Речевые игры с мячом
картотека по развитию речи

Игра - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности, давать новые знания. Игры развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивают общую и мклкую моторику, ориентировку в пространстве. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они совершенствуют и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а также учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе совместных игр у детей развивается чувство партнерства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_na_razvitie_rechi.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи. Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты. Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды. Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья. Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

Взрослый: Огурец, помидор, репа. Ребенок: Овощи.

«Я знаю пять названий…(животных, цветов, имен девочек…)»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. 

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

Можно использовать следующие виды движений:

- бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;

- бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками;

- отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, упражнение в употреблении существительных в родительном, творительном падеже, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры.

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Вариант 1. Игра «У кого?». Взрослый называет детёныша, а ребёнок – у кого: тигрёнок - у тигра.

Вариант 2. Игра «Кто у кого?»: у медведя – медвежонок и т.д.

Вариант 3. Игра «Кто кем был?»: тигр был — тигренком, лев был – львёнком и т.д.

 

«Кто как разговаривает?».

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости, мышления.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.

Вариант 2. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. 

Воспитатель, бросая (перекатывая) мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Чей домик? » или «Кто где живет? »

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры.

Бросая (перекатывая) мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1. Логопед: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2. Логопед: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. 

Логопед, бросая (перекатывая) мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово - шарик. Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

«Что происходит в природе? »

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Солнце что делает? - Светит, греет. Ручьи что делают? - Бегут, журчат. Снег что делает? - Темнеет, тает. Птицы что делают? - Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель что делает? – Звенит. Медведь что делает? - Просыпается, выходит из берлоги

«Составь предложение»

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, фразовой речи.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно воспитателю.

«Кто как передвигается? »

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Логопед: Летают.

Дети: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Логопед: Плавают.

Дети: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Логопед: Ползают.

Дети: Змеи, гусеницы, черви.

Логопед: Прыгают.

Дети: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Какие действия совершают животные? »

или «Что делают животные? »

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры.

Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Логопед: Собака – Дети: Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит. Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается). Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает). Утка (летает, плавает, ныряет, крякает). Ворона (летает, ходит, каркает, клюет). Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Кто чем занимается? »

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, педагог называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит), носильщик (носит), чертежник (чертит), рабочий (работает), уборщица (убирает), художник (рисует) и т. д.

Вариант 2. Педагог называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

«Кто может совершать эти движения? »

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Педагог: Идет – Дети: Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время) ; Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма) ; Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

«Горячий — холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая  мяч, называет другое — с противоположным значением. Педагог: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

«Из чего сделано? »

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные». Педагог: Рукавички из меха. Дети: Меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла. Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

«Лови да бросай — цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.  Педагог: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. 

Педагог, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Чья голова? »

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры.

Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова. », а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «. воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя — лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

«Что таким бывает? »

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Ход:

• 1. Что бывает круглым? (Круглый мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня.)

• 2. Что бывает длинным? (Длинная дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)

• 3. Что бывает высоким? (Высокая гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф.)

• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)

• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки, торты, вафли.)

• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)

• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель, проволока.)

• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок.)

• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей.)

                                            «Один — много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. 

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы двор — дворы нос — носы гора — горы нора — норы мост —мосты дом — дома глаз — глаза луг — луга город — города провод — провода холод — холода день — дни пень — пни сон — сны лоб — лбы ухо — уши стул — стулья кол — колья лист — листья перо — перья крыло — крылья дерево — деревья носок — носки чулок — чулки кусок — куски кружок — кружки дружок — дружки прыжок — прыжки утенок — утята гусенок — гусята цыпленок — цыплята тигренок — тигрята слоненок — слонята.

«Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры.

Педагог или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен сущ. Примеры: один стол - пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь — пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль — пять журавлей, одна гайка — пять гаек, одна майка — пять маек. Вариант «А у меня»: Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

«Где мяч? »

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

«Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Дети сидят в кругу. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2. «Нравится не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с мячом

Цель данного материала - коррекционное развитие детей с нарушением зрения....

Речевые игры с мячом

В данной статье представлены речевые игры с мячом, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста....

Речевые игры с мячом.

По-моему мнения использование мяча в играх с детьми просто неободимо; мяч служит прекрасным инструментом в развитие ребенка, в том числе и речевом. Предложенные мною игры и упражнения не требуют...

Речевые игры с мячом

В презентации представлены примерные игры с мячом для  развития речи ребенка в домашних условиях...

Речевые игры с мячом

Нетрадиционная форма проведения речевых игр (с мячом, с элементами теории решения изобретательских задач) для формирования словарного запаса и связной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи...

Речевые игры с мячом.

            Игры с мячом – прекрасное средство для развития речи детей:отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;освобождают ...

Речевые игры с мячом

Подвижные игры для развития речи дошкольников...