Сочинение сказок по картам Проппа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение сказок по картам Проппа
Цель: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.
Задачи урока:
- Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах множественного числа.
- Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
- Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.
Ход занятия
1. Игра “Что в дороге пригодится?”
Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.
Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте подумаем, что нам в дороге пригодиться?
На чем можно быстро отправиться к месту поисков?
- На ковре-самолете
- В сапогах-скороходах
- На крылатом коне
- На сивке-бурке
- На коньке-горбунке
- На сером волке
- На летучем корабле и т.д.
Кто нам может указать дорогу?
- Колечко
- Клубок
- Перышко
Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?
- Скатерть-самобранка
- То, не знаю, что и т.д.
Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:
- Двое из сумы
- Джин из бутылки
- Волшебная лампа Алладина
- Молодцы из ларца
Вспомните чудодейственные напитки, плоды:
- Живая и мертвая вода
- Молодильные яблоки
- Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.
Назовите музыкальные инструменты:
- Барабан
- Дудочка
- Рог (появляется войско)
Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?
- Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
- Гребешок – лес
- Полотенце – речка
- Щетка, зуб – горы
- Другие средства:
- Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)
2. Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю, что”).
Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски, заедки, вина и меды”?
Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.
Голос: Нет, меня никто не может видеть, я, то – не знаю, что”
Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.
Голос: Крепко держитесь, вниз не смотрите.
(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)
Дети, держась за руки, “сворачиваются” в клубок.
Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослабевает ветер, и мы спустились в тридесятое царство.
Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:
“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”
“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)
“Налево пойдешь – игрушку найдешь”
3. “Налево пойдешь – игру найдешь”
(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”
В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко сочинять сказки.
Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки
4. “Путешествие по прямой дорожке”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”
Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).
“Дом с колокольчиком” /звучит голос/
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром,
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок! –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Давайте позвоним в колокольчик.
– Никто не открывает.
В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.
Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”, “Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.
- Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к бабушке отнести горшочек масла и пирожок.
- “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”, – наказывала ей мама. Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно.
- Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
- Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф. Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости, где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.
- Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время
- И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.
- Стали они жить – поживать, горя не знать
Или:
...Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.
А тут и Красная шапочка подошла.
... Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками, и он остался сторожить дом у бабушки.
Воспитатель: Вот как замечательно получилось.
Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно, получились новые и интересные сказки... Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.
5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”
Избушка Бабы-Яги.
Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.”
Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи. Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.
Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”
Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)
У Маланьи, у старушки,
В тесной маленькой избушке,
Было пять сыновей
И все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами
Вот с такой головой
Вот такой бородой
Ничего не ели
Целый день глядели
И делали все вот так!
Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а сам не плошай.
6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.
Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослаб ветер, и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.
7. Игра “Репортер”
Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.
Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),
запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа.
Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).
- Сказка “Про добрую девочку Машу”.
- Сказка “Заколдованная царевна”.
Про добрую девочку Машу.
Жила-была девочка, она ходила в детский сад. Но почему-то часто ссорилась с детьми,
обижала их. Она этого не хотела, но у неё почему-то всё получалось плохо.
Мама и воспитатели просили её: «Олечка, живи с детками дружно, будь доброй и
Однажды, когда воспитательница куда-то вышла, Оля толкнула мальчика и убежала. Он
стал её догонять. Девочка выскочила за дверь и стала её держать. Затем она высунула
любопытный носик и нечаянно прищемила его в дверях. Нос стал синий, длинный,
приплюснутый. Оле было больно и обидно. Все дети собрались возле девочки и стали
думать, как ей помочь. Окно было открыто, и возле окна пролетала ворона. Дети
попросили её слетать за целебной водой. Но вороне было некогда, она высиживала
Тогда один мальчик вспомнил, что показывала ему старинные туфельки. Они ссохлись
и стали маленькими. Но если их обуть, становились всем впору по ноге. А если стукнуть
каблучок об каблучок и загадать желание, они его исполнят. Но надеть туфельки могла
только девочка. А девочки были обижены на Олю и не хотели ей помочь.
