Семинар-практикум для педагогов
методическая разработка по развитию речи

Пяткина Анна Сергеевна

Семинар-практикум для педагогов "Слушаем, думаем, произносим!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx260.88 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка»

городского округа Ступино Московской области

Семинар-практикум для педагогов

(с применением ИКТ)

«Слушаем, думаем, произносим!»

Учителя-логопеды: Пяткина Анна Сергеевна, Новикова Юлия Сергеевна

г. Ступино

2021г.

Тема:«Слушаем, думаем, произносим!»

Форма проведения: семинар-практикум для педагогов

Участники: учителя-логопеды и воспитатели старшего дошкольного возраста

Цель: повысить уровень знаний педагогов ДОО по проблеме формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- донести до педагогов актуальность формирования фонематических процессов в речевом развитии детей

- обучить педагогов играм и приемам развития фонематических процессов

- дать рекомендации творческого включения в ООД и режимные моменты игр и  практических приемов по развитию фонематических процессов

Используемые технологии: технология развития фонематического слуха, информационно-компьютерные технологии, игровые технологии

Используемые методы обучения: словесные (рассказ, беседа), практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения), наглядные (иллюстрации, демонстрация)

Материалы и оборудование: презентация РowerРoint, интерактивная доска, мяч, картинки на используемые в играх звуки, карточки с заданиями, игры и пособия для выставки.

Актуальность

Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников старших и подготовительных групп ДОО показывает, что многие дети имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера, в том числе  отмечается недостаточное развитие фонематического слуха.

В связи с этим и другими проблемами в развитии речи, возникающими в процессе воспитания и обучения дошкольников, выявилась необходимость в организации специальных семинаров-практикумов для педагогов.

При подготовке к занятиям воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, подбирать материал с учетом программных требований и ориентировкой на зоны ближайшего и перспективного развития ребенка. Для этого воспитателю необходимы специальные знания и умения.

Цель семинарв-практикумв, првдимых с педаггическим кллективм ДОО – пмчь вспитателю в рганизации кррекциннй рабты на занятиях и в прцессе режимных мментв.

    Рабта вспитателей была рганизвана п группам. Как пказала практика, такая фрма блее эффективна, так как пзвляет рассмтреть бльшее кличеств впрсв и активизирует деятельнсть педаггв; бъединяет вспитателей с учетм урвня их педаггическй кмпетентнсти, стажа рабты, взраста вспитанникв; пмгает бмениваться пытм, высказывать све суждение, не бясь ег шибчнсти, и прийти к правильнму пниманию и решению прблемы.

Хд:

1. Ввдная часть.
- Приветствие и представление (упражнение «Имя»)

Здравствуйте, уважаемые педагги! Предлагаю всем вам представиться – назвать све имя и тчеств. Затем характеризуйте себя, пдбрав слв на первые буквы свег имени и тчества. (Педагг называет све имя и пдбирает слва: «Меня звут Анна Сергеевна – активная, серьезная. Меня звут Юлия Сергеевна – южная, смелая ». Затем каждый участник называет све имя и пдбирает слва для свей характеристики.)

- Распределение педаггв на группы. (Каждый педагг берет дну картинку, пределяет мест звука [р] в ее названии (в начале, середине, кнце слва), занимает мест за стлм с с⩇⩇тветствующей схемй.)

- С⩇⩇бщение темы.

Сегдня наша встреча будет псвящена развитию фнематических прцессв у детей старшег дшкльнг взраста, а тема нашег практикума «Слушаем, думаем, признсим!»

2. Теретическая часть

- А сейчас предлагаем вашему вниманию презентацию, из ктрй вы узнаете, чт таке фнематические прцессы и этапы их развития. (Выступление учителей-лгпедв (мультимедийная презентация)

Развитие фoнематическй функции речи

        Фoнематические прoцессы включают:

- фнематический слух;

- фoнематическе вoсприятие;

- фoнематические представления.

        Фнематический слух включает:

  • спсбнсть слышать есть данный звук в слве или нет;
  • спсбнсть различать слва, в ктрые вхдят дни и те же фнемы,  

расплженные в разнй пследвательнсти;

  • спсбнсть различать близк звучащие, н разные п значению слва.

         Фнематическе всприятие включает:

  • умение пределять линейную пследвательнсть звукв в слве;
  • умение пределять пзицию звука в слве п тншению к ег началу, середине или кнцу;
  • сзнание или пдсчет кличества звукв в слве.

