Консультация для родителей "Развитие речи ребенка в семье"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В содержании консультации освещены основные аспекты речевого развития дошкольников в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnika_v_seme.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, логично, последовательно излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Связная речь ребенка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи очень высоки, т.к. на уроке первоклассник должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, а в том числе ее звуковой стороне, большое внимание.

Старший дошкольник приобретает достаточный словарный запас, реже допускают грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний предлогов. На вопросы отвечают развернутыми фразами, пользуются сложными предложениями. Однако, не всегда шестилетний ребенок может быстро подобрать нужное слово.

К шести годам почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу.

И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не менее,  проводить с дошкольниками специальные упражнения необходимо – они помогут закрепить достигнутое. Задания теперь должны быть более сложные, т.к. ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.

Необходимо стремиться к тому, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка. Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми, показывать пример ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Совершенствует связную речь ребенка традиция ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок взрослому. Рассматривая с детьми их работы, нужно побуждать детей к рассказу о созданных ими воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности.

По рекомендации логопеда проводите со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению нарушений в звукопроизношении. Игры могут быть направлены на формирование умения различать, слышать звуки, выделять из группы слов те, которые начинаются с того ли иного звука. Например, назвать предметы одежды, которые начинаются со звука «Ш». При рассматривании картинок предложить назвать сначала те предметы, в которых слышится звук «С», затем звук «З» и т.д.

Можно составить звуковую цепочку из слов, т.е. назвать слово и выделить в нем последний звук и подобрать на этот звук другое слово и т.д.

Интересны игры, где нужно назвать слово, которое начинается на определенный слог или заканчивается им.

Особое внимание необходимо обращать на отчетливое и внятное произношение слов и фраз, умение пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить выразительно. Произношение фраз, пословиц, чистоговорок шепотом, тихо, медленно, быстро, с разной интонацией приводит к более отчетливому и чистому произнесению звуков, слов, фраз.

Содержательность речи зависит от умения использовать богатство языковых средств. Знакомство с художественными средствами языка дает возможность выбирать более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли. Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.

Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы).

Дети с интересом подбирают к названным словам слова противоположного значения (антонимы).

Способствуют расширению словаря ребенка и классификация предметов по определенным признакам. Предложите перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику предмету, например, солнышко – (какое?) – круглое, яркое, лучистое, теплое, доброе и т.д.

Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, например, молоток, пила, топор – инструменты. К обобщающему слову предложите подобрать слова, например, дикие животные Севера – морж, тюлень…

Поупражняйте ребенка в образовании прилагательных.

Шапка из меха какая? – меховая. Линейка из пластмассы – пластмассовая. У дятла длинный клюв, дятел какой? – длинноклювый.

Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов.

Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Можно попросить дать описание картинки по памяти. Спросите, где происходит действие, в какое время года, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение.

Вместе с тем, учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.

При чтении художественного произведения обращайте внимание на языковые средства, используемые автором.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка;

- Не перегружайте его речевыми занятиями, речевой материал должен соответствовать возрасту;

- Говорите с ребенком,не торопясь, звуки и слова произносите четко;

-Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка;

- Тактично исправляйте ошибки, покажите, как надо произнести то или иное слово;

- Напоминайте, что говорить надо внятно, четко и не спеша;

- Не оставляйте без ответа вопросы ребенка, проверьте, понятен ли ему ваш ответ;

- Записывайте речь ребенка на магнитофон, указывая возраст, записи помогут в работе над речью.

У ребенка шестого – седьмого года жизни проверьте:

- Насколько полно и точно он дает описание предметов; умеет ли пользоваться голосовым аппаратом, понижая и повышая силу голоса;

- Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще пользуется, краткими или развернутыми?

- Может ли самостоятельно составить рассказ по картине, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?

- Какие допускает грамматические ошибки – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи, правильно ли употребляет предлоги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие связной речи ребенка в семье"

Материал предназначен для родителей детей 5-7 лет....

Консультация логопеда: "Развитие правильной речи ребенка в семье"

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающим....

Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка в семье»

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Эт...

Консультация для родителей: "Рекомендации по развитию речи ребенка в семье"

Развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; звуковой культуры речи;  связной речи...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в семье "

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко...

консультация на тему «Развитие связной речи ребенка в семье»

консультация на тему «Развитие связной речи ребенка в семье»...

Консультация "Развитие связной речи ребенка в семье"

Консультация "Развитие связной речи ребенка в семье"...