Сюжетно- ролевая игра с детьми раннего возраста.
статья по развитию речи

Валичева Саида Залимхановна

Значимость сюжетно- ролевой игры в развитии детей раннего возраста, организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста для использования сюжетно- ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность в группе раннего возраста»

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе раннего развития театральной зоны или уголка сказки. И задача воспитателя – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Задачи театрализованной деятельности в группе раннего возраста:

•создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка

 • формировать у детей живой интерес к театральной игре

• развивать речь и координацию движений у детей

• побуждать детей к двигательной импровизации

• доставлять детям радость

Большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Чтобы нам, воспитателям, было чем показывать такие «чудеса» мы собираем театральные уголки.

Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.

В театральном уголке есть пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец);

резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек);

настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например:

избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо (каждая кукла надевается на руку). Ну и конечно же сцена или ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию, дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Пальчиковый театр– незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Тесто ручками помнем (сжимаем - разжимаем кулачки) Сладкий колобок мы испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)

А верхушку - сладким кремом (по плоскости стола)

Бабушка и Дедушка: Подуйте, дети, на Колобок, пусть он остынет, а мы пойдем в домик, мы очень устали...(Воспитатель дует вместе с детьми.)

Колобок: Здравствуйте! А вы кто? (Ответы детей). А где бабушка и дедушка? (Ответы детей.)

Заяц: Дети, кто же так весело песенку поет? (Ответы детей.)

Колобок (Зайцу): А ты кто такой? Уши длинные, хвостик маленький? Дети, кто это?..(и т.д.)

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Где наши ладошки? Похлопайте немножко!

Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями.

Основная задача таких встреч – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры весёлыми и живыми.

Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в речевой и творческой активности средствами театрально-игровой деятельности.

Для показа детям инсценировок по сказкам («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) используется театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек, музыкальные инструменты и магнитофон. Дети в восторге от музыкально-театрального уголка.

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе.

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда – источник

знаний и социального опыта ребенка.

И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего возраста

Зачем нужны сюжетные игры? Какие сюжеты можно разыграть с малышом?...

сюжетно - ролевые игры с детьми раннего возраста

сюжетно - ролевые игрв детей аннего возраста...

Консультация для родителей: «Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего возраста»

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческо...

Сюжетно-ролевая игра с детьми раннего возраста «КУПАЕМ ИГРУШКИ»

Сюжетно-ролевая игра с детьми раннего возраста«КУПАЕМ ИГРУШКИ»...

Сюжетно-ролевая игра с детьми раннего возраста на тему: "Ветеринарная больница" (с участием Горобченко Евгения Владимировича). Февраль 2019 год

Цель: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов....

«Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего возраста»

laquo;Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего возраста»...