Из настоящего в будущее
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паршина Мария Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

 «Из настоящего в будущее» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnyy_den_rodnogo_yazyka.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида

 Выборгского района Санкт –Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

 «Из настоящего в будущее»

Паршина Мария Александровна

Учитель – логопед

Санкт – Петербург

2021 г

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Из настоящего в будущее».

Цель: содействовать формированию знаний дошкольников о празднике «Международный день родного языка».

Задачи:

  • формировать бережное отношение к родному языку
  • развивать умение понимать язык жестов других людей
  • познакомить воспитанников с историей зарождения письменности, создания славянской азбуки и историей русского алфавита;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора
  •  развивать речь детей, память, мышление;

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Как было написано первое письмо» (1984 г), чтение Н. О. Майорова «Путешествие в Древний Шумер»

Материал к занятию: иллюстрации к празднику «Международный день родного языка» и «Дети имеют право говорить на своём родном языке» (демонстрационный материал «Права ребёнка»), иллюстрации «Первобытные люди», обручи по числу детей, мягкие мячи, маски медведей, карандаши шестигранные по количеству детей, карточки «Перескажи нарисованную историю», иллюстрации «Шумерская школа», дощечки для пластилина, пластилин, палочки для суши, иллюстрации Кирилл и Мефодий, глаголица и кириллица, таблица к игре «Расшифруй слово»

Ход:

Педагог:

Он есть родной и очень странный

Непонятный иностранный! (Язык)

На ковролине иллюстрации к празднику «Международный день родного языка»

Педагог:

- Ежегодно 21 февраля по всей стране отмечают праздник - Международный день родного языка! Первый язык, на котором учится говорить ребёнок - родной язык. В нашем мире существует много стран, и в каждой из них люди говорят на разных языках. В мире много языков, и у каждого народа он свой. На нем говорят, пишут, читают, поют песни. Это – родной язык. И каждый месяц в мире исчезает два языка. Праздник направлен на защиту языков, которые исчезают.

Дети читают стихи:

В мире каждый привык,
Изучать — родной язык.
И от года и до года
Есть у каждого народа —
Свой родной язык.
И любой народ язык
Не забудет ни на миг.
День родного языка
Будет славен на века!

Педагог:

-  Сегодня мы отправимся  в путешествие на машине времени и побываем  в прошлом.

Дети садятся в машину времен (встают в обручи и берут их в руки). Хором произносят слова:

Мы машину времени настроем.
Двигатель волшебный разогреем,
Понесёмся в прошлое скорее!

Раз, два, три - в прошлое лети!

Воспитатель произносит слова:

Через время, через годы,

Пронеси сквозь непогоды,

Через века пронеси,

И тихонько опусти.

Машина времени приземляется,

1,2,3 – из машины времени выходи!

На ковролине иллюстрации «Жизнь первобытных людей»

Педагог:

Как здесь сыро и темно.

Где же дверь и где окно?

Ход наружу – лаз звериный,

Пол из камня или глины.

Люди в древности, как звери,

Жили в сумрачной …пещере.

Дети рассаживаются по кругу.

Педагог:

- Первобытные люди защищались от врагов, укрывались от непогоды, добывали себе пищу, строили жилье. Для этого они объединялись в племена, чтобы помогать друг другу. Тогда у человека и возникла потребность в речи. Нужен был сигнал о помощи или призыв к добыче пищи или совет, как бороться с хищником. Первобытные люди, как и животные, умели издавать простые звуки: если была опасность — они кричали, если радовались — визжали. Но людям было необходимо сообщать друг другу об охоте и съедобных плодах, и они научились общаться жестами.

«На жест смотри, что я говорю скажи». Педагог и дети показывают разные жесты и отгадывают их. Например: подношу к губам указательный палец (тишина), поманить рукой к себе (иди сюда), покрутить головой из стороны в сторону (нет), шью одежду, стреляю из лука, собираю ягоды (грибы), разжигаю костер, варю обед.

Педагог:

- В пещерах археологи нашли наскальные рисунки, так древние люди общались между собой.

-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале, дереве)

-  А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей. Например, нарисовали они медведя, три палочки и стрелу. Это значит, что в трёх днях пути водятся медведи, на которых можно охотиться.Эти рисунки ученые называют петроглифы (наскальное изображение, рисунок на камне).

- Давайте мы с вами отправимся на охоту на медведей.

Проводится подвижная игра «Охотники и медведи». По считалке выбираются охотники, им выдают мячи из ткани. Остальные дети – медведи. Пока они гуляют по лесу, охотники говорят слова: «Вот медведи всё гуляют, и того они не знают, что охотник ждёт в кустах. Бах!». В кого попали мячом, тот выбывает из игры.

- Давайте вернёмся в нашу пещеру с добычей.

- Ребята, в нашей пещере так темно. Что нам делать? (разжечь огонь)

Самомассаж с карандашом

Добываем мы огонь,

Взяли карандаш в ладонь,

Сильно карандаш покрутим,

И огонь себе добудем.

- Посмотрите на стены пещеры, что мы видим на ней?

- Рисуночное письмо учёные назвали пиктограммами (в переводе с греческого языка – рисовать и записывать). Рисуночное письмо сохранилось и в наши дни в комиксах. Это рассказ в картинках, которое можно понять без надписи.

Педагог  раздает детям  карточки  и просит их составить предложения по пиктограммам. Из этих предложений дети составляют рассказ ( «Перескажи нарисованную историю»). Например: на рисунке первобытные люди идут на охоту с копьями, встречают животное, несут его на дереве, человечки бегут им на встречу.

Педагог:

- Но одни люди рисовали лучше, а другие хуже. Попробуй  разбери, что они нарисовали. Предлагаю продолжить наше путешествие на машине времени и перенестись в Шумерское царство. Тогда, когда многие племена, расселившись по нашей планете, по-прежнему жили в пещерах и землянках, в Шумере уже возводились города.

Дети садятся в машину времен (встают в обручи и берут их в руки). Хором произносят слова:

Мы машину времени настроем.
Двигатель волшебный разогреем,
Понесёмся в прошлое скорее!

Раз, два, три - в прошлое лети!

Воспитатель произносит слова:

Через время, через годы,

Пронеси сквозь непогоды,

Через века пронеси,

И тихонько опусти.

Машина времени приземляется,

1,2,3 – из машины времени выходи!

Педагог:

- Откуда пришли шумерцы никто не знает, но создали они Шумерское царство. В Шумерском царстве камня и дерева было мало, зато было много глины.

Педагог выставляет на ковролин предметные картинки (дом, посуда, игрушки, сосуд, зеронотёрка и т.д) проводит игру «Предмет из глины, какой?». (дом из глины - глиняный дом, миска из глины – глиняная миска и т.д)

-  И придумали шумеры писать на глиняных табличках. Из глины они делали разной формы лепёшки, а тростниковой  палочкой (стилосом) писали.

Дети читают стихи:

Письмо шумеры тоже первыми создали –

Слова на глиняных дощечках рисовали.

В засохшей глине буквы долго сохранялись

И археологам нередко доставались.

Когда их записи ученые прочли,

То эти знаки клинописью нарекли.

Педагог:

- Шумеры были первыми, кто изобрел письменность. Клинописи обучали в школе. Шумерская школа называлась эдубба, что означает «дом табличек». Сначала ученик учился писать отдельные знаки-слога. Затем он упражнялся в написании ряда слов, начинающихся с какого-либо одного знака. И, наконец, переходил к целым предложениям.

- Возьмите глиняные таблички (можно заменить пластилиновыми табличками) и стилосы (их заменят палочки для суши, толстый край). Давайте с вами напишем штрихи: вертикальные, горизонтальные и косые.

- Потом знаки стали обозначать слово (ан-небо). Давайте запишем слово небо.

- Их назвали логограммы. Но логограммами никак не записать имя, поэтому шумеры придумали знаки - слоги. Их назвали силлабограмм. Их было 600. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков, их нужно было заучивать. Они служили словарями. Потом  шумерцы придумали буквы. Так появился первый клинописный алфавит. Писать палочкой по сырой глине было так удобно, что многие  народы переняли эту идею письма.

- Продолжаем наше путешествие на машине времени и перенесёмся мы в Древнерусское государство Русь, так наша страна раньше называлась.

Зовёмся ныне – россияне,

А раньше нас называли – славяне.

Дети садятся в машину времен (встают в обручи и берут их в руки).

Педагог:

Если хотите в прошлое войти,

В обратном порядке считайте от десяти

Дети хором произносят слова:

Мы машину времени настроем.
Двигатель волшебный разогреем,
Понесёмся в прошлое скорее!

Дети берут обручи в руки и произносят слова:

Раз, два, три - в прошлое лети!

Воспитатель произносит слова:

Через время, через годы,

Пронеси сквозь непогоды,

Через века пронеси,

И тихонько опусти.

Машина времени приземляется,

1,2,3 – из машины времени выходи!

Педагог:

- А зачем необходима письменность, если мы умеем говорить?

-На Руси стали появляться первые книги, но были они написаны на греческом языке. Нужны были люди, которые помогли бы перевести их на наш язык и научить их читать. Братья Кирилл и  Мефодий  создали нам азбуку. Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова «глагол», что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя.

Педагог раздаёт детям карточки со словами, написанные глаголицей.  Игра  «Расшифруй слово»

- Пора нам возвращаться в детский сад после путешествия. Давайте скажем волшебные слова и вернёмся в нашу группу. «Один, два – повернись, три, четыре – в нашей группе очутись»

- Что вам больше всего понравилось на нашем занятие? Что вы запомнили, когда мы были в путешествие?

Литература:

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

Л.В. Климашевский, О.А. Молчанова «Азбука для детей и их родителей»

Валерий Воскобойников «Святые Кирилл и Мефодий», издательство «Амфора», 2013 г

https://zebroo.ru/gratters/holidays/mezhdunarodnyij-den-rodnogo-yazyika/verse/

https://zen.yandex.ru/media/id/5d7924df0ce57b00adef028b/istoriia-v-stihah-1-shumerskoe-carstvo-5d7a493778125e00ad8d2e60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье детей – наше настоящее и будущее

Методическая  разработка комплексной общеразвивающей программы в условиях  непрерывной  здоровьесберегающей среды на базе ДЮСШ п. Марковский...

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки» « Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки»« Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»...

НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

От настоящего к будущему

Расскрывает особенность программно-целевого принципа в управлении образовательной организацией. Программно-целевое управление образованием заключается в управлении ее развитием и функционирование...

настольно-печатная игра "Путешествие в прошлое, настоящее и будущее города Киселевска"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игры развиваются познавательные способности детей, получают знания о истории своего города....