Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Транспорт" Казимбекова Э.Д.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 

Цели:

  • Активизация словаря по теме: “Транспорт”.

  • Изучение нового материала «Из истории транспорта».

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

  • Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

  • Совершенствование грамматического строя речи.

Предварительная работа:

- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

 

Ход занятия:

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)

 

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

 

  1. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

 

 

  1. Закрепление пройденного материала.

- Сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой (велосипед)

 

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

О полете говорит. (Самолет)

 

Братья в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

 

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

 

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет 
(Корабль)

 

- Как назвать эти отгадки одним словом?(Транспорт)

- Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный)

 

  • Игра на координацию речи и движения.

- Поскорее мяч бросай, транспорт быстро называй.

 

  1. Речевые игры.

 

  • Назови целое по частям:

Палуба, парус, якорь(корабль)

Хвост, крылья, мотор (самолет)

Колеса, руль, педали (велосипед)

Кузов, мотор, кабина (машина)

 

  • Что может делать:

Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться и т.д.;

Корабль - ……..

Самолет - ……..

 

  • Назови ласково:

Паровоз – паровозик,

Самолет – …

Машина – …

Велосипед – …

Самокат – …

Корабль - …

Лодка - …

Катер - …

Пароход - …

Теплоход - …

Вертолет - …

Автомобиль - …

 

  • Кто каким транспортом управляет?

Таксист, тракторист, водитель, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен, вагоновожатый.

 

  • Объясни словечко:

Пешеход, самолет, грузовик, самосвал, вертолет, бензовоз

 

  • Какое слово не подходит:

Пешеход, пешеходный, пеший, успешный

Колесо, колесико, колос, колесный

 

  • Подбери нужные слова:

Машинист – это тот, кто управляет поездом.

Регулировщик – это тот, кто…

Шофер – это тот, кто…

Пассажир – это тот, кто…

Кондуктор – это тот, кто…

 

  1. Игры на развитие фонематических представлений.

- Назовите транспорт, который начинается со звукаТ(трамвай, такси, троллейбус)

- Назовите транспорт, в названии которых есть звукК(корабль, грузовик, катер, такси)

- Разделите слова на слоги: трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус

 

  1. Игра на развитие внимания.

- Посчитайте, сколько машин спряталось на картинке. (каждому индивидуально.

 

 

  1. История развития транспорта.

- Всегда ли существовал транспорт?

- Подумайте и назовите, каких животных использовали люди в качестве транспортного средства?

Слайд 1

Лошади, ослы, собаки, олени, слоны, быки, мулы, верблюды. (появляются по щелчку)

 

- А еще в качестве транспортного средства использовали людей. Человек тянул повозку, в которой сидел 1-2 человека. Такого человека называют рикша. В странах Востока до сих пор можно встретить рикшу.

Слайд 2

Рикша в разных странах. (По щелчку)

 

- В нашей стране большим спросом пользовались лошади. Их запрягали в кареты, повозки. Лошадьми управляли специально обученные люди.

- Их называли кучер, возница, ямщик.

Слайд 3

Кучер, возница, ямщик. (по щелчку)

 

- Лошадей использовали в военном деле, на скачках (соревнованиях), для прогулок.

Слайд 4

Кавалерист, наездник, всадник, конник. (по щелчку)

 

- Но жизнь не стоит на месте, и вот появились первые велосипеды. Каких только велосипедов не встретишь, об этом можно долго говорить. Но мы просто посмотрим, какие бывают велосипеды.

Слайд 5

Такие разные велосипеды.

 

- Как вы считаете, стоило ли изобретать машины, поезда, ракеты? Почему?

- Борьба за скорость и грузоподъемность началась в древние времена. Тогда люди пользовались для поездок такими «двигателями», как лошади, ослы, верблюды и волы. Например, чтобы перевезти скоропортящиеся продукты (молоко, мясо) на большое расстояние скорости животных было недостаточно, а перевезти большой объем материалов к фабрике на транспорте легче, чем на животных.
Благодаря изобретению паровых, а затем и электрических двигателей мы сегодня можем ездить в школу и на работу на автомобилях, автобусах, метро. Даже полеты в космос были бы невозможны без этого!
Когда-то Магеллан потратил 2 года жизни, чтобы проделать путь вокруг Земли на своем корабле. А через четыреста лет Юрий Гагарин облетел землю кругом всего за полтора часа. И в этом, несомненно, большая заслуга изобретателей, которые придумали двигатели!
Не меньшая заслуга в том, что мы не ходим пешком, а ездим на транспорте, принадлежит изобретателям колеса. Мы можем только предполагать, в какие давние времена были изобретены колеса, это случилось около 5-6 тысяч лет назад. Ученые считают, что впервые это произошло на Кавказе. Возможно, колеса изобрели сразу в нескольких странах.
Когда же произошло соединение колес с двигателем, то прогресс пошел огромными шагами. Появились автомобили, поезда… Правда, в последнее время выяснилось, что колесо – это не предел развития транспорта, оно тормозит высокие скорости. Вероятно, в скором будущем появятся новые виды транспорта, о которых мы пока можем только догадываться…

  1. Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

Задание : Вместе с родителями нарисовать рисунок и придумать рассказ «Путешествие на…»

- Все рисунки и рассказы мы с вами оформим в одну большую книгу, название которой придумаете вы сами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx170.7 КБ

Предварительный просмотр:


Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Транспорт»

Цели:

  • Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
  • Изучение нового материала «Из истории транспорта».
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  • Совершенствование грамматического строя речи.

