Игры и упражнения по развитию речи на тему "Весна. Прилёт птиц" для детей подготовительной к школе группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Весна. Прилёт птиц" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3l.t.-vesna.prilet_ptits.-podg.gr_.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Весна. Прилет птиц" (подготовительная группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

«Подбери слова-действия» (не менее трех действий):

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)

Журавль… (курлычет),

Утка…(крякает).

«Скворцы прилетели»

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен. (Стуки кулачками).

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов.

В синем небе щебет слышен — (Махи руками).

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана (Ходьба на месте).

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем: (Имитируем барабанную дробь).

— Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,(Махи руками).

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: — Ура!

(Дети кричат- Ура)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

«Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.

У нее была корзинка,

Ладони соединить «ковшом» - «корзинка».

А корзинка на пол – бух!

Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям), разъединить руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух. Развести руки в стороны, шевеля пальцами, - «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту.

«Проснулся жук»

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Упражнения для языка

«Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.

Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)

«Дятел»

Я по дереву стучу, (Поднять язык за верхние зубы)

Червячка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой.

(Постучать произнося:        «Тдд-тдд-тдд».

«Апрель»

Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)

Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)

Баба снеговая

Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)

                   (Г. Ладонщиков)

Речевая зарядка

Скороговорки

«У кого – кто»

У грача – грачата, у скворца - …

У грача – грачонок, у журавля - …

С, т

Сок с березы стек, стек с березы сок.

С

Прослезилась сосулька от солнышка.

С — з

Я люблю сны, где звон весны.

Чистоговорки

Стихотворения

КО – КО – КО - солнце светит высоко

ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи

ГА – ГА – ГА - растаяли снега

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи

КА – КА – КА - в небе облака

ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

«Капли»

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва.

Поскорее, поскорее,

Всё быстрее и быстрее.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

                        М. Картушина

Считалка

Говорят, говорят,

Собрались на горке

Голубь, гусь и галка —

Вот и вся считалка.

Загадки

Зрительная гимнастика

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

                                     (Грач)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

                                      (Грачи)

 На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

                                       (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

                                     (Соловей)

Серая птаха в лесу живет,

Повсюду чудесным певцом слывет.

                                      (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

                                      (Ласточка)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем птичек мы считать.

Глазки к небу поднимаем,   Посмотреть вверх.

Взглядом птичек провожаем.

Вот сорока полетела,

Посмотрели глазки влево.    Взгляд влево.

Там ворона пролетала,

Посмотрели глазки вправо.    Взгляд вправо.

Вверх взлетает ловкий стриж,   Руки поочередно вверх, проследить взглядом.

А за ним веселый чиж.

Посмотрели глазки вниз,   Руки вниз, проследить взглядом.

Села галка на карниз.

Вверх и вниз, и влево – вправо,   Взгляд вверх – вниз, влево – вправо.

Сколько птиц тут пролетало?

Будем глазки закрывать,

Вспоминать и всех считать.   Закрыть глаза наложенными друг на друга ладошками (пальминг).

Раз – сорока, два – ворона,

Галка – три, четыре – стриж,

Ну, а пять – веселый чиж.

Раз, два, три, четыре, пять,   Поморгать, не убирая ладоней.

Можно глазки открывать.

Быстро поморгать.   Убрать ладошки.

 

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

«Весна»

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание 

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны

Справа - первые цветочки появились на лужочке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Мы кораблик смастерили,

Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Легкие подпрыгивания на месте

Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!

Цель: массаж улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз.

Массаж лица «Деревья и кусты»

(по китайской медицине)

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен кивает головой.

От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят.

Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз.

До свиданья, лес зеленый,

Мы уходим в детский сад.

Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 раза.

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

«Лови звук»

     Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

     Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

«Назови ласково»

Солнце – солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,трава – травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.

«Скажи одним словом»

Ребёнку предлагается из двух простых слов составить сложное слово:

- Первый и цвет (первоцвет)

-Лёд и ход (ледоход).

Или предлагают закончить предложение по образцу:

- У аиста длинные ноги, поэтому его называют (длинноногим)

- У ласточки хвост длинный, поэтому её называют (длиннохвостой)

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

     Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

В. Жуковский «Жаворонок»

В. Снегирев «Скворец»

М. Пришвин «Чей дом лучше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

: Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы

·         Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений;·         Закреплять умение подбирать антонимы...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие,   с указанием игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста по развитию речи....

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ...

Конспект НОД по развитию речи "Весна - приметами полна" для детей подготовительной к школе группы

Непосредственно-образовательная деятельность - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного ...

Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...