Конспект занятия в первой младшей группе ко Дню матери "Моя любимая мамочка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Вострикова Элла Владимировна

«Мать» - великое светлое слово! Недаром говорят: земля-матушка, Родина – мать. Нет человека ближе, роднее, заботливей родной матери. Тысячи художников, поэтов, писателей, музыкантов воспевали и воспевают красоту материнства, выше которого нет ничего на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в первой младшей группе ко Дню матери « Моя любимая мамочка»

подготовила и провела: воспитатель первой категории Вострикова Элла Владимировна . г. Новосибирск 2020г.

                                                     День матери

(последнее воскресенье ноября).

Светлый праздник – День матери отмечается в России в последнее воскресенье ноября, поэтому он не связан с определенной датой.

«Мать» - великое светлое слово! Недаром говорят: земля-матушка, Родина – мать. Нет человека ближе, роднее, заботливей родной матери. Тысячи художников, поэтов, писателей, музыкантов воспевали и воспевают красоту материнства, выше которого нет ничего на земле.

Материнская любовь изображена на святых иконах, где Богородица держит на руках прильнувшего к ней младенца – Христа.

Недаром говорят: «Нет ближе дружка, чем родимая матушка», «дети не в тягость, а в радость», «дитя плачет, а у матери сердце болит».

Мать и дитя.

Мать положила сына на колени

И нежно обвила его рукой,

И, поднеся ему сосок тугой,

Вся погрузилась в таинство кормления,

В блаженную дремоту и покой.

Затихло время, потеряло счет,

И ощущалось дуновенье чуда,

Как из живого, теплого сосуда

За каплей капля молоко течет.

Мать тихо напевала и качала

К ее груди прильнувшее дитя.

И в ней была разгадка бытия –

Любви и сострадание начало!

        Напомню вам историю замечательного праздника – Дня матери. Этот праздник отмечали в XVII – XIX веках в Англии. В 1872 году в США был проведён День единства матерей в борьбе за мир во всем мире. Во главе этого  движения стояла Джулия Уорд – известная общественная деятельница.

        В 1900 в США было предложено чествовать матерей, а в 1910 году штат Виргиния первым признал День матери официальным праздником.

        Сейчас во второе воскресенье мая День матери отмечается в 23 странах, а более чем в 30 праздник приходит в другие дни.

        В России многое делается для прославления материнства, помощи матерям. При рождении ребёнка женщина получает материальную помощь, а при рождении второго или третьего ребёнка государство обеспечивает  женщину «материнским капиталом». Для матерей открыты оснащенные по последнему слову медицинской техники родильные дома, женские консультации, центры матери и ребёнка.

        В День матери мы поздравляем наших дорогих и любимых мам, дарим им цветы, подарки, окружаем теплом, заботой, вниманием. Мы собираемся всей семьей и от души благодарим маму за то, что подарила нам жизнь, вырастила и выучила нас. Слава матерям России!

        Вопросы

  • Когда в России отмечают День матери?
  • Отмечают ли этот праздник в других странах?
  • Почему мать для ребёнка – самое близкое, родное, нежное существо на земле?
  • Расскажите о вашей маме: как её зовут; какая у неё профессия; есть ли у вас братья и сестры?
  • Опишите вашу маму: какие у неё глаза, волосы, улыбка?
  • Какие стихи, песни, сказки, рассказы, посвященные маме, вы знаете?
  • Как в вашей семье празднуют День матери?

«День Матери»

Утренние беседы с детьми.

Тема: «Как  ты помогаешь по дому маме?»

Вопросы к беседе:

  • Расскажи, как распределяются домашние обязанности между членами твоей семьи?
  • Что делают по дому твои мама, папа, бабушка и дедушка?
  • Есть ли у тебя свои обязанности по дому?
  • Какие это обязанности?
  • Помогаешь ли ты маме убирать твою кроватку? Мыть посуду? Делать уборку в квартире?
  • Ты умеешь пылесосить? Мыть пол? Протирать пыль?
  • А помогаешь ли ты маме готовить обед?
  • Жалеешь ли свою маму? Готов ли ей помочь?

Во время беседы следить за тем, чтобы дети отвечали точно на поставленные вопросы, правильно согласовывали существительные с прилагательными и числительными. Поощрять употребление эпитетов. Добиваться, чтобы речь ребёнка была выразительной.

Работа в книжном уголке.

