Формирование культуры речевого общения посредством диалога.
статья по развитию речи (средняя группа)

Шахбанова Наиля Амировна

Высокий уровень сформированности культуры речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В связи с этим в современной системе образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из образовательных областей выделено речевое развитие ребенка дошкольного возраста, которое определено как «средство общения и культуры» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГА

Шахбанова Наиля Амировна

Воспитатель

МБОУ Школа № 57: дошкольная группа, г. Самара

Высокий уровень сформированности культуры речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В связи с этим в современной системе образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из образовательных областей выделено речевое развитие ребенка дошкольного возраста, которое определено как «средство общения и культуры» [8, c.5].

 Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. Старший дошкольный возраст - это благоприятный период для формирования культуры речевого общения. Культура речевого общения предусматривает выполнение детьми старшего дошкольного возраста норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах и быту, а также включает в себя умение употреблять нужные слова и интонацию, умение слышать и слушать, умение уступать друг другу, владеть культурой спора [1; 2].

 К методам развития культуры речевого общения детей среднего дошкольного возраста относятся приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы [3]. Средствами развития культуры речевого общения старших дошкольников являются этическая беседа, диалог, различные виды игр, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций, чтение различных видов сказок [5].

В среднем дошкольном возрасте происходит переход от монологической речи к диалогической, именно поэтому данный возраст является наиболее подходящим для развития диалога. В этот период обязательно должен быть рядом воспитатель или родитель, который будет наставником для ребёнка.

Овладение диалогом – это больше, чем простое овладение композиционной формой речи. Прежде всего, это формирование активной диалогической позиции, которая проявляется в инициативе, проявляемой ребенком, готовность к ответным реакциям, умение понимать собеседника и интересоваться им. В современном дошкольном образовании приоритетным является процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста, важным из которого выступает умение пользоваться диалогом, как формой общения. Ведь очень важно, чтобы ребенок, придя в начальную школу, умел формулировать свои мысли и выражать их посредством диалога. Данная проблема исследовалась такими учёными, как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, А. Г. Арушанова и др. [5, с. 233].

Ф. А. Сохин отмечает, что изначально дошкольник овладевает диалогом, впоследствии чего, например, формируется связность речи, умение излагать свои мысли. Российский психолог и лингвист обосновал необходимость формирования осознания явлений языковой действительности. Акцентируя внимание на том, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Ф. А. Сохин говорил: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функция языковой действительности, а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребёнка» В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности», - пишет Ф. А. Сохин [4, с. 223].  

Исследование А. Г. Рузской посвящено особенностям общения дошкольников со взрослыми. Важным акцентом она ставит то, что детей волнует форма общения, которую преподносит взрослый. Чем старше ребенок становится, тем меньше его инициатива в общении со взрослым. В психологической литературе дошкольный возраст определяется как этап психического развития и делится на три категории: первая категория – младшие дошкольники (3-4 года), средние дошкольники (4- 5 лет) и старшие дошкольники (5- 6 лет). Дошкольный возраст наиболее благоприятен для усвоения родного языка, именно в этом возрасте они обладают чуткостью к языковым явлениям. Дошкольники, которые свободно общаются, получают удовольствие от своей речи, при передаче чувств ребенок пользуется интонацией, мимикой и жестами [5, с. 430].

 В среднем дошкольном возрасте для ребенка беседа выступает как тяжелая ситуация, нежели в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок выбирает разговор со взрослым вместо прослушивание сказки.

В среднем дошкольном возрасте для ребенка беседа выступает как тяжелая ситуация, нежели в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок выбирает разговор со взрослым вместо прослушивание сказки. Именно поэтому взрослый чаще всего обращается к ребенку с вопросами и суждениями, тем самым побуждая его откликаться и поддерживать диалог Этот опыт дошкольник переносит в общение со сверстниками, но для этого в первую очередь необходимо владеть родным языком – его звуковой системой, грамматическим строем, лексическим составом Дети должны овладеть такими умениями, как: начинать первым разговор, поддерживать его и вовремя заканчивать. В разговоре дошкольник должен уметь слушать, не терять связь беседы и быть логичным. Также он должен владеть речевым этикетом: использовать обращения, приветствие и т. д. Уместное использование жестов и мимики также является важным компонентом. Они определяют структуру устной диалогической речи: каждое высказывание характеризуется предметно – смысловым содержаниям. Так же важным критерием выступает эмоциональность и мотивация к беседе[6, с. 430].

 Перед воспитателем стоит сложная задача: научить дошкольников с инициативой вступать в диалог, без затруднений выражать словами свои просьбы, отвечать на заданные вопросы. Таким образом, диалогическая речь имеет особенное значение, ведь она служит для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам. Для этого необходимо обладать такими качествами, как коммуникабельность, доброжелательность, открытость и приветливость. Не случайно развитие грамматически правильной диалогической речи является одной из задач дошкольного образования [7, с. 30].

Таким образом, процесс развития культуры речевого общения детей среднего дошкольного возраста эффективен при соблюдении следующих условий:

1) соответствие возрастным и психологическим особенностям детей среднего дошкольного возраста и, как следствие, развитие культуры речевого общения посредством привития навыков диалога;

2) использование разнообразных методов и средств развития культуры речевого общения детей среднего дошкольного возраста;

3) сочетание различных форм организации деятельности: занятий, совместной формы организации деятельности детей среднего дошкольного возраста и воспитателя, самостоятельной деятельности детей;

 4) взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями детей среднего дошкольного возраста.

Литература

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми / В. В. Гербова – М.: Просвещение, 2004. – 207 с. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.
  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 287 с.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 240 с.
  4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр.— М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина – М.: Академия, 1999 – 233 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Проспект, 2009. - 41 с.
  7. Шипицина Л.М.. Защиринская О.В.. Воронова А.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицина. - СПб.: «Детство-Пресс», 2008. - 384 с.
  8. Яхьяева А.Х., Дилиева М.Б. Логопедическая коррекция заикания у дошкольников-билингвов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма. Грозный, 29 апреля 2020 г. ЧГПУ. 430 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Педсовет в форме деловой игры «Аукцион педагогических идей» Тема: «Речь и речевое общение посредством дидактических игр»

Разработка педагогического совета в нетрадиционной форме по развитию речи дошкольников посредством дидактических игр....

Развитие речевого общения посредством анимации

Развитие речевого общения посредством анимации...

«Формирование культуры речи и речевого общения посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современный речевой  этикет — это правила поведения и речи, помогающие производить приятное впечатление и строить эффективное общение. Они включают в себя культуру речи, вежливость и умение...