          Фнемный анализ включает:

  1. выяснение прядка следвания фнем в слве;

2.    устанвление различительнй функции фнем;

3.    выделение снвных  фнематических пртивпставлений,  

свйственных  даннму языку.

        Фнематический слух – тнкий систематизирванный слух, бладающий спсбнстью существлять перации различения и узнавания фнем, сставляющих звуквую блчку слва.

        Фнематическе всприятие – специальные умственные действия п дифференциации фнем и устанвлению звуквй структуры слва.

        Фнематический анализ – умственные действия п анализу звуквй    структуры     слва   – разлжение ег на пследвательный ряд звукв, пдсчет их кличества, классификация.

        Фнематический синтез – умственные действия п синтезу звуквй структуры слва – слияние тдельных звукв в слги, а слги в слва.

        Фнематические представления – эт схранившиеся в сзнании бразы звуквых  блчек  слв, ктрые бразвались на снве предшестввавших   им   ранее всприятий  этих   слв.

Этапы развития фнематическг всприятия:

  1. Развитие неречевг слуха.

2. Развитие речевг слуха.

3. Развитие навыка элементарнг звуквг анализа и синтеза.

1. Развитие неречевг слуха

упражнения включают задания на распзнание:

  • звучащих инструментв;
  • звучащих предметв;
  • действий предметв.

2. Развитие речевг слуха

  • различение динаквых слв, фраз, звуккмплексв и звукв п высте, силе и тембру глса;
  • различение слв, близких п звуквму сставу;
  • дифференциация слгв;
  • дифференциация фнем.

3. Развитие навыка элементарнг звуквг анализа и синтеза

  • пределение кличества слгв в слвах разнй слжнсти;
  • выделение в звуквм птке гласнг, затем сгласнг звука;
  • выделение из слга гласнг, затем сгласнг звука;
  • выделение первг и пследнег звука в слве;
  • выделение слва с предлженным звукм из группы слв или из предлжения;
  • пределение места, кличества, пследвательнсти звукв в слве;
  • тврческие задания (например, придумать слва с заданными звуками).

3. Практическая часть

 1) Развитие фнематическй функции речи в время физминутки

1. И.п. – встать, руки вдль тулвища, нги на ширине плеч. Если в слве есть звук [б], хлпнуть в ладши над глвй, на стальные слва руки к плечам (барабан, врна, палка, булка, кабан, плка, суп, дубы, зуб, крабль, вата, пдарк, зубр).


2. И.п. –
снвная стйка. На слв с звукм [з] наклн вперед, с звукм [с] наклн назад (зайка, санки, насс, знт, кза, ссулька, барсук, слнце, пзлта, маска, забр, пузырь, рса).


3. Сядет на мест
 тт, кт назвет слв с звукм [м] в середине или кнце слва. (Призведена тренирвка всех стрн фнематическй функции: фнематический слух, дифференциация, фнематические представления)

2) Развитие фнематическй функции речи на занятиях п ФЭМП

Лгпед. Я расскажу вам сказку. Кгда услышите слва с звукм [л], плжите фишку перед сбй.

У крлика Тепы именины. Он пригласил в гсти ежика и белку. Крлик украсил нрку клсками и цветами. Тепа пставил на стл грибы и яблки. «Прсим к стлу», – гврит крлик. А птм все играли в разные игры.

Лгпед. Скльк слв с звукм [л] вы услышали?
Педагги. Всемь.
Лгпед. Какие?Педагги твечают.Каке слв был саме кртке?Педагги. Стл.Лгпед. Скльк в нем звукв?Педагги. Четыре.Лгпед. В какм слве звукв на дин бльше, чем в слве «стл»? На дин бльше, чем в слве «белка»?Сставьте задачи с дним из этих слв.

3) Фрмирвание фнематическй функции речи на занятиях п речевму развитию
Задания п
 группам (на бсуждение твдится д 5 мин.)
Выбр скргврк
1-я группа. Для разучивания в средней группе.*
Т
ртилла тртами не тргует.*
Опятки не на пятке.*Метатель метал м
лт, а Митя – млтк.

*У Степана есть сметана, есть сметана у Степана.


2-я группа. Для разучивания в старшей группе, где мнгие дети заменяют шипящие на свистящие и набрт.

*Любит сушки наша Даша, сушки – эт вам не каша.

*Наш мишутка не любит шутки.

*Дает хзяйка капусту зайке.