Рассматриваем фотоиллюстрации, изображающие труд женщин, дети вспоминают названия профессий.

Подбор книг, стихотворений  про мам.

Читаем детям.

  1. Нанайская сказка «Айога».
  2. Ненецкая сказка «Кукушка»
  3. А. Милн «Непослушная мама»
  4. Г. Филлада «История про день, когда все шло шиворот – навыворот» (из книги  «Истории из Бедокурии»)
  5. Е. Благинина «Посидим в тишине»
  6. Д. Габе «Моя семья»
  7. Г. Виеру «Мамин день»

Игра

Сюжетно – ролевые игры.

Развитие известных детям сюжетов.

«Моя семья» - «Семейный обед».

Цель: закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям, формировать навыки праздничной сервировки стола.

«Парикмахерская» - «Моя мама – парикмахер».

Цель: формировать представление о профессиональных действиях парикмахера, воспитывать вежливость.

«Больница» - «Моя мама – врач».

Цель: формировать представление о профессиональных действиях врача, обучать правилам оказания первой медицинской помощи, правилам безопасного поведения, безопасной игры.

«Ателье» - «Моя мама – портниха».

Цель: формировать представление о профессиональных действиях портного, воспитывать уважение к труду.

Дидактические игры.

«Да – нет» - на развитие логического мышления, сообразительности, целеустремленности.

Занятия

        Развитие элементарных математических представлений.

Развитие навыков трудовой деятельности. Тема: «Печем печенье для мамы».

Цели:

  • Развивать умение измерять объем жидких и сыпучих продуктов с помощью мерной чашки;
  • Развивать умение действовать по инструкции, предложенной в виде схемы, рисунка;
  • Развивать логическое мышление, умение рассуждать, анализировать (решение логических таблиц для выбора необходимых для деятельности материалов и оборудования. Логическая игра «Что сначала, что потом?» - для определения порядка действий).

Конструирование из бросового или природного материала. Тема: «Необычные цветы».

Цели:

  • Учить использовать бросовый и природный материал для создания красивой цветочной композиции;
  • Учить составлять композиции на заданной основе – подставке, срезе ствола дерева, куске коры, в вазе и т.п.
  • Учить сочетать засушенные растения, сухие ветки, разноцветные ленты, лоскуты ткани, бумагу, сетку для создания выразительной и гармоничной композиции.

Материалы для занятия: засушенные растения, сухие ветки, декоративные плоды (миниатюрные тыквы, патиссоны и т.п.), мох, кусочки ткани, разноцветные капроновые или атласные ленты, различные сосуды, вазы и подставки для основы композиций, обёрточная и гофрированная бумага; клей, пластилин, проволока в качестве соединительного материала.

        Рисование. Занятие №1. Тема: «Портрет мамы».

Цели:

  • Воспитать эмоциональное отношение к образу.
  • Учить передавать в рисунке основные детали костюма мамы, учить рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции строения тела.

Материал для занятия: бумага 30x40 см., гуашь, кисти, вода.

Рисование. Занятие № 2. Тема: «Букет в подарок маме».

Цели:  

  • Учить создавать гармоничную композицию из цветов на всём полотне листа;
  • Развивать навыки выполнения приемов примакивания, рисование концом кисти и всем ворсом;
  • Учить подбирать нужные цвета для выполнения композиции. Развивать чувство цветоощущения.

                    Аппликация. Тема: «Корзина с подснежниками» (коллективная работа).

Цели:

  • Воспитывать навыки коллективной работы;
  • Закреплять навыки симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое и вчетверо (цветки подснежников, листочки);
  • Развивать навыки выполнения аппликации-мозаики, выполненной методом обрывания;
  • Учить сочетать обрывание с вырезыванием для получения выразительного образа.

Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Цели:

Образовательная: объяснить, что в наши дни мамы не только воспитывают детей и занимаются домашними делами, они работают наравне с нашими папами на заводах и фабриках, шьют нам одежду, делают машины и станки, работают в школе и детском саду, готовят вкусную еду не только для своих домашних, но и для других людей , делают людям красивые прически  и занимаются многими другими полезными делами.

Воспитательная: воспитывать уважение к труду мам – как на производстве, так и дома. Домашняя работа – очень трудная, нелегкая, поэтому все дети должны помогать своим мамам.

