Речевые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Речевые игры
Игра «Съедобное — несъедобное»
Задача: расширить словарный запас детей, тренировать их слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Описание. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый стоит в центре, бросает одному из них мяч и называет любое слово. Тот, кому предназначался мяч, должен решить: поймать его (значит, съесть) или нет.
Ребенку не разрешается долго думать, следует отвечать и действовать быстро, не задумываясь. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1-2 круга.
Игра «Найди и назови пару»
Задача: научить детей правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары картинок с предметами в единственном и множественном числе.
Описание. Взрослый показывает и называет картинку с предметом в единственном числе, а ребенок находит и называет те же предметы во множественном числе. Например, «У меня один стол», - говорит взрослый. «А у меня много столов», - отвечает ребенок.
Взрослый следит, чтобы ребенок правильно употреблял окончания в словах во множественном числе.
Игра «Разложи правильно»
Задача: научить детей различать существительные мужского и женского рода.
Оборудование: предметные картинки со знакомыми ребенку предметами мужского и женского рода, фишки.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «он», в другую - словом «она». Затем дети делают разбор картинок самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.
Игра «К чему относится?»
Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия.
Оборудование: мяч.
Описание. Дети стоят в кругу. Взрослый называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.
Игра «Какое слово лишнее?»
Задача: научить детей на слух выделять из ряда лишний предмет.
Описание. Взрослый медленно и четко называет ряд слов, а ребенок должен запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать свой ответ.
Игра «Что подходит?»
Задача: усовершенствовать грамматический строй речи детей, научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.
Описание. Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.
1 вариант. Взрослый называет детям слово-предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например, кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д.
После подбора подходящих действий к нескольким предметам взрослый называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы.
Например, летает - утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.
2 вариант. По мере тренировки ребенок сам придумывает подходящие действия к заданному взрослым слову-предмету или предмет к слову-действию.
Игра «Доскажи словечко»
Задача: научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.
Оборудование: стихотворные загадки, доступные для понимания ребенка в этом возрасте.
Описание. Взрослый четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому ребенок должен подобрать рифму-отгадку.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут ее... (лиса)
Игра «Угадай на ощупь»
Задача: научить детей узнавать предметы, не видя их, а ощупывая, расширить словарный запас детей, совершенствовать навыки согласования существительных и местоимений с прилагательными.
Оборудование: игрушки, игрушечная мебель, посуда, фрукты и овощи, по 2-3 предмета.
Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает детям все предметы, выбранные им для игры. Затем водящему завязывают глаза и дают ощупать какой-нибудь предмет, угадать и назвать его.
Ребенок отвечает полным ответом, например: «Это огурец, он овальный, твердый, зеленый», «Это мяч, он круглый, красный, резиновый, упругий» к г. д.
Игра «Что из чего сделано?»
Задача: научить детей использовать в речи относительные прилагательные.
Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.
Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно.
Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.
Игра «Приготовим сок»
Задача: научить детей образовывать новые слова, например, названия соков от названий овощей и фруктов, развить связную речь детей.
Оборудование: предметные картинки с изображением отдельных овощей и фруктов.
Описание. Взрослый дает ребенку образец речи на примере какого-либо овоща или фрукта.
Например, «Я приготовлю из яблок - яблочный сок». Далее ребенок пробует образовывать слова самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему правильно образовать слово.
Игра «Чьи это вещи?»
Задача: тренировать детей в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-, которые отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
Оборудование: отдельные предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, обуви (газета, очки, диван, клубок, платье, кукла, фартук, портфель, мяч, костюм, шахматы, букварь, тапочки и т. д.), сюжетная картина с изображением семьи.
Описание. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов семьи, он подбирает те предметы, которые к каждому относятся, сопровождая свои действия объяснением.
Игра «Отгадай предмет по признакам»
Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий -папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.
Игра «С какого дерева лист?»
Задача: тренировать детей в образовании и употреблении относительных прилагательных (названий листьев и веток) от существительных (названий деревьев).
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и отдельно их листьев.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением деревьев и называет их. Затем отдает ребенку смешанные между собой картинки с изображением листьев, которые он должен подобрать к соответствующему дереву, пользуясь подсказками в углу карточек или помощью взрослого.
Когда все листья разложены, ребенок должен правильно их назвать, образуя слова - прилагательные от существительных - названий деревьев. Например, лист дуба - дубовый, ветка сосны - сосновая и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...
Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»
В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...