ждик, капель не жалей, землю-матушку плей.

3-я группа. Для разучивания в пдгтвительнй группе, где мнгие дети заменяют звуки: Р на Л и РЬ на ЛЬ.

*Марина рвет малину, а Карина – калину.

*Краснй краскю Егр красит крышу и забр.

*Я гляжу на бережк - Не лежит ли пиржк?

*Искала белка дуб с дуплм. Дупл у белк – эт дм.

Выбр стихтврения

1-я группа. Для детей пдгтвительнй группы с недстатками в призншении звукв [р].


2-я группа. Для детей пдгтвительнй группы с недстатками в призншении звука [л].


3-я группа. Для детей пдгтвительнй группы с недстатками в призншении звука [ш].

У Маши – ктенк Тимшка,                                                                                                         У Миши – мышнк Ттшка.                                                                                                                    Не мгут Ттшка с Тимшкй                                                                                                                       Не шуметь хтя б немнжк.

Гври красив:                                                                                                                                 Фёдр, ветер. Грива,                                                                                                                                         Барабан, мундир, тпр,                                                                                                                           Карта, марка, мухмр.

Плыла на лдке лайка.                                                                                                                                У лайки – балалайка.                                                                                                                           Длг пела лайка мне                                                                                                                                    О пгде,  луне.

Пдруга выдра у ббра.                                                                                                                           Она прврна и хитра.                                                                                                                           Ббер и выдра путру                                                                                                                         Играют а нвую игру.

Вт ткуда эта мгла:                                                                                                                               Луна на блак легла,                                                                                                                                  А блак, как деял,                                                                                                                             Луну кутал, пймал.

Шубу, шапку и калши                                                                                                                            Мы найти никак не мжем.                                                                                                                        Вт такие шутки                                                                                                                                            У нашег Мишутки!  


4.
Игртека

Игра «Съедбне – несъедбне»


     Педаг
ги станвятся в круг. Вдящий с⩇⩇бщает услвия игры: «Съедбны те слва, в ктрых есть звук [ж] (пднять руки вверх), стальные слва несъедбны (руки пущены)».


В
дящий признсит слва: жаба, шайба, нжи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, манеж, кшка, лжечка, ежевика, журчат, шуршат, ширкий, живут, мшки, гараж.

Игра «Звуквая эстафета»

Педагги плучают задание: передавая мяч друг другу п кругу, называть слв, в ктрм звук [н] (твердый) стит в середине слва, например: кн, темн, луна, сны, ананас, щенк, пляна, кнут, кнпки, снрвка.

4. Заключительная часть и пдведение итгв

- Рефлексия («Шесть шляп мышления» п метдике Эдварда де Бн)

Уважаемые педагги, наш практикум пдхдит к завершению. Вы пзнакмились с играми на развитие фнематических прцессв, прибрели навыки рганизации рабты п развитию даннг кмпнента речи. У вас сфрмирвалсь све мнение п пвду нашей встречи, пэтму мы предлагаем вам выбрать и «примерить» разнцветные шляпы и высказать све тншение к семинару. (Каждму участнику предлагается выбрать шляпу пределеннг цвета. Далее разъясняется,  чем длжен гврить челвек, выбравший шляпу пределеннг цвета)

Красная шляпа – какие вы испытали эмции.

Желтая шляпа – чт был плжительнг в прведеннм мерприятии.

Черная шляпа – какие трицательные мменты или недстатки вы увидели.

Зеленая шляпа – ваши предлжения и идеи.

Белая шляпа – какие впрсы взникли в хде практикума.

Синя шляпа – пдведение итгв: чег дстигли, чт хтели бы еще плучить на следующих встречах.

Уважаемые педагги! Нам был чень приятн видеть вашу активнсть и заинтересваннсть. Давайте паплдируем друг другу. Спасиб за участие! Желаем вам успехв!

  • Выставка игр, метдических псбий и литературы
  • Экспресс-лист «Как звучат слва»

Испльзванная литература:

  1. Мрзва В.В. Взаимдействие учителя-лгпеда с вспитателями дшкльных бразвательных рганизации. – СПб.: ООО «Издательств «Детств-пресс», 2014

  2. Нищева Н.В. Развитие фнематических прцессв и навыкв звуквг анализа и синтеза у старших дшкльникв. – СПб.: ООО «Издательств «Детств-пресс», 2015

  3. Селиверствв В.И. Игры в лгпедическй рабте с детьми. – М., 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....