"Синквейн в работе по развитию речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мосолова Екатерина Сергеевна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx21.51 КБ
Файл prezentatsiya_na_mo.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

Тема: «Синквейн в работе с дошкольниками по развитию речи»

Слайд №1. Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн. 

Слайд №2. Что же такое Синквейн? 

Синквейн в переводе с французского, означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. При использовании технологии «синквейна» решаются следующие задачи:

 -уточнять, расширять и  активизировать словарь детей;

- знакомить дошкольников с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся:

- подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение.

- составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений.  

- у детей формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Слайд №3.

Составляется структура Синквейна по определенным правилам. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово (существительное, отражающее главную идею);

2-я строка – два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

3-я строка – три глагола, обозначающие действие существительного в рамках темы;

4-я строка – фраза из четырех слов, которая характеризует существительное, показывающая отношение к теме;

5-я строка (основание «елочки») – 1-2 слова связанные с первым, отражающие сущность темы (обобщающее слово, вывод).

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение».

Слайд №4.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.

На подготовительном этапе мы знакомим детей  с понятиями Слово - предмет, Слово-признак, Слово- действие. На этом же этапе мы вводим и символы этих слов. Предлагаем детям словесные игры и упражнения, такие ка «Что/Кто это?», «Какой, какая, какое?», «Кто/что делает?» и др.

Слайд №5.

На основном этапе мы знакомим дошкольников с алгоритмом составления синквейна. Дети сами пробуют по алгоритму, составлять синквейн. Дошкольники по графической модели не только устно составляют синквейны, но и рисуют их с помощью условных обозначений.

Слайд №6. Сейчас рассмотрим несколько видов Синквейна.

1. Составление синквейна в устной форме, фронтально по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками.

1. Собака 2. Большая красивая 3. Бегает, лает, играет 4. Собака охраняет наш дом  5. Друг.

2. «Синквейн - загадка». Педагог читает загадку, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

Например,

1……… ?

2. Быстрая,

мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит

4. Я люблю на ней кататься

5. Транспорт.

Слайд №7.

3. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий – четвертую, четвертый-пятую.

4. «Неполный синквейн». 

Дан Синквейн без указания темы первой строки.

На основе существующих строк, необходимо ее определить.

После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

Слайд №8.

3 этап – практический. На данном этапе дети учатся составлять Синквейны о природе; сказке; по картине; о литературном герое и т.д.

Например,

1. Карло

2. Добрый,

трудолюбивый.

3. Заботится, учит,

воспитывает.

4. Смастерил

деревянную куклу.

5. Мастер.

- И сейчас, я хочу вам предложить составить синквейн по теме «Осень»

1. Слово-предмет

2. Слова – признаки (2)

3. Слова-действия (3)

4. Предложение по теме.

5. Одно слово, выражающее настроение.

(участники МО составляют Синквейн).

Слайд № 9.

         В конце моего выступления можно сделать вывод, что работая со старшими дошкольниками по технологии Синквейн, у моих воспитанников значительно расширился словарный запас по всем лексическим темам. Дети научились кратко пересказывать тексты, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Все это свидетельствует о том, что технология Синквейн это один из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста.

Слайд №10. Спасибо за внимание! Если у вас возникли, какие, либо вопросы, буду рада на них ответить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №….» г…. « Синквейн в работе с дошкольниками по развитию речи» Воспитатель: Ф.И.О. г ……, 2021 г.

Слайд 2

Слово синквейн происходит от французского слова « пять » и означает « стихотворение, состоящее из пяти строк » . Актуальность и целесообразность Синквейна: - открываются новые творческие и интеллектуальные возможности; - способствует обогащению словарного запаса; - носит характер комплексного воздействия (развивает внимание, память, мышление, речь); - используется для закрепления лексической темы. Что такое Синквейн?

Слайд 3

Структура Синквейна предмет признак признак действие действие действие фраза отношение к теме вывод предмет Синквейн состоит 5 слов

Слайд 4

Этапы составления Синквейна 1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: обогащение словаря дошкольников, знакомство с понятиями «слово - предмет», «слово-признак», «слово-действие», введение символов этих слов.

Слайд 5

2 этап – ОСНОВНОЙ Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн. Графическая модель составления Синквейна Слова - предметы Слова - признаки Слова - действия

Слайд 6

Примеры Синквейна 1. Составление синквейна в устной форме, фронтально по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками. 1. Собака. 2 . Большая, красивая. 3 . Бегает, лает, играет. 4 . Собака охраняет наш дом. 5 . Друг. 2. Синквейн - загадка. 1. ??? 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Люблю на ней кататься. 5. Транспорт.

Слайд 7

3. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий – четвертую, четвертый - пятую. 4 . «Неполный синквейн». Дан Синквейн без указания темы первой строки. На основе существующих строк, необходимо ее определить. Русская Стройная Растет Стоит Наклоняется Я люблю русскую Дерево .

Слайд 8

3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. 1. Карло 2. Добрый, трудолюбивый 3. Заботится, учит, воспитывает 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Папа Тема «Осень» Слово-предмет Слова - признаки ( 2) Слова-действия (3) Предложение по теме. Одно слово, выражающее настроение.

Слайд 9

ВЫВОДЫ О СИНКВЕЙНЕ Способ контроля и самоконтроля СИНКВЕЙН Учит краткому пересказу Развивает речь, п амять, мышление Облегчает процесс у своения понятий и и х содержание Расширяет словарный запас

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Синквейн в работе по развитию речи дошкольников»

Методическая разработка семинара - практикума для педагогов...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи  дошкольников...

Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...