Литературный калейдоскоп
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Мелихова Евгения Васильевна

 Занятие в старшей группе.Образовательная область "Речевое развитие".Создались условия для способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста,по средством художественных произведений (русских народных сказок).Использовала  методы и приемы :словесные -художественное слово ,объяснение ,поощрение ;практические:упражнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

 

Интегрируемые образовательные области: Образовательная область «Речевое развитие» , Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» -Изобразительная деятельность (рисование)

Тема занятия: Литературный калейдоскоп

Цель: создание условий способствующих речевому развитию детей дошкольного возраста ,посредством художественных произведений(русских народных сказок )

Задачи:

Обучающие задачи: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

Развивающие задачи:  развивать диалогическую речь,  интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление, умение выполнять различные игровые задания

Воспитательные задачи: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам

Методы и приёмы:

  1. Словесные:  художественное слово, объяснение, поощрение, беседа.

  1. Практические: упражнения.

Предварительная работа: чтение детям сказок; обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок ,инсценировка сказок; рисование героев сказок; рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: Ковер - самолет,  скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка, дудочка, шапка - невидимка

Оборудование: сундук ,конверт  ,цветы,   деревья,  колоб ,игрушка лисички .магнитофон с аудиозаписью шапочки героев.

Организационный момент, начало занятия включающие:

Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта. 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Здравствуйте!

Дети проявляют интерес  к то там стучится в дверь Дети с интересом  слушают внимательно письмо.

-Да.

Сундук

Открыть его

Дети отгадывают загадки.

- скатерть - самобранка

- сапоги - скороходы

- Баба - Яга

- Иа

-это письмо

-прочитать его надп

Да ,поможем

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями .К нам сегодня в гости пришли заведующая Екатерина Ивановна .Заместитель заведующей Ирина Александровна.

-Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за Тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

- Вы хотите отправиться в сказочное путешествие? Как же нам добраться в эту Страну Сказок?

 -Стук в дверь .Ой к нам кто то пришел .

-Пойду посмотрю. Ребята посмотрите, что нам принесли ?Что это ?

-Ребята, что нам надо с ним сделать.

-Ребята ,что бы  нам открыть  сундук ,надо  отгадать загадки ,которые замок нам подготовил . Ну что ,попробуем ребята отгадать  загадки.

Будьте внимательны.

- Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты дружок, ее узнай - ка!

Стоит только расстелить

 Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд

Как стряпуху ту зовут?

- Много верст впереди

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть -

Одолеешь мигом путь.

- Чтоб взлететь над землей

Ступа ей нужна с метлой.          

  1. - Не остался без хвоста

Добрый ослик наш..            

-Вот и открылся наш сундук. Посмотрите  в сундуке ,что то лежит .Что это ребята ?А что делать  с письмом ?

 -Давайте прочитаем.

“Дорогие ребята! К вам обращается Колобок. Я потерялся в сказочном лесу. Чтобы попасть домой, надо пройти испытания, а я ребята, не могу один их пройти. Помогите, мне, пожалуйста. В сундуке лежит волшебный клубок, который укажет вам дорогу”.

-Ну ,что ребята поможем колобку ? Мы отправляемся в путь. Вставайте все скорее все в круг .

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

- А вот и очутились с вами в волшебном  лесу. Посмотрите, здесь стоит волшебный мешок. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Стук в дверь, аудиозапись

Заношу сундук .

Воспитатель достает письмо.

Воспитатель читает письмо.

Дети  встают в круг и воспитатель бросает волшебный клубок, говорит волшебные слова.

2. Основная часть занятия.

Цель: Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети присаживаются на стульчики и начинают выполнять задания.

-Это сказка «Маша и медведь

- Это сказка “Заяц – хвастун”

- Это сказка “Заюшкина избушка”

 -Это сказка “Гадкий утенок”

-Это сказка “Петушок - золотой гребешок”

-Это сказка “Федорино горе”

-Да

Дети с интересом  включаются в работу и начинают активно принимать участие .Отвечая на вопросы.

-Гуси - лебеди. Баба - Яга и Иван Царевич

- Ковер - самолет, скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка, дудочка, шапка – невидимка

-Ковер - самолет, сапоги - скороходы, русская печь, серый волк

- Да.

 В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша) Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево) А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам) Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево) И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком) Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову) И всего одна нога (стоим на одной ноге) Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

- Ребята ,здесь для нас задания .Давайте присядем  и выполним наше первое задание .

-Ребята вы должны послушать отрывок и сказать из какой сказки этот отрывок. Готовы слушать?( Да!)                                     -

- Сидит девочка в корзине .У мишки за спиной. Он, сам того не ведая, Несет её домой. Из какой сказки? Следующие задание.