Развивающая: активация и обогащение словаря по теме занятия. Работа по словообразованию: шьет одежду – портниха, готовит еду – повариха, делает красивые ткани – ткачиха, учит детей в школе – учительница, воспитывает детей в детском саду – воспитательница, работает на станке в заводском цеху – станочница, работает на телефонном узле – телефонистка.

Предварительная работа: попросить детей принести фотографии своих мам на рабочем месте или дома.

Будет замечательно, если 2-3 мамы прийти на занятие и рассказать о своей работе. Можно оформить групповой альбом, в котором рядом с фотографиями мам будут их короткие рассказы о своей профессии, работе.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение и пересказ немецкой сказки «Кукушка».

Цели:

  • Учить понимать образное содержание сказки;
  • Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений;
  • Учить понимать переносный смысл пословиц;
  • Обратить внимание детей на нравственные качества героев сказки;
  • Воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию к чужой боли.

                                                    Самая хорошая.

У каждого существа на свете: у человека, животного есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не боишься.

Первое слово сказал ребенок: «Мама»,

Вырос, солдатом пришел на вокзал: «Мама!»

Вот он в атаке на дымную землю упал: «Мама!»

Встал и пошел, и губами горячими

К жизни припал: «Мама…»

С. Островой

        Расскажите, что вам нравится в вашей маме больше всего, за что вы ее любите. Замечали ли вы, как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду? Замечали ли, как тускнеет её взор, когда. Согласившись на её просьбу вымыть посуду, вы забываете об этом, и немытая посуда вновь приводится в порядок мамой?

        Как хочется маме прийти с работы и увидеть, что вы тоже трудились и помогли избавиться от многих домашних дел: вымыли обувь, почистили свою одежду, сами пришили оторванную пуговицу, вымыли посуду, вытерли пыль, купили продукты, а может быть и приготовили небольшой ужин: салат или яичницу.

        Ваша помощь просто необходима маме. Чем больше вы её будете помогать, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. Только не хотелось бы, чтобы вы были такими помощниками, как мальчик Серёжа. Послушайте.

Лег Серёжа на кровать,

Стал Серёжа напевать:

- Если я да захочу,

Рукава я засучу,

Пол помою,

Стол накрою,

Если захочу.

Он зевнул один разок,

Повернулся на бочок…

- Ловко буду мыть посуду,

Я ведь не шучу.

Дальше было не понять,

Что певец хотел сказать:

- Если я за-су-чу ру-ка-ва…

Он поёт иль храпит?

Тише тсс… Серёжа спит!

А. Шибаев

        Мама учит вас быть добрыми и честными, смелыми и разумными.

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал – это слово навеки, гранит,

Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая…

С. Островой

        Поэт С. Острова, обращаясь ко всем людям, призывает: «Люди, братья мои, берегите своих матерей!»

        Мать человеку дается однажды. Давайте и мы будем заботиться о маме: постараемся ее не огорчать и помогать ей. Расскажите, как вы будете помогать маме? У поэта В. Орлова есть стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку». Не напоминает ли этот мишка вам кого-то?

Вечер по лесу плывет,

Звездочками светится.

Сыну песенку поёт

Бурая медведица:

- На траву упала шишка.

Баю, бай, усни, сынишка!

- Не нужна мне шишка! –

Зарычал сынишка. –

Не хочу, не буду спать,

Лучше я пойду гулять!

Вышла мама за порог,

Принесла ему грибок:

- Вот тебе грибочек,

Баю – бай, сыночек!

- Не хочу грибочек. –

Заревел сыночек.

Вышла мама за порог,

Принесла ему цветок:

- Вот тебе цветочек,

Баю – бай, сыночек!

- Не хочу цветочек. –

Завизжал сыночек.

Вышла мама за порог

 За зелёный бугорок,

 Притащила мёду

Целую колоду.

Мама песенку поёт,

 Мишка угощается!

- До чего могучий мёд,

Аж глаза слипаются!

Скажите, ребята, не видели ли вы что-то подобное в магазине игрушек? Мама уговаривает малыша не капризничать, ей стыдно перед окружающими, а малыш, не думая о том, что мама огорчается, продолжает требовать свое. Разве он жалеет свою маму, бережет ее? Нет, он любит только себя, и сколько бы такой мальчик или девочка ни твердили, что любят маму, этому нельзя поверить, тот, кто любит, прежде всего жалеет. Так, что нужно делать, чтобы не огорчать маму? (ответы детей.) Правильно, надо заботиться о наших мамах, беречь их и любить.

