«По сказочным дорожкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шталь Людмила Юрьевна

Воспитывать интерес к сочинительству, любовь к сказкам/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_skazochnym_dorozhkam.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

«По сказочным дорожкам»

Цели:  Создать условия для творческого подхода в решении различных задач

Задачи:

Образовательная: Учить детей элементарному анализу свойств и действий объекта;  использовать образные слова и выражения; выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать)

Развивающие: Совершенствовать умение строить сложные предложения; использовать в речи слова-признаки; развивать творческое воображение, мышление любознательность, нестандартное мышление, память и внимание, чувство юмора.

Воспитательные: Воспитывать интерес к сочинительству, любовь к сказкам; уважение детей друг к другу, умение  выслушивать товарищей.

Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок.
2.. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Разгадывание загадок.
4. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Материал: письмо, ларец, задания в конвертах, изображения сказочных героев, презентация «По сказочным дорожкам»

Звучит Песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».

Дети заходят в группу, на подоконнике лежит письмо.

-Ребята. Посмотрите, в приоткрытое окно залетело письмо. Его нужно отдать адресату. Давайте посмотрим для кого это письмо. «Детям 10 группы»  Это письмо для нас. Давайте посмотрим, кто нам пишет.

  «Дорогие  друзья! Вы растете, и у вас появилось много  новых занятий и увлечений. Мы стали с вами реже встречаться, но мы вас очень любим и скучаем. Предлагаем вам встретиться , весело провести время и сыграть с нами в квест - игру, а в конце игры вас ждет сюрприз. Ваши любимые сказки»

Вы готовы отправиться в путешествие? (Да). Там могут встретиться трудные задания, для решения которых потребуются ваши знания, сообразительность, смелость и умение дружить. Не передумаете? (Нет).


Чтобы справиться со всеми заданиями, нам потребуется хорошее настроение. Прикоснитесь ладошками друг с другом. Тёплые у нас ладошки? Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой, хорошим настроением  друг с другом.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Теперь можно отправляться в путь. А на чём же мы будем путешествовать?

— Какой сказочный транспорт вы знаете? Метла и ступа. Пригодится ли нам этот транспорт? (Нет, все мы не уместимся на метле и в ступе). Правильно, нужно поискать другой транспорт. Сапоги-скороходы. Подойдут ли они нам? (Нет, они для одного человека). Ковёр-самолёт. Пригодится ли нам ковёр-самолёт? (Да, он большой, все поместятся). А вот и сам ковёр!.( На ковре разложены подушки для пассажиров.). Занимаем места!

Один, два, три,
Коврик, скорее лети!

А пока мы с вами в пути, чтобы не скучать,  я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Почему, потому»

1.Почему мы любим сказки?

2.Почему Баба-Яга летает?

3.Почему Василиса помогает людям?

4.Почему Иван-царевич борется со злом?

Ребята, держитесь крепче. Ковер самолет идет на посадку.

Ну, вот мы и на месте. Выходим. Давайте осмотримся.

Чтобы в сказку нам попасть нужно через стражей пройти. Сами они невидимы, но задание и подсказка в этом ларце лежат.

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

(Дюймовочка)

Внучка у бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

(Красная Шапочка)

Из муки он был печен,

На окошке был стужен,

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом,

(Колобок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Емеля)

К лесу передом стоит,

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

С первым заданием мы справились. А вот и подсказка куда нам двигаться дальше и с кем мы встретимся. (рассмотреть  с детьми)

 Наша дорога проходит через сказочную поляну. Нас встречает –  король.  Задание, с которым нам надо справиться в конверте. Посмотрим, что в нем.

«Дорогие детишки, я Король. Меня называют Рассеянным за то, что я постоянно что-нибудь теряю. А сегодня утром случилась беда. Потерялась моя маленькая дочка, принцесса. Найдите её, пожалуйста. Я очень по ней скучаю»

Поможем Королю, дети? В письме наверняка есть подсказка, где искать принцессу. Слушайте внимательно, не перебивайте, а когда я прочитаю, отвечайте на вопросы, и мы обязательно найдём маленькую принцессу.

Дальше Король пишет: «Я встретил Волшебника и спросил, не видел ли он мою малышку. Но Волшебник сказал, что видел сегодня трёх малышек. Одна из них прыгала по болоту. Вторая порхала над цветами. Третья собирала землянику на опушке леса. Он слышал их песенки. Одна пела «ля-ля-ля», вторая «жу-жу-жу», а песенку третьей Волшебник не расслышал. Где же моя дочка? Может, она прыгала по болоту и пела «ля-ля-ля»?»


