" Управление научно-методической работой по развитию речи дошкольников"
статья по развитию речи
Статья Ефимова О.Е. в Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов (г.Грозный, 28 октября 2020 г.). – Грозный: ЧГПУ; Махачкала: АЛЕФ, 2020. – 676 с.
Материалы сборника посвящены актуальным проблемам педагогики и психологии современности. Сборник адресован ученым, преподавателям, аспирантам и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся актуальными проблемами педагогики и психологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ефимова Оксана Евгеньевна
Педагогический процесс в дошкольной организации представляет собой сложноорганизованную динамическую систему и требует научного подхода к управлению. В условиях обновления содержания дошкольного обучения, требований к его организации, вариативности действующих программ, появления инновационных подходов к развитию детской личности, всё более актуальной становится задача повышения эффективности образовательного процесса и необходимости совершенствования научно-методической деятельности, осуществляемой в дошкольном учреждении. Одним из направлений такой работы является речевое развитие дошкольников, поскольку овладение родной речью является важнейшим приобретением ребёнка в дошкольном детстве, на основе которого строится его обучение и воспитание.
Посредством речи взрослые с самого раннего детства передают знания и представления ребёнку, обучают его необходимым навыкам. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, правильно воспроизводить звуки в словах, уметь выражать свой мысли, желания и чувства, использовать эмоциональные и смысловые интонации, составлять описательные рассказы, развёрнутые и логичные по содержанию. Педагогические задачи, стоящие перед воспитателями в рамках указанных направлений, решаются комплексно и на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение речевой работы на содержательном и методическом уровнях. В свою очередь сам процесс речевого развития является многоаспектным и полифункциональным, поскольку тесно связан с умственным и творческим развитием, эстетическим и нравственным воспитанием ребёнка.
Управление научно-методической работой по развитию речи дошкольников представляется нам как совокупность административных и педагогических решений, направленных на научно-теоретический поиск и практическое использование наиболее эффективных методов и приёмов, обеспечивающих овладение ребёнком в процессе своего развития языковой деятельностью, коммуникативными навыками и умениями. Управление научно-методической работой – это одна из компетенций руководителя образовательного учреждения, основанная на ряде принципов, среди которых имеют значение следующие:
- принцип демократизации и гуманизации во взаимодействии с персоналом, педагогами, родителями воспитанников;
- принцип научной обоснованности деятельности, учитывающей современные достижения управленческой, психологической, педагогической и других смежных наук;
- принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий;
- принцип обеспечения единства и целостности управленческих решений и требований;
- принцип оптимальности и эффективности методов и технологий управления;
- принцип экономической целесообразности, грамотного использования и распределения финансовых расходов на научно-методическую работу [2; 3].
Особенностью современной научно-методической работы является её зависимость от обновления содержания и методик образования. Руководителю дошкольной организации необходимо учитывать перспективы развития методической деятельности и её инновационную направленность, ведь результат этой работы в конечном итоге влияет на воспитательное взаимодействие педагогов с дошкольниками и их родителями, обуславливает эффективность воспитания.
Построение системы управления научно-методической работой по развитию речи детей дошкольного возраста можно представить в виде следующего набора действий:
1) определение цели и задач научно-методической работы по развитию речи дошкольников (издание соответствующих приказов, распоряжений);
2) выбор и назначение ответственного лица за реализацию программы научно-методической работы по развитию речи дошкольников;
3) определение программы повышения квалификации педагогических работников;
4) определение критериев и методов обеспечения результативности научно-методической работы по развитию речи дошкольников;
5) реализация образовательных мероприятий для педагогов в соответствии с программой и планом повышения квалификации;
6) проведение мониторинга на основе разработанной методики оценивания (могут участвовать педагоги, дошкольники и их родители в соответствии с направлениями программы);
7) вывод об успешности реализованной программы, принятие мер по дальнейшему совершенствованию научно-методической работы, образовательного процесса по речевому развитию дошкольников.
К числу важных условий управления научно-методической работой теория и практика управления в образовании выдвигает доверие. Построение профессионального взаимодействия сотрудников и администрации образовательного учреждения между собой на основе доверия позволяет справляться с трудностями, мотивирует педагогов к самостоятельному творческому поиску, профессиональному и личностному совершенствованию. Построить эффективные доверительные отношения в коллективе позволяют организационные и гуманитарные методы. К организационным методам относятся: разъяснение поставленных целей научно-методической работы; делегирование полномочий; открытый диалог между администрацией и персоналом, обмен информацией; сбалансированный административный контроль. К гуманитарным методам относятся: разработка общих ценностей и принципов деятельности и постоянная ориентация на них; формирование благоприятного личных отношений между подчинёнными; создание ситуаций успеха [1]. Применение перечисленных методов руководителем дошкольной организации обеспечивает становление конструктивных отношений внутри коллектива и подтверждает его высокий профессионализм. Рассмотренные методы служат не только для формирования доверия в дошкольной организации, но и являются основой функционирования и развития образовательного учреждения, обеспечивают создание условий, необходимых для осуществления продуктивной научно-методической деятельности.
Таким образом, управление научно-методической работой по развитию речи дошкольников является одной из значимых проблем в условиях обновления содержания и требований к организации образовательного процесса. Этот вид деятельности представляет собой совокупность административных и педагогических решений, которые в конечном итоге обеспечивают овладение ребёнком дошкольного возраста родной речью в соответствии с целевыми результатами дошкольного образования. Управление научно-методической работой базируется на общих принципах науки управления в образовании и предусматривает реализацию комплекса последовательных действий, направленных на повышение профессионализма педагогического коллектива дошкольной организации. Условием эффективного управления научно-методической работой является построение доверительных отношений между администрацией дошкольного учреждения и его сотрудниками, между педагогами, с использованием организационных и гуманитарных методов управления. Стоит отметить, что научно-методическая деятельность в дошкольной организации является динамичной, подвижной, требует постоянного изучения педагогических и управленческих инноваций с их последующим внедрением. Это позволяет совершенствовать образовательно-воспитательную работу, достигать её высоких результатов.
Список литературы
1. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Управление образовательными системами: учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. 48 с.
2. Буров К.С. Управление методической работой в образовательном учреждении: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2012. 48 с.
3. Старикова Л.Д., Жученко Е.А. Управление образовательными системами: курс лекций. – Екатеринбург: ГОУ ВПО РГППУ, 2007. 141 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Организация работы по развитию речи дошкольников. Работа со сказкой.
В презентации представлены основные этапы орагнизационной работы воспитателя, старшего воспитателя или методиста по речевому развитию в детском саду. Представлен перечень...
«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы
laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...

Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.
Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....

"Направления работы по развитию речи дошкольников в образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с ФОП ДО"
Консультация для педагогов детского сада....