        Если ребёнок чувствует, что он нужен, любим в своей семье, у него возникает чувство защищенности, безопасности. И на этой основе складываются доброжелательное, открытое отношение к окружающему миру, жизнерадостность и положительное отношение к себе.

Перед сном.

Зажигают фонари

За окном.

Сядь со мной,

Поговорим

Перед  сном.

Целый вечер

Ты со мной

Не была.

У тебя все дела

Да дела.

У тебя я

Не стою

Над душой,

Я все жду,

Все молчу,

Как большой.

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном,

Поглядим на фонари

За окном.

А. Барто

Мама

Платьев у мамы

Ну прямо

Не счесть.

Синее есть

И зелёное есть,

Есть голубое

С большими цветами –

Каждое служит

По – своему маме.

В этом уходит

Она за завод,

В этом в театр

И в гости идёт,

В этом сидит,

Занята чертежами…

Каждое служит

По своему маме.

Брошен небрежно

На спинку кровати

Старый, потрепанный

Мамин халатик,

Я подаю его

Бережно маме,

А почему –

Догадаетесь сами

Если наденет

Халатик цветной,

Значит, весь вечер

Пробудет со мной.

Г. Демыкина

Мама – самый близкий для ребёнка человек. Она не только может научить, помочь, но и понять, утешить. Малыш очень нуждается в её ласке, заботе, внимании общение ребёнка с мамой – важнейшее условие развития личности, эмоций и чувств малыша.

Ночью

        Ночью Митя плакал.

        Он плакал и просил у мамы прощенья.

Он пришел к ней прямо в Москву и сказал:

«Ты не сердись, мама! Я все равно тебя люблю. Это ничего, что я убежал, когда ты приходила. Ты пришла к забору и позвала меня, но мог прийти только на минутку, потому что Вовка сказал, что мне водить, - и все ждали! И я взял скорей твое яблоко, что бы ты не обижалась, и я убежал, я не поцеловал тебя, я забыл! И ты, наверно, обиделась, мама!

Давай, я теперь тебя поцелую, ты только не плачь, ну не плачь!» Плакал Митя ночью.

Э. Мошковская

        Очень остро ребёнок переживает чувство раскаяния, стыда, когда случайно обижает маму. Он начинает понимать, что она чувствует, что переживает.

Мама

Мама, очень – очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя все время,

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит,

Вот уже рассвет.

Никого на свете

Лучше мамы нет!

 

К. Кубилинскас

Мама – это самый лучший для ребёнка человек. Он еще не вполне осознает свои чувства, но они переполняют малыша. Постепенно он учится проявлять их в поступках и начинает понимать, что любить – это значит беречь, помогать, заботиться:

Письмо

Пишет мама:

«Знаешь что,

Я куплю тебе лото!

Хочешь саблю?

Я куплю!

Хочешь лошадь?

Я пришлю!

Я пришлю тебе слона!

Я пришлю гиппопотама!

А себя не шлет она.

А нужна мне только мама.

Э. Мошковская

        В общении с мамой ребенок нуждается куда больше, чем в игрушках и сверстниках. Оно является необходимым условием развития многих нравственных качеств, эмоций и чувств.

Моя родня

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме – в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без  него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Я. Аким

ПОРАДОВАТЬ МАМУ.

КАК ЭТО ПРОСТО!

- Как по-вашему, ребята, ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы их часто радуете? Вот у Гоши это очень часто получается! А у вас?

         Идет разговор с примерами.

        - А как поступает мама, когда ты болеешь?

Как внимательны и заботливы наши мамы и бабушки: они дают нам лекарство и ставят горчичники, они покупают нам что-нибудь вкусненькое, они спрашивают, чего нам хочется, и даже за капризы не ругают в это время, а говорят такие добрые и ласковые слова. От которых заживают раны и стихает боль.

        - А если болеет мама?

                Дети «смотрят» на себя со стороны, отвечая на вопрос воспитателя.

        - А если болеет сестрёнка или бабушка?

                Ответ ребят.

        - Наверное, вам всем знакомо стихотворение «Посидим в тишине», его написала Елена Благинина. Но я хочу, чтобы вы, послушав его еще разок, ответили: кто из вас поступает так, как поступила эта девочка? Хорошо?

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

 Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

- Я тоже двигаться хочу.

Я бы много хотела –

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

«Ничего, - шепнул он будто, -

Посидим и в тишине…»

        - А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза? Или только мама может заметить, что вы устали или приболели?