-   У меня не усы. а усище, не лапы, а лапище, не зубы, а зубище . Я никого не боюсь. Что это за сказка? Молодцы . Следующая сказка

-  Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам .Молодцы !Справились и с этой сказкой .

-Это был вовсе не утенок. Это был прекрасный белый лебедь. А это что за сказка?

-Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы... Кот! Дрозд! Спасите меня! 

Ну и последнее задание .

-Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

-Это из какой сказки ?

- Молодцы! Ваши дружные ответы, показали, что сказки вы любите и знаете.

-Ну ,что ребята продолжим наш путь? Вставайте в круг

Мы продолжим путь.

Ты катись ,катись клубочек
Да в зелененький лесочек

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

- Ребята, какая красивая поляна с цветами. Сколько здесь цветов растет.
-Посмотрите какой чудесный цветок, у него много разноцветных лепестков, он не простой ,а  с заданиями. Давайте посмотрим на лепестки и прочитаем.

1.В каких сказках живет Баба - Яга?  Давайте подумаем. Следующий лепесток .

2.Какие сказочные предметы есть в русских сказках? Молодцы ,справились  и с этим  заданием.

3.На чем передвигаются герои сказок? Это трудный вопрос,  но вы справитесь.

- Молодцы ребята. Все отгадали.

-Ну что будем продолжать наше путешествие ?Но прежде чем мы отправимся в путь ,давайте отдохнём

Физкультминутка «Баба Яга» 

В одном лесу стоит избушка

 Стоит задом наперед,

 А в избушке той старушка Бабушка Яга живет

 Нос крючком

 Глаза, как плошки

 Словно угольки горят

И сердитая и злая

Дыбом волосы стоят

И всего одна нога

Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга!

-Ну ,что ребята продолжаем наш путь

Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.

Ты катись поспеши,

Нам дорогу укажи.

Воспитатель открывает медленно мешок

Воспитатель читает отрывок, дети называют сказку

На столе лежат цветы и  в центре большой цветок с заданиями

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша) Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево) А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам) Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево) И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком) Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову) И всего одна нога (стоим на одной ноге) Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

3. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итогов.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети с интересом начинают рассматривать кто с прятался за лукошком .И начинают понимать ,что это лисичка ,которая не хочет отдавать колобка .Дети начинают рассказывать лисичке сказку  теремок.

-Лисичка

- Расскажем.

Дети обыгрывают сказку.

Дети проходят за столы и начинают раскрашивать .

-Ребята посмотрите кто - то лукошко потерял.   – А за лукошком кто то спрятался .Кто это?

Лисичка мы ищем колобка.

- Ты не знаешь где он? Знает она, лисе  просто скучно в лесу она хочет что бы мы ей сказку рассказали. Тогда она нам и отдаст колобка.

-Ребята расскажем лисички сказку.

-Давайте посмотрим  какую она сказку нам приготовила. Из какой сказки сказочные герои?

- Ну ,что ребята расскажем сказку  лисичке. Давайте распределим роли

-Я буду рассказчиком и т.д

А остальные ребята и лисичка будут зрителями .Садитесь на стульчики .Ну ,что попробуем.

-Ребята, лисичка хочет мне ,что то  сказать. Лисичке  понравилась наша сказка.  Лисичка хочет отдать нам колобка. Вот колобок.

-Давайте расскажем колобку какие задания мы выполнили, чтобы его спасти.

-Какое задание вам понравилось  больше всего и почему?

 -Ребята  за то ,что мы спасли колобка  ,он приготовил нам сюрприз.

-Он предлагает  раскрасить нам сказочных героев и в группе оформить выставку.

Спасибо за внимание!

На столе стоит лукошко  в лукошке герои сказки теремок .А за лукошком лисичка  сидит.

Сказку я начинаю рассказывать ,а дети продолжают.

Колобок ,так же лежит в лукошке ,достаю колобка ,колобок благодарит детей за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие в подготовительной группе"Литературный калейдоскоп"

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Литературный калейдоскоп»....

Литературный калейдоскоп. НОД по развитию речи во второй младшей группе.

Занятие помогает детям вспомнить знакомые сказки, создает условия для диалога, обогащает  и совершенствует грамматический строй речи. Развивает желание к движению. Учит снимать психоэмоцианальное...

Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение прави­льно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...

Космическое путешествие на планету сказок .Литературный калейдоскоп "Сказки любим мы читать и героев узнавать"

Сказки несут смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, ...

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" (художественная литература) на тему: "Литературный калейдоскоп"

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" (художественная литература) на тему: "Литературный калейдоскоп"...

Литературный калейдоскоп

Сценарий развлечение для детей старшего дошкольного возраста по сказкам.Материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....