Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».
статья по развитию речи

Петрова Татьяна Сергеевна

«Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»
Таджикская пословица,
а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности»

      Вопрос педагога  — действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос собирает и направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mart.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Формулировка и использование развивающих вопросов при организации занятий с дошкольниками».

Задачи: раскрыть понятия вопроса и его виды; познакомить с алгоритмом построения развивающих вопросов, с требованиями при формулировании вопросов.

Свое выступление хочется начать с пословицы-

«Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ»
Таджикская пословица,
 а так же высказывания Эммануила Канта «Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности»

      Вопрос педагога  — действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос собирает и направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.

С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.

Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

В педагогике выделяют три вида вопросов:

1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные:

Кто это?    —   Девочка.

Что это?    —   Стул.

Что делает кот?   —  Спит.

Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти.

2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах распространенные предложения.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?

Например: Где спит кот?    —    Кот спит на диване.

Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание;

3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных наречий: почему? зачем?

Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения.

Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.

Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.

Как формулировать развивающие вопросы?

Возьмем, для примера,  тему «Транспорт».

Алгоритм развивающего диалога такой:

Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.

Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?».  Это вопросы, требующие анализа ситуации.

Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».

Для того, чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В педагогической практике  часто ставятся лишние, ненужные для намеченного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, проводя наблюдение с детьми, педагог спрашивает: «Дети, подумайте, почему так красиво весной?”.

Правильно:

1. Что изменилось в природе с приходом весны?

2. Почему вы решили, что это ранняя весна?

 Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

 Ошибки:  1. Расплывчатая формулировка.

 Неправильно: Какие изменения произошли весной с растениями? (Дети могут сказать: «Растения просыпаются» – не конкретно).

 Правильно: Что появляется весной на деревьях?

2 . Повторение одного и того же вопроса несколько раз в различных формулировках.

Например:

1. В какой стране мы живём?

2. Как называется наша Родина?

3. Вспомните, наша страна как называется?

3 . Использование вопросов с отрицательной формулировкой, внушающих ребёнку отрицательный ответ.

Например: 1. Ты не знаешь, как называется эта фигура?

                    2. Вы не знаете, где живёт медведь?

                    3. Не можешь сказать, что бывает после весны?

4. Многословие.

Неправильно:  Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое оттепель?

Правильно:  Как вы думаете, что такое оттепель?

Стремясь к точности и краткости, некоторые впадают в другую крайность:

                   5. Чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным («Ну и что?»).

6. Словесное нагромождение.

Неправильно: Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что

                         наступила весна?

Правильно:     Как вы догадались, что наступила весна?

7. Недоступность пониманию детей.

Неправильно: Полицейский следит, чтобы машины ехали при каком свете

                        светофора?

Правильно: (разделить на 2 вопроса)

  1. При каком свете светофора машины могут ехать?
  2. Кто следит, чтобы машины ехали правильно?

             8. Неточность словоупотребления.

Неправильно: Куда почтальон кидает письма?

Правильно: Куда почтальон  кладет письма?

9. Частое употребление подсказывающих вопросов.

Неправильно: Какое сейчас время года, самое жаркое?

Правильно: Какое сейчас идёт время года? 

Третье требование-целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

      Педагог должен помнить, что цель постановки вопросов – усвоение детьми намеченного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что  можно сказать на данную тему, а об основном, главном.  Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов определяет и их последовательность.

 Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.  

Литература:

  1. 1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М, Педагогика, 1986.
  2. Педагогические технологии. Селевко Г.К. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. — 368 с.

          TwitterFacebookOdnoklassnikiMail.RuVKPrintОтправить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Использование дополнительных развивающих зон в организации занятий детей"

С первых дней жизни родители заботятся о будущем малыша. Они внимательно следят за интересами ребенка, склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу....

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

Организация занятий для дошкольников с использованием ИКТ в ДОУ.

Консультация на педсовете "Организация занятий для дошкольников с использованием ИКТ в ДОУ"...

Статья на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

В статье проводится анализ инновационных технологий используемых в дошкольном образовании. Описывается опыт интеграции здоровье сберегающих, игровых технологий и ИКТ (информационно-коммуникационных те...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОУ

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом...

Доклад по теме: «Сотрудничество семьи и детского сада в организации предметно - развивающей среды»

Данный материал может быть использован воспитателями, специалистами, старшими воспитателями и т.д. Доклад и сопровождающие слайды созданы по всем правилам оформления выступления на методических объеди...