        Все маленькие дети очень часто плачут. Вот так, наверное, и вы, когда были маленькими, тоже часто плакали. А мамы вас утешали, успокаивали, да? А как они это делали? Что они вам говорили?.. И вот вы подросли. А можете ли вы утешить, успокоить свою маму, когда заметите вдруг, что в ее глазах блеснули слезинки? Как вы поступите? Я сейчас вам, ребята, ОТКРОЮ ОДИН СЕКРЕТ: Я ЗНАЮ ЛЕКАРСТВО ОТ ГРУСТИ И СЛЁЗ. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я могу вам его ПОДАРИТЬ, но УНЕСЕТ ЕГО С СОБОЙ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ЗАПОМНИТ ЕГО НАИЗУСТЬ.

        Итак,

ЕСЛИ В ДОМЕ КТО-ТО ПЛАЧЕТ,
ВЫ ЕМУ СКАЖИТЕ, ЧТО

Ходит Ёжик во лесу.

Барабулька на носу!

Ёжик ей ладошкой машет,

А она поёт и пляшет!

Если хочешь, мы с тобой

Завтра тоже в лес пойдём

И такую Барабульку

Обязательно найдём!

        Занятие заканчивается ненавязчивым разучиванием прибаутки, ПОСТАНОВКОЙ РАДОСТНОЙ ИНТОНАЦИИ при чтении ее и, вполне возможно, просьбой нарисовать дома Барабульку. Какой дети ее себе представили?

Занятие.

Тема: Чтение художественных произведений. «Маленькое дело лучше большого безделья» (по произведениям Д. Лукича «Четыре девочки», В. Зайцева «Я одеться сам могу», Б. Заходера «Переплетница», Ю. Гарей «Колыбельная»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значение образных выражений; связать идею произведения со значением пословицы; закрепить у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

        - Ребята, а вы помогаете дома маме и папе? (ответы детей)

        - Послушайте рассказ Д. Лукича «Четыре девочки».

Идет мама по улице, ведёт за руку четырёх маленьких девочек. Мама говорит:

- Куплю большую сумку.

Четыре девочки говорят:

- И еще четыре маленькие сумочки.

Мама говорит:

- Куплю большой гребень.

Четыре девочки говорят:

- И еще четыре маленьких гребешочка.

Мама говорит:

- Куплю большой платок.

Четыре девочки говорят:

- И четыре маленьких платочка.

Мама говорит:

И еще куплю щетку пол мыть.

Четыре девочки ничего не говорят.

- Почему четыре девочки молчали, когда мама сказала, что купит щетку для мытья пола?

- Что должны были сказать девочки?

- Можно ли этих девочек назвать трудолюбивыми?

- Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но, если они даже немного помогут маме, то мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать детям, поиграть с ними. Если дети не помогают маме, то дел у нее становится больше, она больше устает.

- Послушайте стихотворения о других девочках и мальчиках.

Я одеться сам могу

Мне уже четыре года,

Я одеться сам могу.

Если теплая погода,

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильный дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щеткой каждый день,

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

В. Зайцев

Переплетчица

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею –

Я возьму ее и склею.

Б. Заходер

Колыбельная

Спи, моя хорошая!

Баю-баю-бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай!

Я тебя раздену,

Постелю кровать,

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

Ю. Гарей

- Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях? Какие они? (трудолюбивые, заботливые, добрые, внимательные…)

- Что научились делать дети?

- Как вы думаете, взрослые радуются, когда маленькие люди трудятся?

- Взрослым нужна эта маленькая помощь?

- Как вы понимаете народную пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья»?

- Давайте все вместе выучим эту пословицу. Она очень пригодится вам в жизни.

- Как вы думаете, а те ленивые четыре девочки могут исправиться и стать трудолюбивыми?

- Что бы вы посоветовали девочкам? Чему они могут научиться? (ответы детей).

- Какому маленькому делу вы уже научились?

- Какому маленькому делу еще хотите научиться?

- Вспомните случаи из вашей жизни, когда вы порадовали своих родных и близких своей заботой, трудолюбием. (рассказы детей).

Прочитать детям рассказ Н. Артюховой «Трудный вечер».