— Как думаете, дети, могла принцесса прыгать по болоту? (Нет). А кто же это был? (Лягушка). И какую она песенку поёт? (Ква-ква). Ещё Король спрашивает: могут ли маленькие принцессы порхать над цветами? (Нет), Кто же летает над ними? (Бабочки, пчёлы). Но если Волшебник слышал песенку «жу-жу-жу», это была пчела или бабочка? (Пчела). Почему вы так решили? (Бабочки летают тихо, не жужжат). А как ведут себя маленькие девочки? Какую песенку они поют? («Ля-ля-ля»). Как вы думаете, где нужно искать принцессу? Где Волшебник видел третью малышку? (Если дети вспомнят, необходимо их похвалить, если не вспомнят, воспитатель зачитывает фрагмент письма).
— Так, где найти маленькую принцессу? (На опушке леса).

Молодцы, ребята! Мы справились с заданием. В конверте есть подсказка, с кем мы встретимся теперь. Это ученый кот.

Давайте осмотримся, кто видит конверт с заданием?

Игра «Хорошо – плохо»

Нам предстоит с вами найти плохие и хорошие стороны  различных  явлений.

Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

 «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Лето.

«Хорошо»: можно ходить раздетыми, долго гулять на улице, купаться, собирать цветы, собирать ягоды, кататься на велосипеде, строить песочные фигуры, любоваться бабочками, собирать букеты из цветов, слушать пение птиц.

«Плохо»: надо носить головной убор; если долго находиться на солнце можно сгореть, надо поливать растения, потому что быстро сохнет земля; много мошек и комаров; если упадешь, то разобьешь коленки.

Посмотрим, куда  теперь идет наш путь. К водяному.

Вот следующее задание:

Игра «Кто на свете злее всех» ИКТ

Сейчас мы должны будем узнать и назвать героев некоторых сказок. (на экране)

Молодцы! Вы знаете сказочных персонажей. Вот некоторые, из названных вами, герои (на экране). Давайте попытаемся рассказать о них. В нескольких словах опишите внешний вид, где живет, характер героя, положительным или отрицательным персонажем является, опираясь на алгоритм.

Вот вы сказали, что Змей Горыныч, Баба-Яга, водяной злые, отрицательные персонажи в сказках. Скажите, а может ли существовать волшебная сказка без этих персонажей? Почему? Для кого эти герои являются злыми? Почему? А кто принимает их качества в прямо противоположном смысле, наоборот. (Для кого Баба-Яга ласковый и верный друг)

Как вы думаете, а могут такие персонажи как Змей-Горыныч, Баба-Яга, водяной быть положительными героями? Конечно, могут. Мы сможем вспомнить такие сказки как «Три богатыря» - где Змей  Горыныч друг и верный товарищ, а в сказке «Летучий корабль» водяной помогает Ивану советом, как построить корабль. Думаю, и Баба-Яга будет доброй и отзывчивой, если мы с вами захотим ее такой сделать в  сказке придуманной нами, когда вернемся в детский сад. Ведь наше время пребывания в сказке подошло к концу. Мы встретились со сказкой и справились со всеми заданиями и за это нам в подарок книга сказок.  А я  предлагаю занять места на нашем ковре самолете.

Один, два, три,
Коврик, скорее лети!

Понравилось вам путешествие? Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы) Верно, наша дружба, знание сказок  и умение находить правильное решение.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Шагают наши ножки по сказочной дорожке»

Цель: Обогащать двигательную деятельность детей через сказку или героя из сказки, вводить детей в сказочный мир, развивать у них  творчество, фантазию и воображение, создание  положительного...

"По сказочной дорожке"

Конспект ООД по сказке "Заюшкина избушка"...

ПРОЕКТ По сказочным дорожкам

ПРОЕКТ По сказочным дорожкам...

Развлечение "Сказочные дорожки"

Развлечение "Сказочные дорожки"...

Интерактивная игра "По сказочным дорожкам"

Цель: создать условия для развития связной монологической речи, обеспечить закрепление знания детей о сказках.Задачи:- образовательные: закрепление умения подбирать антонимы, подбирать прилагательные,...

НОД "Путешествие по сказочным дорожкам"

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшей группы "Путешествие по сказочным дорожкам"....

"По сказочным дорожкам"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе...