Речевые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)

Речевые игры в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевые игры21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям исключить из группы лишний предмет. Выполняя упражнение, ребята действуют путем проб и ошибок, поэтому желательно подсказывать пути решения задачи: «Надо подумать, каким словом можно назвать большинство изображенных предметов. Предмет, не относящийся к группе, – лишний. (Здесь три гриба и корзинка. Грибов больше. Значит, корзинка лишняя.) На всех картинках – средства передвижения. Какая из них лишняя?» (Автобус, трамвай, троллейбус ездят по земле. Это наземный транспорт. А самолет летает, и он один. Лишняя картинка с изображением самолета.)

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы на полках. Затем меняет их местами, что-то убирает и выясняет у ребят, что изменилось.

Сравнивая предметы, дети обычно выхватывают взглядом то одну, то другую деталь.

Игра «Что это?», «Кто это?»

Цель: расширить знания детей об окружающем их  мире; активизировать мыслительную деятельность

Ход игры.

(употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Например: «Карп. Кто это? (Рыба.) Дуб. Что это? (Дерево.) Тюльпан? (Цветок.) Головной убор? (Шапка, берет, шляпа…) Кухонный прибор? (Мясорубка, блендер, соковыжималка…) Постельная принадлежность? (Простыня, пододеяльник, наволочка.) Часть самолета? (Крылья…)

Игра «Свяжите цепочку»

Цель: учить детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение

Ход игры.

Воспитатель называет слово, например, лето, а дети конкретизируют его:  жарко, ягоды, солнце, длинный, долгий день, сенокос, белые ночи и т. п. (Тесто – хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и др.)

Игра «Сова»

Цель: развитие звукопроизношения и внимания детей

Ход игры

Прежде чем начать игру, следует выяснить у детей, каких птиц они знают.

Педагог читает стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»

Затем воспитатель выбирает сову, а остальным игрокам (4–7 детей) предлагает «превратиться» в разных птиц. Педагог уточняет, как должна кричать та или иная птица, услышав «свое имя». Например, сорока кричит: «Трр-трр-трр!», индюк – «Курлык-дык-дык!», попугай – «Хочешь чаю!», жаворонок – «Тир-лили!»

При слове «сова» все дети - «птицы» срываются со своих мест и улетают (при этом они машут руками (крыльями)). Сова пытается поймать кого-либо из играющих.

Воспитатель - «птицелов» рассказывает: «Сегодня мне надо поймать и окольцевать (накануне педагог рассказывает, кто и зачем окольцовывает птиц) некоторых птиц.

Иду, слышу, как поет-заливается жаворонок, но где он, не могу разглядеть. Споткнулся об индюка. Ужасно сердитый повстречался индюк. Посмотреть, что случилось, решил попугай. Попугай прыгал по подоконнику и смотрел на березу. Кто там? Ага, прилетела сорока. Вот она-то, голубушка, мне и нужна. Я к сороке, но ее испугала невесть откуда взявшаяся белым днем сова ».

Игра «Кто это был?»

Цель: развитие звукопроизношения и внимания детей

Ход игры.

Эта игра позаимствована из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». В ней изменены характер вопросов и их последовательность.

Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.

– Кто это был? (Бегемот.)

– Где находился? (На пляже.)

– Что делал? (Вязал жилет.)

– Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу!)

– Что сказали люди? (Он знает иностранный язык.)

– Чем кончилась эта история? (Бегемот стал знаменит.)

Приведем примеры совместного творчества воспитателя и детей.

– Кто это был? (Крокодил.)

– Где находился? (На кухне.)

– Что делал? (Пробовал жареную картошку.)

– Что вдруг прокричал? (Эврика! Ура! Нашел! Победа!)

– Что сказали люди? (Он сделал какое-то открытие.)

– Чем кончилась эта история? (С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)

– Кто это был? (Человек рассеянный.)

– Где он находился? (В троллейбусе.)

– Что делал? (Шел пешком.)

– Что прокричал? (Прошу вас, остановите Землю! Она качается.)

– Что сказали люди? (Вы, должно быть, устали или переутомились.)

– Чем закончилась история? (Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился – Земля больше не качалась.)

Игра «Чепуха»

 Цель: Учить составлять различные простые предложения по вопросам, развивать творческое мышление, воображение, обогащать словарный запас.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям задумать название любого предмета (одушевленного или неодушевленного). Затем задает ребятам вопросы, чтобы отгадать задуманное слово, например: «На чем поедем в цирк?» (На стуле, бегемоте, мышке, занавеске…)

Игра  «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем».

Цель: Развивать интонационную выразительность речи, расширять и активизировать словарь

Ход игры.

 Он приглашает двоих детей. Пошептавшись с ними, помогает им определиться с тем, что показать. Например, один ребенок показывает, как он ловит рыбу, другой, как держит наготове сачок (или изображает кошку, которая ходит, заглядывая в ведерко с рыбой) и т.п.

Игровое упражнение «Выбери сам»

Цель:  активизировать словарь детей

Ход игры

Для игры необходимы картинки, дающие ребенку возможность показать свою осведомленность, связанную с решением простейших бытовых проблем. Ориентируясь на них, педагог задает детям вопросы: «Что ты купил бы для себя в этом магазине? Какие часы где лучше повесить? Какую сумку лучше купить в дорогу? Какой из дачных домиков самый красивый?»

                                       Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание.

                    Ход игры.

Воспитатель читает стихотворения, дети должны ответить подходящее по смыслу слово.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник…

– Новый год.

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от…

– Елки!

Ветки слабо шелестят,

Бусы яркие…

– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)

И качаются игрушки —

Флаги, звездочки…

– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)

Нити пестрой мишуры,

Колокольчики…

– Шары!

(«Шары или дары?»)

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы…

– Снегурки!

Белоус и краснонос,

Под ветвями Дед…

– Мороз!

Игра «Подбери рифму»

Цель: развитие словотворчества детей дошкольного возраста через подбор рифм

Ход игры.

Заглянул щенок в окошко:

– Чем же лакомится… (кошка) ?

– Ходят всякие тут, ишь!

– Смотрит зло на кошку… (мышь) .

– Может, хватит, мышка, злиться?

– Прочирикала… (синица) .

Ничего не произнес

Под кроватью спящий… (пес) .

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»

* * *

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!

Очень-очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще —

Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова

На веселых,

На зеленых

Горизонтских островах,

По свидетельству ученых,

Ходят все… (на головах).

По горам

На самокате

Ездят там

Бычки… (в томате)!

А один ученый кот

Даже водит… (вертолет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...