Статья
статья по развитию речи (младшая группа)

Сергеева Людмила Васильевна

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрывается роль упражнений в развитии словаря младших дошкольников, приводятся примеры их организации.

Ключевые слова: словарь, лексические упражнения, младший дошкольник.

Языковая коммуникация в ее различных видах может осуществляться только при наличии определенного запаса слов и умения пользоваться им. Без слов – основной структурно-семантической единицы языка – невозможна речевая деятельность. Слово выступает строительным материалом – «кирпичом» – из которого выстраивается речь человека. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, он становится необходимым условием воспитания и обучения.

Словарный состав языка исключительно богат и разнообразен. И при этом, он постоянно пополняется новыми единицами. Освоение словаря – необходимое условие правильного и точного выражения своих мыслей и чувств. Любое неверно использованное слово может вести к неясности или искажению мысли.

Периодом активного усвоения ребенком словарного состава родного языка, является младший дошкольный возраст. Своевременное формирование лексического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, овладевают новыми словами, в процессе познания окружающего мира. Однако, при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное развитие словаря. Овладение лексическим аспектом языка вызывает у детей значительные трудности, поскольку само по себе слово – базисная единица языка – очень сложное, разноплановое и многомерное явление, универсальное по характеру и уникальное по объему выполняемых в языке функций.

Значение словарной работы, куда включается и работа по усвоению дошкольником словарем существительных, в развитии личности ребенка осознавали теоретики и практики дошкольного образования.

Закономерности усвоения словаря были раскрыты в трудах Л.А. Колуновой, Г.И. Николайчук, Ф.А.Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Э. Федеравичене и др. исследователей.

Благодаря усилиям ученых сегодня раскрыты цели и задачи словарной работы, ее основные принципы и методика осуществления. Исследователи А.М. Бородич В.В. Гербова, М.М. Конина, В.И. Логинова, О.И. Соловьева, М.Ф. Фомичева и др. показывают специфику словарной работы на занятиях и вне, открывают возможности использования всего многообразия наглядных, практических и словесных методов и приемов.

Решающее значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игровым упражнениям. Однако, вопросы использования серии игровых упражнений с целью усвоения младшими дошкольниками словаря с учетом современных реалий сегодня изучены не достаточно. Таким образом, несмотря на большую актуальность и значимость решения вопросов развития словаря детей младшего дошкольного возраста, на практике они оказываются недостаточно разработанными. В частности, определение эффективных педагогических условий развития лексической стороны речи в процессе игровых упражнений.

Функционирование языка как средства человеческого общения неразрывно связано главным образом со словом. Тот, кто говорит, с помощью слова составляет словосочетания, предложения,  выражая, таким образом, свою мысль, а воспринимающий эту речь разбивает ее на отдельные единицы - слова. В целом, нет явления, которое нельзя было бы отразить через слово или передать словосочетанием. Слова в языке не изолированы друг от друга. Они входят в единую лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по форме. Место слова в лексической системе языка в значительной степени определяется явлением многозначности (полисемии), когда слово имеет не одно, а несколько значений. Одни слова могут иметь два - три значения, а другие – до пяти – семи и больше. Для того чтобы эти значения проявились, нужно употребить слово в речи, т. е. в сочетании с другими словами в составе определенной синтаксической конструкции – предложения иди словосочетания.

Важнейшим методом развития словаря являются лексические упражнений. Они используются в решении всех задач словарной работы. Но наиболее существенен их вес в закреплении и активизации словаря детей. Словарные упражнения способствуют освоению слов в их обобщённых значениях, развитию как видовых, так и родовых понятий.

Эффективность лексических упражнений в словарной работе, на наш взгляд, зависит от системности и планомерности их использования. Простота и легкость применения метода делает его универсальным как в плане внедрения в разные формы непосредственно-образовательной деятельности, так и применения в быту, в процессе осуществления всех режимных моментов. Обращение к лексическим упражнениям во время занятий должно, конечно же, связываться с его темой, содержанием, игровым сюжетом, в который вовлекает детей педагог и т.д. Здесь, на наш взгляд, многое определяется способностью воспитателя учитывать все имеющиеся на занятии возможности активизации речи каждого в отдельности ребенка. При этом с целью реализации вариативного компонента программы, наряду с федеральными программами и пособиями можно обратиться к материалам, отражающим региональную специфику дошкольного образования [1; 2].

Повседневный быт также предоставляет большие возможности обращения к лексическим упражнениям. Например, в умывальной комнате можно предложить детям сказать: вода какая? Мыло какое? Что можно мыть мылом? Полотенце какое? Руки теперь какие? И т.д. В процессе прогулки, привлекая внимание детей к тому или иному предмету, явлению, воспитатель может спросить: а небо сегодня какое? Деревья какие? Снег на теперь какой? Что делает ветер? и т.д. При этом самое главное – не охват детей всей группы, не «вытягивание» нужных ответов, а положительные эмоции, объединяющие детей и воспитателя едиными переживаниями красоты окружающего мира природы. Важно, чтобы дети почувствовали – воспитатель тоже «ищет» нужные слова, как и они, педагог тоже отправился «в поиск» за точным обозначением наблюдаемого.

Становление лексической системы, осознание значений слов родного языка происходит постепенно, не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями во время организованных занятий, где нам было важно показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия.

Лексическими упражнениями важно охватить все части речи - активизировать имена существительные, прилагательные, глаголы и т.д. Данный метод практически незаменим

в работе над смысловой стороной слова. Они подводят детей к осознанию того, что один и тот же предмет можно по-разному назвать (например, кошку – кисой, кисонькой, киской), а одно слово может назвать разные предметы (например, носик может быть чайника, у куклы).

В целом, в младшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, можно обратиться к следующим видам лексических упражнений:

1) подбор эпитетов к предмету. Например: мяч какой? – большой красивый, красный…;

2) узнавание предмета по эпитетам. Например: большой, лохматый, косолапый – кто это?;

3) подбор действий к предмету. Например: погремушка – гремит, лежит, веселит…;

4) подбор слов - названий к словам-действиям. Например: едет, перевозит грузы, сигналит – машина;

5) составные части целого. Например: из чего состоит пирамидка? (колечки, стержень-палочка, колпачок-наконечник);

6) части целого. Например: кабина, кузов, колеса – что это? Машина.

Организация дидактических лексических упражнений является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого умелого подхода в его использовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Т. В., Михайлова С.Г., Н.В. Иванова. Ачасене шкулччен вĕрентмелли тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс (тăван мар) чĕлхене вĕрентесси. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке издательстви: 2015. - 95 с.

2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н. Семеновой. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С. 35 – 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...