«Слова и предложения»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титоренко Елена Викторовна

Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова и предложения»

Цель:Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

Задачи:

Обучающая задача: Продолжать формирование представления о простых ребусах. Учить их разгадывать, сливая слоги и буквы в слова. Продолжать учить составлять из слов простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

Развивающая задача: Развивать умение разгадывать ребусы разного вида.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,мультимедийное оборудование, презентационный материал, алфавит, разрезная азбука для детей, полоски из картона (для составления схем предложения), фонограмма песни про алфавит, музыкальный центр, карточки с заданием для детей, простые карандаши, рабочие тетради, ребусы в подарок, магниты для рефлексии.

Ход занятия

Воспитатель:  Сегодня мы с вами отправляемся в город АБВГДейка. Жителям этого города нужна наша помощь. Дочка злодейкиОпечаткиПутаница навела в городе беспорядок. Перемешала буквы, числа, картинки, знаки. Жители АБВГДейки хотят, чтобы мы в этом беспорядке нашли слова. (Слайд 2)Вы видите здесь слова?(нет)Хотите научиться их находить, чтобы навести порядок? (да). Тогда в путь! Из чего составляются слова?(из букв).Давайте вспомним наши буквы, споём  песенку «Алфавит».

        Разминка.

(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)

П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)

Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)

Воспитатель:А теперь я предлагаю найти спрятанное словечко: «7 я» (Слайд 3). У каждого из вас есть такое задание на столах. (Слайд 4) В пустые клеточки вам нужно напечатать буквы зашифрованного слова.(дети пытаются выполнить работу, кто как сможет). Принесите свои работы на доску.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как вы думаете, почему результаты получились разные? (или вообще не получились) – (ответы детей: мы не умеем расшифровывать слова).

Воспитатель:Что вы заметили в этих заданиях, кроме букв? (цифры, картинки, знаки). Как вы думаете, они могут нам помочь составить слово?(да)

Значит, что мы с вами сегодня будем учиться делать? (будем учиться составлять слова, используя картинки, числа, знаки)

Воспитатель:  Вспомните, как называются  зашифрованные слова, которые состоят из букв, картинок, различных знаков (Слайд 5),  они называются ребусы. Значит, сегодня мы вновь с вами будем учиться разгадывать ребусы. Эти ребусы немного сложнее, чем те, которые мы уже с вами разгадывали.но их разгадывать очень интересно.Давайте рассмотрим эти ребусы ещё раз (Слайд 6):

  • Из чего состоит 1-ый ребус? (число и буква)
  • 2-ой ребус? (картинка и буква)
  • 3-ий ребус? (стрелочка и буква)
  • Какое число указано в 1-ом ребусе? (40)

Превратим это число в слово “сорок” (Слайд 7)

  • Что ещё есть в нашем ребусе? (буква А)

Добавим букву “А”. Запишем. Прочитаем новое слово: СОРОКА.

Прежде чем разгадывать следующие ребусы проговаривается план расшифровки:

  • Что мы делаем вначале? (рассматриваем ребус)
  • Далее? (превращаем)
  • Затем? (записываем)
  • В-четвертых? (читаем полученное слово)

Используя план, разгадывается 2-ой ребус (Слайд 8), затем 3-ий ребусы (Слайд 9) (с хоровым проговариванием).

Воспитатель:Давайте разгадаем ребус 100л (Слайд 10).Разгадывается вместе с детьми по плану с проговариванием.2-ой ребус (Слайд 10) разгадайте сами, проговаривая друг другу.3-ий ребус (Слайд 10) разгадайте сами, проговаривая друг другу.

Воспитатель:Попробуйте самостоятельно разгадать 2 ребуса (Слайд 11)

Сравните свои ответы с ответами на доске (Слайд 12)

  • У кого получилось отгадать оба слова?
  • У кого получилось отгадать одно слово?
  • У кого вообще не получилось задание?
  • Как вы думаете, почему не получилось?

(Слайд 13). Что нужно сделать, чтобы прочитать эти предложения? (разгадать ребусы)Прочитайте. Составьте схему второго предложения.

  • Сколько в нем слов?
  • С какой буквы пишется первое слово в предложении?
  • Какой знак нужно поставить в конце предложения?

Молодцы, ребята!

Воспитатель:

  • Что такое ребус? (зашифрованное слово)
  • Что нужно сделать, чтобы разгадать ребус? (повторение плана расшифровки)
  • Как вы считаете, вы научились разгадывать ребусы? (да)

Молодцы! Мы помогли жителям города АБВГДейка навести порядок после шалостей Путаницы. Они говорят вам спасибо и дарят карточки с ребусами, чтобы вы и дальше учились разгадывать ребусы. И в детском саду, и дома с родителями.  

        А наше путешествие по АБВГДейки подошло к концу. Кому понравилось разгадывать ребусы возьмите зеленые магнитики и прикрепите их на карту, где находится город АБВГДейка, а кому это занятие показалось скучным и неинтересным, возьмите красный магнитик и прикрепите туда же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"

Презентация к занятию по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Автоматизация звука Р в слогах, слова и предложениях

Индивидуальная работа с детьми 5-7 лет по автоматизации звуков...

Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")

Коррекционно-развивающие упражнения для  освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...

"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...