Согласилась одна добрая девочка Маша, которую Оля чаще всего обижала. Она
надела туфельки, стукнула каблучками и исчезла. Скоро сказка сказывается, но нескоро
дело делается. Очутилась Машенька в царстве Берендея у колодца с целебной водой.
Охраняют колодец драконы огнедышащие, не дают ей подойти к колодцу. Одарила она
их киндер-сюрпризом. Налила водички, стукнула каблучками и очутилась в детском саду.
Умылась Олечка целебной водой, и нос стал красивее прежнего. Обрадовались
дети, стали обниматься. И с тех пор почему-то Олечка перестала дразнить и обижать
детей. Она их полюбила и они её тоже.
Когда мама пришла в детский сад за дочкой, то не узнала её: она стала весёлой,
ласковой, нежной, доброй девочкой.
Вот и сказке конец, а кто придумал - молодец!
Заколдованная царевна
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей. И были у них две дочки-
красавицы. Одна дочка была добрая, весёлая, а другая
- капризная, злая.
Добрая дочка вышла замуж в другое царство-государство. Родители долго не видели её и
решили её навестить. А капризную дочку оставили дома, наказав ей не обижать слуг, быть доброй
и весёлой. Однажды царевна гуляла по саду и вдруг увидела старика. Старик попросил попить
водички, а царевна не только не дала водички, но и облила его водой. И вдруг, царевна
превратилась в зайчика. Заплакала она горькими слезами и решила попросить прощения у старика.
Но старик исчез, его нигде не было.
Побежал зайчик искать старика, долго бегал, устал и заснул в трухлявом пне сломавшегося
дерева.
А утром опять побежал искать старика, а повстречал охотника.
Охотник каждое утро ходил в лес на охоту: подстрелит дичь, отнесёт на царскую кухню и
продаст, тем и жил. Увидел он зайчика, обрадовался, вскинул ружьё, прицелился и спустил курок.
А ружьё и не подумало стрелять!
- Пум! - крикнуло оно звонким и весёлым голоском и плюнуло пулю на
землю. Охотник замер от удивления.
А зайчик идёт по тропинке к лесу, нисколько его не опасаясь. Утирает слёзы платочком и
говорит:
- Не убивай меня охотник, я не зайчик, а красивая девица - заколдованная царевна. Помоги мне
найти старика, которого я обидела, я хочу у него попросить прощения.
- Где искать этого колдуна - старика?
Едва успел подумать это охотник, как вдруг оказались они в пещере высоко в горах.
Когда зайчик взмахивал платочком, всё вокруг становилось волшебным, вот и ружьё стало
волшебным и исполнило желание охотника. Попросил зайчик прощения у старика:
- Я больше никогда не буду обижать старых, больных и своих слуг.
Я буду, о них заботится. Стану доброй, весёлой и заботливой. Прости меня, пожалуйста, дедушка.
- Хорошо, я тебя прощаю! Но помни, если ты нарушишь своё обещание, ты навсегда останешься
зайчиком. Спасло тебя матушкино благословение -твой платочек.
- Хорошо бы оказаться во дворце,- подумала царевна, и волшебное ружьё вновь исполнило
желание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1055673-1536512646.jpg)
Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста
.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1182768-1572594853.jpg)
План по самообразованию «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Индивидуальный план работы по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-1078165-1710335053.jpg)
Мастер-класс "Карты Проппа, как средство обучения дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок"
Цель: познакомить коллег с приемами работы по картам В.Я.Проппа....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-570488-1422029048.jpg)
карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок
Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок, помогут педагогу в интересной, игровой форме научить дошкольников сочинять сказки....
Карты Проппа - помощник воспитателя в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок.
Сочинение и пересказ сказок с опорой на карты Проппа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1182768-1572594853.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....