Сочинение сказок по картам Проппа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Прохоренко Марина

Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение сказок по картам Проппа


Цель: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

Задачи урока:

  • Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах множественного числа.
  • Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
  • Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

  • На ковре-самолете
  • В сапогах-скороходах
  • На крылатом коне
  • На сивке-бурке
  • На коньке-горбунке
  • На сером волке
  • На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

  • Колечко
  • Клубок
  • Перышко

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

  • Скатерть-самобранка
  • То, не знаю, что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

  • Двое из сумы
  • Джин из бутылки
  • Волшебная лампа Алладина
  • Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

  • Живая и мертвая вода
  • Молодильные яблоки
  • Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

  • Барабан
  • Дудочка
  • Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

  • Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
  • Гребешок – лес
  • Полотенце – речка
  • Щетка, зуб – горы
  • Другие средства:
  • Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю, что”).

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски, заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Голос: Нет, меня никто не может видеть, я, то – не знаю, что”

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

Голос: Крепко держитесь, вниз не смотрите.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети, держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослабевает ветер, и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

“Дом с колокольчиком” /звучит голос/
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром,
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок! –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”, “Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

  1. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к бабушке отнести горшочек масла и пирожок.
  2. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”, – наказывала ей мама. Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно.
  3. Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
  4. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф. Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости, где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.
  5. Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время
  6. И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.
  7. Стали они жить – поживать, горя не знать

Или:

...Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

... Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками, и он остался сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно, получились новые и интересные сказки... Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи. Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,
В тесной маленькой избушке,
Было пять сыновей
И все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами
Вот с такой головой
Вот такой бородой
Ничего не ели
Целый день глядели
И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослаб ветер, и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа.

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

  1. Сказка “Про добрую девочку Машу”.
  2. Сказка “Заколдованная царевна”.

Про добрую девочку Машу.

Жила-была девочка, она ходила в детский сад. Но почему-то часто ссорилась с детьми,

обижала их. Она этого не хотела, но у неё почему-то всё получалось плохо.

Мама и воспитатели просили её: «Олечка, живи с детками дружно, будь доброй и

Однажды, когда воспитательница куда-то вышла, Оля толкнула мальчика и убежала. Он

стал её догонять. Девочка выскочила за дверь и стала её держать. Затем она высунула

любопытный носик и нечаянно прищемила его в дверях. Нос стал синий, длинный,

приплюснутый. Оле было больно и обидно. Все дети собрались возле девочки и стали

думать, как ей помочь. Окно было открыто, и возле окна пролетала ворона. Дети

попросили её слетать за целебной водой. Но вороне было некогда, она высиживала

Тогда один мальчик вспомнил, что показывала ему старинные туфельки. Они ссохлись

и стали маленькими. Но если их обуть, становились всем впору по ноге. А если стукнуть

каблучок об каблучок и загадать желание, они его исполнят. Но надеть туфельки могла

только девочка. А девочки были обижены на Олю и не хотели ей помочь.

Согласилась одна добрая девочка Маша, которую Оля чаще всего обижала. Она

надела туфельки, стукнула каблучками и исчезла. Скоро сказка сказывается, но нескоро

дело делается. Очутилась Машенька в царстве Берендея у колодца с целебной водой.

Охраняют колодец драконы огнедышащие, не дают ей подойти к колодцу. Одарила она

их киндер-сюрпризом. Налила водички, стукнула каблучками и очутилась в детском саду.

Умылась Олечка целебной водой, и нос стал красивее прежнего. Обрадовались

дети, стали обниматься. И с тех пор почему-то Олечка перестала дразнить и обижать

детей. Она их полюбила и они её тоже.

Когда мама пришла в детский сад за дочкой, то не узнала её: она стала весёлой,

ласковой, нежной, доброй девочкой.

Вот и сказке конец, а кто придумал - молодец!

  Заколдованная царевна

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей. И были у них две дочки-

красавицы. Одна дочка была добрая, весёлая, а другая

- капризная, злая.

Добрая дочка вышла замуж в другое царство-государство. Родители долго не видели её и

решили её навестить. А капризную дочку оставили дома, наказав ей не обижать слуг, быть доброй

и весёлой. Однажды царевна гуляла по саду и вдруг увидела старика. Старик попросил попить

водички, а царевна не только не дала водички, но и облила его водой. И вдруг, царевна

превратилась в зайчика. Заплакала она горькими слезами и решила попросить прощения у старика.

Но старик исчез, его нигде не было.

Побежал зайчик искать старика, долго бегал, устал и заснул в трухлявом пне сломавшегося

дерева.

А утром опять побежал искать старика, а повстречал охотника.

Охотник каждое утро ходил в лес на охоту: подстрелит дичь, отнесёт на царскую кухню и

продаст, тем и жил. Увидел он зайчика, обрадовался, вскинул ружьё, прицелился и спустил курок.

А ружьё и не подумало стрелять!

- Пум! - крикнуло оно звонким и весёлым голоском и плюнуло пулю на

землю. Охотник замер от удивления.

А зайчик идёт по тропинке к лесу, нисколько его не опасаясь. Утирает слёзы платочком и

говорит:

- Не убивай меня охотник, я не зайчик, а красивая девица - заколдованная царевна. Помоги мне

найти старика, которого я обидела, я хочу у него попросить прощения.

- Где искать этого колдуна - старика?

Едва успел подумать это охотник, как вдруг оказались они в пещере высоко в горах.

Когда зайчик взмахивал платочком, всё вокруг становилось волшебным, вот и ружьё стало

волшебным и исполнило желание охотника. Попросил зайчик прощения у старика:

- Я больше никогда не буду обижать старых, больных и своих слуг.

Я буду, о них заботится. Стану доброй, весёлой и заботливой. Прости меня, пожалуйста, дедушка.

- Хорошо, я тебя прощаю! Но помни, если ты нарушишь своё обещание, ты навсегда останешься

зайчиком. Спасло тебя матушкино благословение -твой платочек.

- Хорошо бы оказаться во дворце,- подумала царевна, и волшебное ружьё вновь исполнило

желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...

карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок

Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок, помогут педагогу в интересной, игровой форме научить дошкольников сочинять сказки....

Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».

Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....