Триз в условиях ДОУ
статья по развитию речи

Шимкус Екатерина Сергеевна

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм; устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения — все это элементы культуры.

Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний. Как быть?

До сих пор увеличение образованности достигалось в основном путем экстенсивным: увеличением времени ученичества. Современная педагогика знает и ряд приемов интенсификации обучения, но в целом проблемы они не решают. Есть и достаточно сильная (но не проработанная технологически) идея: обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться). Разработать эту идею технологически — одна из проблем современной педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.

Но содержание педагогики 21 века будет определяться еще одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве 20 века. Какой? Давайте разбираться...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument.docx300.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

План углубленной деятельности с использованием ТРИЗ-технологий

Воспитатель:
Шимкус Екатерина Сергеевна

Аншукова Анна Андреевна

Санкт-Петербург

2020 год

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм; устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения — все это элементы культуры.

Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний. Как быть?

До сих пор увеличение образованности достигалось в основном путем экстенсивным: увеличением времени ученичества. Современная педагогика знает и ряд приемов интенсификации обучения, но в целом проблемы они не решают. Есть и достаточно сильная (но не проработанная технологически) идея: обучать, прежде всего, не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний (умению учиться). Разработать эту идею технологически — одна из проблем современной педагогики. И на этом пути предстоит сделать немало педагогических изобретений.

Но содержание педагогики 21 века будет определяться еще одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве 20 века. Какой? Давайте разбираться...

Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ: изобразим все знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара — область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади — новая задача.

Область соприкосновения с неизвестным = область новых знаний (риc. 1)

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи — новые возможности. Плохое — новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

А теперь отвлечемся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим в нее обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет 13 века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело — требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует — ответ подбирается и проверяется обратным действием... Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счетом» в пользу восьмиклассника. Он что — гений? Нет, но зато у него есть простой метод — деление «уголком».

Может быть, это — подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих сильными методами решения сложных задач! Можем ли?

Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше — вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. И функция эта становится главной.

Остается непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Воспитание Решателя

Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.

Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:

В ТРИЗ-педагогике накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам — от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах. Эффективное освоение специальных методов изобретательской деятельности опирается на фундамент сильного мышления, к основным свойствам которого следует отнести умения:

  • искать и выделять закономерности в массиве фактов;
  • видеть неявно заданные качества предметов и явлений, скрытые ресурсы для решения задачи;
  • выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвленные с необходимой степенью подробности;
  • владеть аппаратом формальной логики в условиях недостаточного знания;
  • выделять главное и задавать вскрывающие суть вопросы (человеку или природе — тогда речь идет о постановке эксперимента);
  • выдвигать (сознательно генерировать) гипотезы и выстраивать систему проверочных опытов;
  • оперировать противоречиями;
  • свободно пользоваться широким полем различного вида аналогий;
  • строить различного типа классификации

Идеал триз педагогики  - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое, системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов  решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель

Задача - воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Обучать и воспитывать ребенка под девизом “Творчество во всем”

К сожалению на сегодняшний день массового внедрения триз-технологии  в систему работы доу не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы триз, соответствующих форм и методов обучения

На  сегодняшний день - это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфическими алгоритмами и законами. как и любая другая наука, триз в дс может преподаваться в упрощенном адаптированном варианте. На уровне первичного ознакомления  с основными понятиями

В качестве  примера своего опыта в использовании триз технологий я предлагаю вам долгосрочный проект с использованием ТРИЗ-технологий  “Путешествие в страну Диаклектика”

Данный проект написан по материалам авторского курса михаила Наумовича Шустермана “Развитие творческих способностей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач

В ТРИЗ (созданная Гернихом Сауловичем Альтшуллером, он же писатель фантаст Генрих альтов”) используются законы диалектики.

ДИАЛЕ́КТИКА

Женский род

  1. 1.
    Философская наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.

  Наша цель  -  не развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.

Предложенные мною игры и игровые приемы,  основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка...

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Приказ №143 О подготовке к семинару по использованию ТРИЗ - технологии в условиях введения ФГОС

Приказ №143 О подготовке к семинару по использованию ТРИЗ - технологии в условиях ФГОС...

Приказ № 143 от 04.04.2016г о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения. "Использование технологии ТРИЗ в условиях ФГОС"

Приказ № 143 от 04.04.2016г о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения. "Использование технологии ТРИЗ в условиях ФГОС"...

Консультация для родителей "Технология Триз в условиях ДОУ и дома"

Пусть Вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого.ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, п...

Опыт работы "Формирование знаний дошкольников о ПДД через использование инновационной технологии ТРИЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

Воспитание безопасного поведения  детей в роли пешеходов  — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, ус...