Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности
статья по развитию речи

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyai.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное уменьшение общения родителей и детей; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В игре воспитанники реже стали вступать в диалог. А ведь речь - это основное средство общения с окружающими. Поэтому, начинать эту работу необходимо уже в раннем возрасте.

Игра – ведущая деятельность ребёнка. Но и здесь, ситуация неоднозначна. Многие современные дети не умеют играть, фантазировать, использовать в игре предметы – заместители.

Игра сопровождает ребёнка с рождения, отражает ход его мыслей и чувств, сопровождает до самой юности и побуждает познавать реальность.

Игра – ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий, условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

Игра удовлетворяет потребностям ребёнка, способствует качественному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для возникновения желания у малышей, активно участвовать в речевом общении, нами должны создаваться эмоционально благоприятные ситуации, игровые ситуации.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.

Прежде всего, идет активное развитие таких сфер деятельности, как двигательная, познавательная, речевая и эмоционально-волевая.

Ребёнок начинает активно использовать окружающее пространство. В его поле зрения и деятельности попадает все больше и больше предметов, которые ранее были для него недоступны. Он начинает исследовать этот мир, подключая сразу же все органы чувств: зрение, осязание, слух, вкус. Поэтому каждый предмет, который попадает к ребенку в раннем возрасте в руки проходит проверку на прочность, его нужно хорошо потрогать и помять, им нужно постучать. В конечном результате его нужно бросить, чтобы посмотреть насколько он прочный и не станет ли вместо одного предмета много.

Благодаря такой активности у ребенка меняется основная ведущая деятельность, если раньше значимым было тесное общение с матерью, то теперь ведущей деятельность становится предметная. Если ребенка ранее интересовал только вопрос «Что это?», то теперь для него становится значимым: «Что можно с этим сделать?» Постепенно у ребенка вырабатывается согласованность рук и выделяется ведущая рука, которая берет на себя большую нагрузку в деятельности.

За счёт интенсивной предметной деятельности у ребенка идет активное развитие коры головного мозга и основных психических функций, но все они развиваются во взаимосвязи с восприятием. У ребенка формируется наглядно-действенное мышление, он начинает дифференцировать различные предметы, узнавать их на картинках, в жизни.

Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С.Мухина).

Развитие речи в этом возрасте идет особенно интенсивно. Освоение речи – это одно из важнейших достижений ребенка второго и третьего года жизни. В возрасте 1,5 лет словарный запас ребенка составляет от 30-40 слов до 100. В возрасте 2 лет – 300, в 3 года – 1000-1500. Кроме того, к 3 годам ребенок начинает активно использовать предложения, в которых уже содержится подлежащее и сказуемое.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Также ребенок начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик».

Благодаря развитию речи и совместной деятельности у ребенка развивается умение общаться. Но общение со сверстниками и взрослыми существенно отличаются.

Со сверстниками общение лучше назвать эмоционально-практическим взаимодействием, для которого характерны непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра.

Общение со взрослыми больше ориентировано на передачу опыта традиционного использования предметов.

В раннем возрасте активно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка формируется самосознание и поведение, складывается характер.

Он учится прислушиваться к своим внутренним ощущениям, учится различать свое и чужое настроение и чувства. И уже в этом возрасте способен контролировать некоторые свои сильные потребности и желания.

Ранний возраст заканчивается с началом следующего периода – «кризиса 3-х лет», который, прежде всего, обусловлен перестройкой сознания ребенка и формированием позиции ребенка, называемой «Я - сам». Главной деятельностью возраста является сюжетная игра.

К завершению раннего возраста ребенок должен:

Знать 1200—1500 слов;

Усвоить основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использовать местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (последние редко);

  • Знать 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
  • знать 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
  • знать такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;
  • понимать предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
  • может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
  • начинает ориентироваться в пространстве, он запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад;
  • отгадывает загадки;
  • слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
  • рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

  • есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
  • одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
  • знать последовательность раздевания и складывания одежды;
  • замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
  • Сфера общения характеризуется следующим:
  • ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
  • появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
  • ребенок называет других по имени;
  • ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ....

Презентация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в д...

Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....

Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоров...

Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности Важным условием полноценного и разностороннего развития дошкольника является правильная речь. Высказать собственные мысли, выстр...