.14 КБ

Предварительный просмотр:


«Сделать серьёзное занятие

для ребенка занимательным

-  первоначальная задача обучения»

К.Д.Ушинский

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом  деятельности  для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).

Включение современных технологий в коррекционно – логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и коррекционной  задачей на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

Особые “живые” занятия (непосредственную образовательную деятельность) организуются,  как игра  между микрогруппами детей  и одновременно в каждой из них,  где  дети  имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

Социо-игровую технологию системно можно использовать  как в специально-организованной  деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особая позиция логопеда при преподнесении коррекционно-развивающих заданий такова:  если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.

Основные правила и условия:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»  Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в пары и тройки, или  по 5-6 детей.

3 правило:  обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.

4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий.

5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

6 правило: в своей работе нужно ориентироваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Классификация игр социо-игровой направленности, предложенная  Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым, которую можно использовать  в коррекционной работе учителя-логопеда:

Игры для рабочего настроя –  главные задача игр  пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела(«Эхо», «Слушай за окном, за дверью», «Буквы загадки» )

  • Игры-разминки (разрядки) –  принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. ( «Руки – ноги» «Слова на одну букву» «Шум дождя»)
  • Игры социо-игрового приобщения к делу, могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий («Составь слово», «Слово из предложения»,  «Рассказ – рисунок о том  что вижу»)
  • Игры творческого самоутверждения – при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия (« Фраза с заданными словами», «Собрать диалог»)
  • Игры вольные (на воле)  – игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате. («День наступает  – всё оживает, ночь наступает  – всё замирает»,  «Что изменилось?»,  «Зеваки»)

Таким образом, применение и использование приемов  социо-игровых технологий позволяет развивать память, внимание, силу воли и речь детей с нарушениями речи, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый ребенок  получает возможность  почувствовать себя в ситуации успеха!

Приложение к консультации: буклет: «Социо – игровая технология как средство развития речи дошкольника». 

 

Список литературы.

  1. Букатов В.М. О бабочке социо-игрового стиля /Сетевые исследовательские лаборатории “Школа для всех”, http://setilab.ru, 2012
  2. Букатов В.М. Работа учеников малыми группами (о третьем “золотом правиле” социо-игровой интерактивности), http://www.openlesson.ru, 2012
  3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо – игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.
  4. Шулешко,  Е.Е. Понимание грамотности: Обучение дошкольников 5-7 лет чтению, письму и счету / Е.Е. Шулешко. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 384с.
  5. http://www.obol-sch.edusite.ru/p32aa1.html    «Технология успеха»
  6. http://www.openlesson.ru/?p=691  «Парадоксы плодородия или о «трёх китах» социо-игровых технологий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР (синквейн)

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи  детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Семинар - практикум: «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».

        В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с фед...

Консультация для педагогов. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников...

Консультация для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же п...

Консультация для педагогов «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников»​

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии«РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо). Использование технологии...