Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Потерялся звук «Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Половинчук Надежда Николаевна

Цель данной образовательной деятельности: познакомить со звуком Ш через игровые упражнения; развивать фонематический слух,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 (средняя группа)

«Потерялся звук    «Ш»

Характеристика НОД: комплексная, сюжетно-игровая

Образовательные области: «Познание» «Коммуникация».

Цель:   Познакомить со звуком Ш.

 Задачи:

Обучающая: - учить отчетливо произносить звук «Ш»: изолированный, в слоге, в чистоговорках, в словах;

- упражнять детей в восстановлении последовательности
событий в сказке «Теремок» с помощью пересказа;

Развивающая: - развивать фонематический слух;

-развивать речевое дыхание, умение  произносить звук «Ш»
длительно (2-3 сек.) на одном выдохе;

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитательная: - воспитывать интонационную выразительность;

Оздоровительная: -организовать смену деятельности детей (сидя, стоя)

Развивающая среда:  Предметы и игрушки, в названиях которых есть звук «Ш», картинка-символ с изображением шара (воздушный шарик), индивидуальные зеркала, картинки для инсценировки сказки «Теремок», клубок ниток.

Ход НОД:

Предлагаю  послушать историю про птенца. «Однажды, когда мамы не было дома, самый смелый птенец Шустрик вылез из дупла и увидел на ветке дерева большой зеленый шар. «Какая большая гусеница, - подумал Шустрик. - Сейчас я её съем», Дернул Шустрик за веревочку. Она развязалась. Из шарика, шипя, стал выходить воздух: ш-ш-ш. Удивился Шустрик и спрятался в дупло.

/рассказ можно сопровождать демонстрацией: воспитатель держит надутый шарик, в нужный момент медленно спускает воздух./

-        Какую песенку пел воздух, выходящий из шара?

/Дети: «Ш-ш-ш-ш-ш»./ Это звук, с которым мы сегодня познакомимся.

Артикуляция звука.

 Прошу детей посмотреть в зеркало и произнести звук «Ш».

Говорю, что при артикуляции звука губы находятся в положении широкой

трубочки, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не

прижат. Посередине языка идет сильная воздушная струя. Которая хорошо

ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.

«Ш- ш-ш-ш, - отрывисто произносит дети вместе с воспитателем.

Затем я говорю: «Язычок хочет научиться петь разные песни, в которых

слышится шелест листьев. Например: ша-ша-ша. Послушаем, как споют

девочки, а теперь как получится у мальчиков.»

Дети поют: аш-аш-аш, Ош-ош-ош, шо-шо-шо.

Произносят чистоговорку: шо-шо-шо - зимой хорошо.

-        А теперь давайте поиграем.

Представьте, что вы веселые воздушные шарики, которые умеют тихо летать. Но иногда они сдуваются и издают звук : ш-ш-ш-ш.

/называю разные звуки; дети тихо кружатся. На звук ш-ш-ш-ш - садятся/

 Показываю  детям игрушки или головки для пальчикового театра: мышку, лягушку, зайчишку, лису, волка, мишку. Прошу выбрать те, в названиях которых есть звук «Ш».

-        Дети, как называется сказка с этими героями? / «Теремок»/

-        Как называли мышку?

/Мышка-норушка, либо мышка-поскребушка/

-        Как называли лягушку?

/Лягушка - квакушка, либо лягушка-гюскакушка/

-        Как называли зайчишку? / Зайчишка-трусишка/

-        Как называли волка?

/ Волк - из-за кустов хватыш/

-        Как называли мишку? / Мишка-батюшка/

Предлагаю детям вспомнить, в какой последовательности развивались события в сказке: кто первым увидел теремок? Какие слова произнес? Кто пришел вторым? Что сказал? И т.д. /на каждый вопрос могут отвечать несколько детей./

-        Давайте теперь поиграем с мишкой. Но мишкой у нас будут наши пальчики.
Расстроенный мишка встал на задние лапы и пошел домой. Но на пути у

него встретились препятствия.

/дети указательным и средним пальцами ведущей руки изображают идущего

медведя/

Мишка шел, шел, к речке подошел,

Мост перешел, дальше пошел.

Мишка шел, шел, к яме подошел,

Яму обошел, дальше пошел.

Мишка шел, шел, к горке подошел,

В горку вошел, с горки сошел, дальше пошел.

Мишка шел, шел, и домой пришел.

/ повторно читает стихотворение, останавливаясь перед словами,

производными от слова шел. Дети по контексту сами добавляют эти слова, одновременно действуя руками./

А теперь, ребята, становитесь в круг. /даю   клубок ниток/

-        По дорожке Катя шла,
Клубок ниточек нашла.

Клубок маленький, нитки аленьки. Вы слова на «ш» скажите, Нашу нитку не порвите.

/Девочка называет первое слово на звук «ш», затем передает клубок стоящему рядом. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Так клубок идет по кругу./

Если ребенок затрудняется назвать слово, то ему могут помочь другие дети (по желанию); ему помогает воспитатель. Предлагая выбрать из двух слов одно с заданным звуком (например: шапка - панама).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»

Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:·        Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дифференциация звуков Н и М."

Конспект непосредственной образовательной деятельности  6-7лет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: Звук «С, С`» и буква С с детьми подготовительной логопедической группы.

Цель:  Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С.Задачи:         Коррекционно - образовательные:- совершенствование умения  детей давать аку...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дифференциация звуков "С-Ц""

Цель: Дифференциация звуков «с-ц».Задачи:Правильное произношение и различение звуков «с-ц».Дифференциация звуков «с-ц» в слогах, словах, выделять звуки в начале, се...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Согласные звуки ч–щ–с\'–т\'» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Конспект к подгрупповому занятию логопеда с детьми подготовительной группы по дифференциации согласных звуков Ч Щ С Т...