Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[Ш].
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».

«Звуковая культура речидифференциация звуков Ж-Ш»

Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Задачи:

1.Образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2.Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

3.Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф. Душ…., разучивание скороговорок.

Методы и приёмы: 1.Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.

2.Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3.Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4.Практические: подражательные упражнения, игры.

Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи

Ход ООД:

1 этап – мотивационно- ориентировочный

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

-А сейчас встретим другого гостя.

-Послушайте загадку.

-Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется картинка

Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

-Как шипит змея? (шшш)

2 этап – поисковый

Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

- Чем отличаются эти звуки (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко молчит)

3 этап – практический

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

1. Артикуляционная гимнастика.

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

2. Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель: -Я буду называть звуки, если вы услышите звук ш или ж хлопните в ладоши.  

Потом я буду называть слова в которых есть звук ж или ш. Если услышите звук Ш или Ж хлопните в ладоши.

Итак,начали:

Звуки А, О, И, Ж, Е, У, Ш, Н, Л, Ш, Ж.

-Слова Шапка, мыло, картинка, жираф, кукла, машина, мяч.

Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

3. «Добавь слово»

Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

4. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

6. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

7. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

4. Физ.минутка «У жирафа пятна»

         Загадка Он пятнистый великан –

       Шея длинная, как кран:

       По сафари ходит «граф»,

       А зовут его ...

   

5. А сейчас я посмотрю как вы умеете за мной повторять.

Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Жи-Жи-Жи у меня ножи.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.

Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

    6. «Определи звук в слове» работа с карточками

Вызвать ребенка к доске и попросить определить где находится звук в начале, в середине или в конце слова.

    7. Игра «Назови ласково». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны назвать ласково.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.

4 этап – рефлексивно- оценочный

Воспитатель: -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...