Предварительная работа:

- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Ход занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

  1. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

  1. Закрепление пройденного материала.

- Сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки.

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой (велосипед)

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

О полете говорит. (Самолет)

Братья в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет 
(Корабль)

- Как назвать эти отгадки одним словом?(Транспорт)

- Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный)

  • Игра на координацию речи и движения.

- Поскорее мяч бросай, транспорт быстро называй.

  1. Речевые игры.

  • Назови целое по частям:

Палуба, парус, якорь(корабль)

Хвост, крылья, мотор (самолет)

Колеса, руль, педали (велосипед)

Кузов, мотор, кабина (машина)

  • Что может делать:

Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться и т.д.;

Корабль - ……..

Самолет - ……..

  • Назови ласково:

Паровоз – паровозик,

Самолет – …

Машина – …

Велосипед – …

Самокат – …

Корабль - …

Лодка - …

Катер - …

Пароход - …

Теплоход - …

Вертолет - …

Автомобиль - …

  • Кто каким транспортом управляет?

Таксист, тракторист, водитель, мотоциклист, велосипедист, тракторист, пилот, яхтсмен, вагоновожатый.

  • Объясни словечко:

Пешеход, самолет, грузовик, самосвал, вертолет, бензовоз

  • Какое слово не подходит:

Пешеход, пешеходный, пеший, успешный

Колесо, колесико, колос, колесный

  • Подбери нужные слова:

Машинист – это тот, кто управляет поездом.

Регулировщик – это тот, кто…

Шофер – это тот, кто…

Пассажир – это тот, кто…

Кондуктор – это тот, кто…

  1. Игры на развитие фонематических представлений.

- Назовите транспорт, который начинается со звукаТ(трамвай, такси, троллейбус)

- Назовите транспорт, в названии которых есть звукК(корабль, грузовик, катер, такси)

- Разделите слова на слоги: трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус

  1. Игра на развитие внимания.

- Посчитайте, сколько машин спряталось на картинке. (каждому индивидуально.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/11/s_5be7c8f0c0f0f/994069_1.jpeg

  1. История развития транспорта.

- Всегда ли существовал транспорт?

- Подумайте и назовите, каких животных использовали люди в качестве транспортного средства?

Слайд 1

Лошади, ослы, собаки, олени, слоны, быки, мулы, верблюды. (появляются по щелчку)

- А еще в качестве транспортного средства использовали людей. Человек тянул повозку, в которой сидел 1-2 человека. Такого человека называют рикша. В странах Востока до сих пор можно встретить рикшу.

Слайд 2

Рикша в разных странах. (По щелчку)

- В нашей стране большим спросом пользовались лошади. Их запрягали в кареты, повозки. Лошадьми управляли специально обученные люди.

- Их называли кучер, возница, ямщик.

Слайд 3

Кучер, возница, ямщик. (по щелчку)

- Лошадей использовали в военном деле, на скачках (соревнованиях), для прогулок.

Слайд 4

Кавалерист, наездник, всадник, конник. (по щелчку)

- Но жизнь не стоит на месте, и вот появились первые велосипеды. Каких только велосипедов не встретишь, об этом можно долго говорить. Но мы просто посмотрим, какие бывают велосипеды.

Слайд 5

Такие разные велосипеды.

- Как вы считаете, стоило ли изобретать машины, поезда, ракеты? Почему?

- Борьба за скорость и грузоподъемность началась в древние времена. Тогда люди пользовались для поездок такими «двигателями», как лошади, ослы, верблюды и волы. Например, чтобы перевезти скоропортящиеся продукты (молоко, мясо) на большое расстояние скорости животных было недостаточно, а перевезти большой объем материалов к фабрике на транспорте легче, чем на животных.
Благодаря изобретению паровых, а затем и электрических двигателей мы сегодня можем ездить в школу и на работу на автомобилях, автобусах, метро. Даже полеты в космос были бы невозможны без этого!
Когда-то Магеллан потратил 2 года жизни, чтобы проделать путь вокруг Земли на своем корабле. А через четыреста лет Юрий Гагарин облетел землю кругом всего за полтора часа. И в этом, несомненно, большая заслуга изобретателей, которые придумали двигатели!
Не меньшая заслуга в том, что мы не ходим пешком, а ездим на транспорте, принадлежит изобретателям колеса. Мы можем только предполагать, в какие давние времена были изобретены колеса, это случилось около 5-6 тысяч лет назад. Ученые считают, что впервые это произошло на Кавказе. Возможно, колеса изобрели сразу в нескольких странах.
Когда же произошло соединение колес с двигателем, то прогресс пошел огромными шагами. Появились автомобили, поезда… Правда, в последнее время выяснилось, что колесо – это не предел развития транспорта, оно тормозит высокие скорости. Вероятно, в скором будущем появятся новые виды транспорта, о которых мы пока можем только догадываться…

  1. Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

Задание : Вместе с родителями нарисовать рисунок и придумать рассказ «Путешествие на…»

- Все рисунки и рассказы мы с вами оформим в одну большую книгу, название которой придумаете вы сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"

Расширить представление детей о деревьях;  учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).

В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением»."

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с элементами обучения грамоте. Дети в игровой форме учатся строить предложения, закрепляют позицию звука в слове. Занятие построено в форме п...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Обучающие:Дать представления о предложении. Упражнять в составлении предложений...