Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
статья по развитию речи (младшая группа)

Захарова Евгения Викторовна
Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности Важным условием полноценного и разностороннего развития дошкольника является правильная речь. Высказать собственные мысли, выстроить отношения с другими детьми и общаться со взрослыми помогут сформированные речевые навыки. Давно доказано, что психическое развитие малыша напрямую зависит от уровня развития его речи, что поднимает этот пункт плана воспитательно – образовательного процесса ДОО на первые позиции. И данный принцип принятия мер по предупреждению речевых нарушений вместо исправлений их в будущем более чем актуален. Работа с группой детей раннего возраста требует особого внимания к процессу формирования речи. В личной практике мы делаем упор на ее правильности и чистоте, а также предупреждении возможных нарушений. При этом, учитывая особенности развития детей данной возрастной группы, выбираем преимущественно игровые методы обучения.На основании вышеизложенного мы, в первую очередь, стараемся правильно организовать игровое пространство, наполняя его играми, пособиями, акцентированными на совершенствовании мелкой моторики. Ведь именно её развитие стимулирует двигательную область коры головного мозга, управляющего движениями пальцев рук, а также органами речи. Опираясь на личный опыт, обозначим краткий список практических материалов, которые целесообразно применять в работе с детьми раннего возраста: • пальчиковый театр; • пальчиковая гимнастика / пальчиковые игры; • пазлы разного размера; • оборудование для массажа; • бизиборды и др. Отметим, что из всего перечисленного пальчиковые игры заслуживают отдельного внимания. Дети, повторяя за педагогом простые стихотворения, испытывают море положительных эмоций. Сочетая незамысловатые тексты с движениями, малыши быстро запоминают их, что благотворно сказывается на их речи в дальнейшем. Конечно, имеют место и другие игры. Рассмотрим их применение в зависимости от развития различных компонентов речи. Так, ощутимым подспорьем в накоплении словарного запаса оказываются словесные игры, например «Нужно найти и показать» (красный кружок, желтый квадратик и т.п.), «Помоги мне» (поставить, перенести предмет в определенное место и др). Звуковую культуру речи помогут развить такие подражательные игры, как: «Изобрази, как едет машина?», «Как воет ветер?» или «Звуки разных животных». Для обучения детей построению простых предложений применяются такие словесные игры: «Давай закончим предложение» («Кира надевает…», «На площадке …»). Если в процессе игры демонстрировать детям картинки, на которых изображено действие, это существенно облегчит их деятельность. Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение игровых методов обучения не просто упрощают процесс развития детской речи, но и поддерживают динамизм обучения, при этом не ущемляя речевой самостоятельности ребенка. Список информационных ресурсов: 1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2015. 2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Важным условием полноценного и разностороннего развития дошкольника является правильная речь. Высказать собственные мысли, выстроить отношения с другими детьми и общаться со взрослыми помогут сформированные речевые навыки. Давно доказано, что психическое развитие малыша напрямую зависит от уровня развития его речи, что поднимает этот пункт плана воспитательно – образовательного процесса ДОО на первые позиции. И данный принцип принятия мер по предупреждению речевых нарушений вместо исправлений их в будущем более чем актуален.

Работа с группой детей раннего возраста требует особого внимания к процессу формирования речи. В личной практике мы делаем упор на ее правильности и чистоте, а также предупреждении возможных нарушений. При этом, учитывая особенности развития детей данной возрастной группы, выбираем преимущественно игровые методы обучения.На основании вышеизложенного мы, в первую очередь, стараемся правильно организовать игровое пространство, наполняя его играми, пособиями, акцентированными на совершенствовании мелкой моторики. Ведь именно её развитие стимулирует двигательную область коры головного мозга, управляющего движениями пальцев рук, а также органами речи.

Опираясь на личный опыт, обозначим краткий список практических материалов, которые целесообразно применять в работе с детьми раннего возраста:

  • пальчиковый театр;
  • пальчиковая гимнастика / пальчиковые игры;
  • пазлы разного размера;
  • оборудование для массажа;
  • бизиборды и др.

Отметим, что из всего перечисленного пальчиковые игры заслуживают отдельного внимания. Дети, повторяя за педагогом простые стихотворения, испытывают море положительных эмоций. Сочетая незамысловатые тексты с движениями, малыши быстро запоминают их, что благотворно сказывается на их речи в дальнейшем.

Конечно, имеют место и другие игры. Рассмотрим их применение в зависимости от развития различных компонентов речи. Так, ощутимым подспорьем в накоплении словарного запаса оказываются словесные игры, например «Нужно найти и показать» (красный кружок, желтый квадратик и т.п.), «Помоги мне» (поставить, перенести предмет в определенное место и др).

Звуковую культуру речи помогут развить такие подражательные игры, как: «Изобрази, как едет машина?», «Как воет ветер?» или «Звуки разных животных».

Для обучения детей построению простых предложений применяются такие словесные игры: «Давай закончим предложение» («Кира надевает…», «На площадке …»). Если в процессе игры демонстрировать детям картинки, на которых изображено действие, это существенно облегчит их деятельность.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение игровых методов обучения не просто упрощают процесс развития детской речи, но и поддерживают динамизм обучения, при этом не ущемляя речевой самостоятельности ребенка.

Список информационных ресурсов:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2015.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

курсовая работа по теме" Развитие преставленией о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"в данной работе представлет теоретический материал и практический....

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"

Развитие  социально- коммуникативных  навыков  у детей раннего возраста  происходит в процессе игровой деятельности. Именно  в игре   ребенок  отражает...

Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Развиваем коммуникативные способности ребенка через игровую деятельность....

"Развитие речи детей раннего возраста посредством театрально-игровой деятельности"

1 слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрально-игровой деятельности». 2 слайд Работая с детьми раннего...