Пластилинография как универсальное средство освоения образовательной программы в ДОУ
статья по развитию речи (средняя группа)

Орлова Екатерина Артуровна

Статья рассматривает аспекты использования пластилинографии в работе педагога по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya_statya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография как средство

развития речи у младших дошкольников 

Автор: Орлова Е.А.

      «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».

А.С. Сухомлинский.

     Количество детей, имеющих речевые трудности, в современном мире очень сильно растет.  Актуальность пластилинографии как способа развития речи ребёнка определяется ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёными давно выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием речевого аппарата. В период младшего дошкольного возраста руки  являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается на вербальном аппарате ребёнка.

     Я работаю в средней группе «Колобок» МБДОУ №378 г.о. Самара. В группе насчитывается 8 воспитанников с общими нарушениями речи, которые посещают занятия логопеда. С такими детьми целесообразно проводить дополнительные занятия по улучшению речи  и одновременном формировании навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из подобных методик является мною любимая «пластилинография».

Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).

    Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  

Занятия пластилинографией способствуют:

- развитию психических процессов;

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

-способствует развитию тактильных ощущений;

-расширяет представления детей об окружающем мире,

-развивает внимание, любознательность;

-счетные операции;

-развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а, следовательно, развивается речь ребенка.

     Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная с младшего дошкольного возраста, я использую  метод «пластилинографии», включая в процесс пальчиковые гимнастики. Их можно подбирать в соответствии с темой НОД или темой недели.

     Занимаясь «пластилинографией» ребенок развивает «умелость» и ловкость рук, укрепляется сила рук, движения рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к освоению такого навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. К тому же это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Вот те, которые активно используются мной с детьми младшего дошкольного возраста:

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;

     На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами:

- ДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять.

- ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д.

     Заучивание и умение различать слова детьми способствует развитию активной речи. Новые слова прочно входят сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка.

     На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. Например, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

    Так же в своей работе я использую такие методы, как:

- слушания и слышания речи воспитателя (грамотно выстроенная фраза должна быть доступна для понимания ребенком, выразительная и состоять из четко построенных предложений, которые ребенок сможет запомнить и использовать с воей речи)

- обследования предметов (восприятие детьми целостного облика предмета, вычленение основных частей этого предмета, определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т.д.), определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.), повторное целостное восприятие предмета).

- проговаривание всех действий (например, «Это паучок. Сегодня мы будем лепить такого паучка. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у паучка круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку?» И т.д.).

- воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример, «Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, лапки, круговыми движениями, раскатывающими». И т.д.).

- сравнение действий детей (например, «Настя сделала ракету красной, а Костя синей, а Саша решил слепить ракету зеленой». И т.д.).

 - вопросов и ответов (например, « Алина, что ты лепишь? Веточку. Какой оно формы? Круглой. Артемий, а что лепишь ты? Цветок. Какого он цвета? Белого»)

- индивидуального подхода на занятиях

- анализа проделанной работки  (можно даже предложить ребенку придумать мини-рассказ о своем изделии из 2-3 предложений)

     Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ребенок, придумать ему ласковое имя, например, Лисичка-сестричка, Мишутка или использовать элементы других дидактических речевых игр. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

     «Похвалим работу товарища» - хороший прием для активизации в речи прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.

     На протяжении двух лет мы с детьми выполнили много работ в технике пластилинография, и поначалу детям не очень нравилось работать в данной технике, но с каждой работой их интерес нарастал. Их руки становились все послушней и раз за разом, им легче было работать с пластилином, понять какого размера нужно отщипнуть пластилин, как лучше его размазать или прилепить.

     Таким образом, сравнивая результаты с началом нашей работы, и что делают детки сейчас, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Они создают новое, оригинальное, проявляют фантазию. Работа в данной технике позволила развить у  дошкольников младшего возраста мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Играя, на основе общей увлеченности, пластилинография помогает детям органично развиваться, а педагогам - решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи. Таким образом, в заключении можно с уверенностью заявить, что использование пластилинографии в непосредственно образовательной деятельность актуально и действенно с практической точки зрения в отношении развития речи младших дошкольников.

Список литературы:

1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.,  «Скрипторий»2003, 2006г.

2. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы»  пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г.

3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000

5.   Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003

6. Дуров К.Г.Дошкольная педагогика. - М., 1991

7.  Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004

8.  Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000

9.  Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006

10. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. – М., 1961

11. Румянцева Е.А. Необычная лепка. – М., 2006

12. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

13.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с.

14.Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5,

15.Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2

 16.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по освоению образовательной программы дошкольного образования с детьми шестого года жизни в группах общеразвивающей направленности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта....

Аттестация 2018г.1. Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника. 1.1. Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками

1.1.  Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками в межаттестационный период. (Карта наблюдения от старшего воспитателя по итогам результатов выполнения диагностически...

Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья.

в даной презентации размещена информация оСоздании современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Сводная таблица результатов освоения образовательной программы и показатели динамики их достижений в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Музыкальное развитие

Сводная таблица результатов освоения  образовательной  программы и показатели  динамики их достижений в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»...

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ. Образовательные результаты освоения программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. (%) (2020-2021г).

Мониторинг  (Достижение обучающихся) разработан коллективом МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка" по Инновационной программе  "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"  под ред. Н.Е. Веракса (2020-202...