        Папа уезжал в командировку. Мама и Алеша провожали его. Папа нес чемодан, а мама вела Алешу за руку. Вернее, даже не вела, а тянула. Потому что Алеша не шел, как все люди идут, - лицом вперед. Алеша вертел головой и вправо и влево, но чаще всего ему казалось, что самое интересное остается позади.

        Папа остановился у дверей вагона, поставил на платформу чемодан, сказал: «Ну вот», - и взял Алешу на руки.

Теперь Алеша отсюда, с высоты, мог видеть гораздо больше интересного, но все это вдруг стало неинтересным. Совсем близко было папино лицо; папины глаза смотрели грустно.

        - Папа, а она далеко, твоя командировка? Она большая?

        Папа усмехнулся:

        - Да как тебе сказать… Довольно далеко. И довольно большая . То есть длинная она, Алеша, вот в чем беда! Теперь не скоро увидимся… Будь умницей, сынок, маму береги.

        Алеша спросил:

- А как?

        Но в эту минуту все заторопились, и папа заторопился. Он успел поцеловать папу и Алешу, вскочил в вагон вместе с чемоданом, и поезд тронулся.

        Вагоны сначала двигались потихоньку, как-то нерешительно. Потом побежали все быстрее и быстрее, маме и Алеше уже трудно было догонять их. Промелькнул и как будто оторвался последний вагон. И платформа будто оборвалась. Оказалось, что она высокая, а внизу, переплетаясь, убегают вдаль серебряные рельсы.

        - Осторожно! – сказала мама и отвела Алешу от края.

        Папин поезд отодвинулся, все уменьшаясь, и наконец скрылся за домами и деревьями.

        Сразу стало скучно без папы. Алеша хотел спросить маму, как же ему исполнить         папино поручение: папа просил ее беречь, а как беречь – не объяснил. Но только он об этом подумал, что-то зазвенело над самым ухом, мама крикнула: «Берегись!» - и схватила Алешу за руку. По платформе мчалась тяжелая тележка, на которой стоял носильщик в белом фартуке и горой лежали чемоданы и сундуки. Носильщик укоризненно покачал головой, тележка помчалась мимо.

        В метро, когда шагнули на эскалатор, мама опять сказала: «Осторожней! Держись за перила!». Получалось всё время так, что не Алеша маму берег, а мама его берегла, и как выйти из этого положения, Алеша не знал…

        Может быть, дома что-нибудь можно придумать?

        А мама и там за свое: - Пойдем, сынок, руки вымоем. Сейчас я тебе согрею молока. Ты, должно быть, уже спать захотел.

        Молоко перегрелось, мама налила его на блюдце и поставила на подоконник:

        - Берегись, детка, не трогай – горячо. Потерпи немного.

        Мама присела на диване, а Алеша – на своем маленьком кресле, и оба стали терпеливо ждать, пока остынет молоко.

        А спать Алеше очень хотелось. Сейчас мама покормит, разденет, уложит в кроватку – так будет хорошо!

        Терпеливо ждать становилось все труднее и труднее.

        - Мама, я спать хочу!

        Мама не ответила.

        - Ма-ам! Дай молока!

        Алеша подождал еще немножко, но мама все молчала.

        Он подошел к маме и потянул ее за руку.

        - Мама, я спать хочу!

        И увидел, что мама спит.

Алеша сразу почувствовал себя заброшенным и одиноким. В комнате было, так тихо, что даже страшновато стало. В комнате было так тихо, что даже страшновато стало. Алеша набрал в себя побольше воздуха, чтобы зареветь погромче. А потом раздумал и не заплакал.

У мамы было такое спокойное, усталое лицо! Она лежала, прижавшись щекой к валику дивана, подобрав ноги, будто ей было холодно.

А может быть: и в правду ей холодно?

Алеша знал, как неприятно, когда ночью сползает одеяло – зябнешь и не можешь, как следует проснуться. А потом подходит мама и подтыкает со всех сторон, утепляет…

Еще сегодня ночью мама два раза укрывала Алешу. Первый раз в комнате было почти темно, только на столе горела маленькая лампа, завешана чем-то темным со стороны Алешиной кровати. Мама стояла в халате и что-то гладила. А во второй раз небо за окном было уже розовое, но маленькая лампа все еще горела. Мама сидела на корточках перед чемоданом и укладывала папины вещи. А папа вошел в комнату и сказал: «Ты когда же спать будешь? Ложись, теперь я все успею».

