Конспект занятие развитие речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Байтобетова Ольга Алексеевна

Конспект заняьтия развитие речи в подготовительной группе ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitie_rechi.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Обучающие задачи:

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

- практический: рисование картин о весне.

- приём «радуга настроения».

Оборудование: Экран телевизора, презентация. Мнемотаблица «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч;

Предварительная работа:

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворений о месяцах весны.

дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход ЗАНЯТИЯ:

1 СЛАЙД

Воспитатель: Добрый день.

2 СЛАЙД

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Добрый день, - нам шепчут цветы,

Добрый день,  - журчат ручейки,

Добрый день,  - шумят тополя,

Добрый день,  - родная земля.

Добрый день,  - солнцу и птицам,

Добрый день,   - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

3 СЛАЙД

I. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. А вместе с ним и письмо.

Хотите узнать, что в нём написано?

- Давайте я вам его прочитаю.

4 слайд

 «Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок.

Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите нам пожалуйста?»

                                     С уважение к вам Пингвинёнок.

Проблемная ситуация.

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?    (рассказать о весне.)

- Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне.

- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде) Покажите на глобусе, где находится Антарктида.

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны там не бывает).

5 СЛАЙД

Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.

Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, а видео письмо, ну, что, готовы?

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там.        

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенит над крышами капель.

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

6СЛАЙД

- Что же такое «весна,лето,осень,зима»? Д…(Это время года).

7СЛАЙД

-Какие изменения происходят в природе весной? (ответы детей?

(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых краёв, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

- Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,

(А на проталинках появляются трава и  первые цветы.)

- Как называются первые цветы? (первоцветы)

Сейчас мы и узнаем, как хорошо вы знаете первоцветы:

Сейчас мы подойдём к столику, где я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ и находим цветок на картинке и показываем его, а затем все вместе проверяем, договорились?

1.Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:

1. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрсший, чуть живой.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький совсем.

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник).

8СЛАЙД

-Давайте найдём, где у нас представлены подснежники.

(воспитатель вместе с детьми рассматривает и находят фото с изображением подснежников).

2.«Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный … (тюльпан).

9СЛАЙД

3. «Белые звоночки

У меня в садочке

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.» (ландыш).

10СЛАЙД

5 «Он цветочный принц – поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну поёт на бис

Замечательный (нарцисс)

11СЛАЙД

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)

12СЛАЙД

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел (Одуванчик)

13СЛАЙД

14СЛАЙД

2. Пальчиковая игра «Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

А теперь поиграем со словом ВЕСНА.

15СЛАЙД

3. Игра «Добавь слово»

• Пришла….

• Мы ждали….

• Мы рады…

• Мы встречали …

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

16СЛАЙД

4. Игра «Какая, какое?»

17 СЛАЙД

Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

18СЛАЙД

Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,

19 СЛАЙД

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

ВЫ наверное устали, пора немного отдохнуть выстраиваемся в одну ширенгу, встаём по свободнее.

20 СЛАЙД

5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».

Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний»:

Встаньте в полукруг.

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

солнце, настроение, месяц, дерево, листва, цветы, дождь, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

21 СЛАЙД

 А сейчас Блиц опрос.

- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки? (растут)

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки? (ползают)

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки? (распускаются)

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?(просыпаются)

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?(тают)

- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.

22СЛАЙД

 «Составь предложение»

- А сейчас давайте придумаем предложения о весне,

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

23СЛАЙД

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

24СЛАЙД

      Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

25СЛАЙД

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

26СЛАЙД

Весной с юга прилетают птицы.

27СЛАЙД

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Давайте вспомним перелётных птиц

- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

В этом нам помогут наша помощница-таблица.

28СЛАЙД

Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

Каждая карточка - это новое предложение.

29СЛАЙД

Наступила Весна - прекрасное время года! Весной на полях появляются проталины. На крышах домов капают сосульки. На дорогах лужи, ручийки. На реках тает лёд, на деревьях набухают почки и распускаются зелёные листочки. Распускаются первые цветы подснежники. Прилетают перелётные птицы, и вью гнёзда. Просыпаются животные от зимней спячки. Просыпаются насекомые. Люди садят молодые деревья. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. А после весны наступит лето.

Спасибо, огромное, ребята за наше интересное занятия. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

Ребята, как вы думаете, пингвины узнают много о весне из нашего сегодняшнего занятия?

А что самое интересное будет для них на ваш взгляд?

Они всё это увидят из нашего видео и очень много узнают о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. «Осень»

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.«Осень»...

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. «Осень»...

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

Конспект занятия развитию речи в подготовительной группе «Слово»

Цель: продолжать учить детей правильному произношению слов.Задачи:1.Образовательные:- закреплять знания о гласных и согласных звуках;- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составле...

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 6»

Дети учатся  составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(точка, вопросительный знак, восклицательный знак). дети...

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 15»

Обогащать и активизировать речь детей.Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (««., «!», ...