План-конспект родительского собрания "Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте".
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Локновская Екатерина Григорьевна

План-конспект родительского собрания

Тема: Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте.

Форма проведения: круглый стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_podgotovitelnaya_gruppa.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания

Тема: Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте.

Форма проведения: круглый стол.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад г. п. Рощино»


Характеристика аудитории: родители детей подготовительной речевой группы.

Цель: Ознакомить и обучить родителей методам и приемам закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях по коррекции речи.

Задачи:

  • помочь родителям вспомнить характеристики звуков русского языка, приемы их определения, познакомить с условными обозначениями звуков, которые применяем на логопедических занятиях;
  • познакомить родителей с приемами запоминания образа буквы;
  • познакомить родителей с играми для расширения лексического запаса ребенка, играми для развития фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Ход собрания:

  1. Приветствие.

2.          Уважаемые родители, поздравляю вас с началом нового учебного года. Этот год будет очень ответственным для наших детей и для нас взрослых. За этот год совместными усилиями мы должны добиться следующего: совершенствовать звукопроизношение детей, лексико-грамматическую сторону речи, связную речь детей, а также будем усиленно готовиться к обучению грамоте и развивать графические навыки.

             Работа по формированию правильного звукопроизношения, как и в прошлом году, будет проводиться на индивидуальных занятиях и закрепляться на фронтальных занятиях логопеда и воспитателя, а также дома при помощи взрослых. Убедительная просьба следить за правильным произношением ребенка, в случае ошибки, остановите ребенка, попросите повторить слово, правильно произнести все звуки.

Лексико-грамматический строй речи и связную речь формируем на фронтальных занятиях, которые будут проходить 5 раз в неделю. В течение недели мы изучаем одну лексическую тему, по которой и отрабатываем способы словоизменения и словообразования, учимся составлять простые и сложные предложения, пересказывать тексты и составлять рассказы самостоятельно. Тема недели и рекомендации будут вывешиваться в «Уголке логопеда». Для увеличения словарного запаса ребенка рекомендуем игры: «Я знаю пять названий …», «Кто больше знает».
Игры с родителями

3.         Подготовка к обучению грамоте включает:

- знакомство с характеристиками звуков русского языка, их определение;

- развитие фонематических процессов (анализ, синтез слов, фонематические представления);

- знакомство с буквами, соотнесение их со звуками.

Вопросы родителям:

-Какие звуки есть в русском языке? (гласные и согласные)

-Чем отличается гласный звук от согласного? (гласные звуки можно пропеть, прокричать)

- Сколько в русском языке гласных звуков? (6) Какие знаете гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э)

-На какие группы делятся согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие). Приведите примеры. Как определить какой звук?

Родители на доске выполняют звуковой разбор слова ЛИСА про помощи цветных магнитов.

Развитию звукового анализа слов способствуют игры «Слова», «Угадай слово по первому и последнему звукам», «Назови звук после звука», «Назови первый, второй, третий звук»

Игры с родителями

 

4.        Каждую неделю мы будем знакомиться с одной буквой. Буква обозначает звук или 2 звука.

Вопросы родителям:

- Чем отличается буква от звука? (Буквы пишем и видим, а звуки – произносим и слышим)

- Какие звуки обозначает буква Н?(н, нь)

        Букву называем как твердый звук!

        Чтобы помочь ребенку запомнить образ буквы, рекомендуем выполнять следующие упражнения:

- выкладывать букву из любого доступного материала (спички, палочки, камешки, ракушки, пластилин, проволока);

- находить и подчеркивать (вычеркивать, обводить) букву в текстах (можно воспользоваться статьей в газете, бесплатной рекламой);

- рисовать букву на тыльной стороне ладони, пусть ребенок угадает, какую букву написали Вы, а затем загадает свою букву.

Эти и другие упражнения  вы найдете в наших памятках.

Логопед раздает родителям памятки «Как помочь ребенку запомнить буквы?»

Для закрепления навыков звуко-буквенного разбора слов в тетрадках для индивидуальной работы дома ребенок самостоятельно будет разбирать слово, которое мы разбирали на фронтальном занятии.

Родители продолжают звуко-буквенный разбор слова ЛИСА на доске.

        На карточках дети прописывают буквы и находят место буквы в слове.

 Логопед показывает, как работать с карточками.

        Когда ребенок познакомиться со всеми буквами, научиться читать и анализировать слова, актуальны будут игры: «Поле чудес», «Шифровки»

5. С целью профилактики оптической дисграфии,  развития графических навыков, а также  хорошей ориентировки в пространстве, мы будем использовать такой прием работы «Рисование по клеточкам».

        Поступая в первый класс, ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве, четко знать понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Рисуя по клеточкам под диктовку, он учится этому, плюс развиваются графические навыки. Особенно интересно обнаружить в конце работы, что получилось изображение какого-то предмета. На данных занятиях ребенок знакомится и закрепляет  понятия «диагональ» (линия, идущая от угла к противоположному углу клетки), «вертикально», «горизонтально».

        Если у ребенка проблемы с ориентировкой в пространстве, поможет игра «Муха».

Логопед рассказывает, как играть, играет с родителями.

6. Вопросы родителей

Памятка для родителей

Как помочь ребенку запомнить буквы?

    Иногда, начиная обучать ребенка грамоте, мы сталкиваемся с такой проблемой: ребенок не может запомнить название буквы, путает ее с другими, при письме может написать ее неверно.

Существуют специальные упражнения, помогающие уменьшить и предотвратить появление ошибок этого типа.

  1. Найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаково обычным шрифтом.
  2. Найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами,  среди других букв.
  3. Предложите ребенку посчитать, сколько букв А (О, З, И, Е……) находятся в маленьком отрывке из газеты.
  4. Подумай и скажи, на что похожа буква (О – на колесо, Г – на кочергу….)
  5. Демонстрируйте буквы в разном положении.
  6. Придумывайте слова, начинающиеся с изучаемой буквы

          ( на И- Игорь, иволга, иней…)

  1. Отыскать спрятавшиеся буквы в квадрате, в других геометрических фигурах.
  2. Узнать буквы, наложенные друг на друга.
  3. Рассказать,  из каких элементов состоит знакомая буква  

(Ш – из 4-х палочек…)

  1.  Предложить ребенку с закрытыми глазами ощупать,  угадать и назвать объемную букву, сделанную из пластмассы, картона или дерева.
  2. Определить букву, написанную на спине или  на руке малыша.
  3.  Сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась(буква или карточка, на которой эта буква написана, разрезана на несколько частей).
  4. Выбрать правильный вариант буквы из двух букв, один из которых написан  зеркально.

14. Рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

  1. Узнать и дописать знакомую букву, которая написана пунктиром; обвести  букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.
  2. Изготовить знакомую ребенку букву из пластилина, проволоки или бумаги;  выложить букву из различных материалов (мозаики, семечек, пуговиц,…).

    «Превратить» ее в другую, графически сходную букву (букву С – в букву О, букву Н – в букву П..)

  1. Написать знакомую букву пальчиком в воздухе, на снегу, палочкой на мокром     песке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...