Чем бы прикрыть маму, чтобы ей было тепло? Алеша взял большую серую пушистую шаль, как можно осторожнее накинул ее на маму и старательно подоткнул со всех сторон. И сам залюбовался на свою работу – до того уютно стало маме лежать!

А самому спать все – таки тоже хотелось. Но Алеша уже не чувствовал себя одиноким и покинутым. Наоборот, он был хозяином в комнате. Привстав на цыпочки, он деловито пощупал блюдце с молоком. Остыло совсем. Не очень-то приятно пить холодное молоко, но что же делать! Алеша придвинул к подоконнику стул и, стоя на коленках, потянулся губами к блюдцу.

Так. Одно дело сделано. Спать захотелось теперь еще сильнее. Чистить зубы или не стоит? Кипяченая вода есть в графине. Ладно уж, пускай все будет по правилам! Алеша налил воды в кружку и пошел в ванную.

Теперь нужно опустить сетку кровати. Но железный крючок очень туго сидел в железной петельке. Отцепить крючок удалось только с одной стороны, и сетка почти опустилась. Опять помог стул. Алеша придвинул его к кровати и перевалился со стула к себе на подушку. Но он забыл, что нужно сначала раздеться.

Труднее всего оказалось снять башмаки. Шнурки – бантики, такие послушные у мамы в руках, как только Алеша до них дотронулся, превратились в тугие узелки. Узелки пришлось распутывать при помощи ногтей и зубов. Наконец, совсем запыхавшись, Алеша освободился от башмаков. Ночная пижама лежала под подушкой. Все это хорошо, но как рубашку снять? Алеша попробовал дотянуться рукой и расстегнуть верхнюю пуговицу, потом остальные. Еще одно маленькое усилие – и Алеша, красный, потный, разгоряченный, смог наконец свободно вздохнуть. Снять колготки и надеть ночную пижаму – все это было совсем просто.

Алеша с наслаждением вытянулся. Как он устал! Теперь можно спокойно поспать. И даже ничего, что лампа светит прямо в глаза. Маме тоже лампа светит прямо в глаза. Даже две лампы: та, что весит посредине комнаты, и та, которая стоит на письменном столе. С мужественным вздохом Алеша вылез из-под одеяла и снова перевалился через сетку кровати. Чтобы дотянутся до выключателя, пришлось подтащить в нему стул. А чем бы завесить лампу на столе? Алеша взял свои полосатые штанишки и накинул их на лампу со стороны дивана. Для этого пришлось еще один стул пододвинуть к письменному столу.

Теперь все. Теперь можно спокойно спать. Когда Алеша опять перебрался через сетку, он уронил со стула рубашку и один башмак. Ну ничего. Мама не проснулась.

А жаль все-таки, что папа никогда не узнает, какой у него сегодня был хороший, заботливый сын. Самому-то об этом неудобно будет рассказывать! И мама не узнает.

А мама спала и видела сны. Сначала ей снилось, что Алешу всю мебель в комнате сдвинул в один угол (это когда Алеша стулья передвигал). Потом, когда в комнате стало тихо, маме приснилось, что Алеша заснул одетый поперек дивана и что нужно поскорее его раздеть и уложить в кроватку. «Ведь ему холодно» - думала мама. Несколько раз ей казалось, что она уже встала и укладывает Алешу. Она сделала над собой усилие и открыла глаза.

В комнате было полутемно и очень тихо. Поперек дивана заснула она сама, а не Алеша.

Кто прикрыл ее шалью? Ведь папа уехал. Кто же мог это сделать? Где Алеша?

Мама испуганно оглянулась. Алеша спал у себя в кровати, раздетый, укрытый одеялом.

На подоконнике пустая чашка и пустое блюдце. Может быть, заходил кто-нибудь из соседей, помог Алеше раздеться, погасил верхний свет, завесил настольную лампу? Чем завесил?

Мама улыбнулась. Мама увидела стулья, странным образом разбежавшиеся по комнате. Мама подняла с пола рубашку.

Мама тихонько засмеялась и бросилась к двери. Ей хотелось сейчас же, сию минуту рассказать кому – нибудь,   какой у нее почти взрослый сын!

В коридоре было темно и тихо, все соседи уже спать легли. Тогда мама вернулась в комнату, перевесила полосатые штанишки так, чтобы свет не мешал Алеше… И начала писать папе длинное, гордое, счастливое, веселое письмо.

После чтения напомнить детям о заботливом отношении к своим мамам, подсказать, как эту заботу проявить.