Развитие речи "Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Громова Татьяна Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

 

Программное содержание: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Задачи: Упражнять в составлении простых предложений без посторонней помощи; формировать связную речь; отвечать на вопросы по тексту полными предложениями; совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; воспитывать интерес к художественному слову.

Оборудование и материалы: презентация к рассказу В.Бианки «Купание медвежат», компьютер и проектор.

Методы и приемы: показ презентации, чтение произведения, беседа, рассматривание картинок, ответы на вопросы, пересказ, проведение физкультминутки.

Работа по закреплению пройденного материала: чтение рассказа «Купание медвежат», сопровождающееся показом слайдов; беседа о медведях; чтение сказок и стихов о медведях; игра «Придумай ласковое слово», чтение поговорок о доброте.

 

                                                Ход:                                     

 

Воспитатель: Дети, сейчас я для вас приготовила загадку, а вы попробуйте догадаться, о ком идет речь.

Воспитатель читает загадку:

Косолапый и мохнатый,

Греет он в берлоге лапы.

Летом любит погулять

И зверушек охранять.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Дети: медведь.

Воспитатель: Правильно. Это медведь. Сегодня я вас познакомлю с рассказом Виталия Бианки «Купание медвежат».

Воспитатель читает рассказ. После чтения показывает на экране картинку на которой изображены медведь с медвежатами.

Воспитатель: Дети, кто вышел из леса?

Дети: Из леса вышла бурая медведица.

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами?

Дети: Медведица с медвежатами вышли к реке.

Воспитатель: Что делает медведица?

Дети: Медведица купает медвежонка.

Воспитатель: Медведица купает медвежонка, значит она какая?

Дети: Медведица заботливая.

Воспитатель: Какие слова можно подобрать близкие по значению к слову «заботливая»?

Дети: Медведица любящая, ласковая, внимательная.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно медведицу, ее внешний вид. Что можно сказать о ее размерах?

Дети: Медведица большая.

Воспитатель: Как можно сказать по-другому? Медведица какая?

Дети: Медведица огромная, большущая.

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?

Дети: Медведица схватила медвежонка за шиворот.

Воспитатель: Медведица окунула медвежонка или просто держала?

Дети: Медведица окунула медвежонка.

Воспитатель: Как вы думаете, маленькому медвежонку страшно купаться в реке?

Дети: Медвежонку страшно купаться в реке.

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок?

Дети: Второй медвежонок испугался и убежал.

Воспитатель: Почему один из медвежат убежал в лес?

Дети: Испугался воды, не захотел купаться.

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?

Дети: Медведица надавала медвежонку шлепков.

Воспитатель: Почему медведица все-таки заставляет медвежат купаться?

Дети: Она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем нужна чистота.

Воспитатель: Вспомните, какое время года изобразил художник?

Дети: Лето.

Воспитатель: Так почему же мама привела медвежат купаться?

Дети: Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась.

Воспитатель: Медвежата довольны купанием?

Дети: Медвежата довольны купанием.

Воспитатель: Что вам понравилось в этом рассказе?

Дети высказывают свои ответы.

Воспитатель: Какими автор показал медвежат? Какой был первый медвежонок, что можно сказать про него?

Дети: Веселый.

Воспитатель: К слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова.

Дети: Радостный, оживленный, шустрый.

Воспитатель: Что автор говорит о шкурке медвежат? С чем сравнивает?

Дети: С шубками.

Воспитатель: Какие могут быть шубки?

Дети: Мохнатые, густые, теплые, пушистые.

Воспитатель: А какие сказки вы знаете про медведей?

Дети: «Маша и медведь», «Три медведя».

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в сказку «Три медведя».

 

Проводится физкультминутка «Мишки».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мишки по лесу гуляли,

(идем вперевалочку)

Мишки ягоды искали.

Вот так, вот так

(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)

Мишки ягоды искали.

Сладкую ягодку малинку

Положили всю в корзинку

Вот так, вот так.

(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

Положили всю в корзинку.

Как малинкой угостились,

Все на травке развалились.

Вот так, вот так

(гладим себя по животику)

Все на травке развалились.

А потом плясали Мишки

Кверху лапки поднимали

Вот так, вот так.

(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)

Воспитатель: Дети, мы с вами отдохнули, и сейчас я еще раз прочитаю отрывок из рассказа «Купание медвежат». А вы слушайте внимательно, потому что после мы будем пересказывать этот рассказ.

Воспитатель читает рассказ.

Воспитатель: Дети, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые были использованы при чтении текста.

Воспитатель: Дети, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на несколько частей, то его можно пересказать втроем или вчетвером. Сначала нужно рассказать о том, как медведи пришли на речку. Потом рассказать о том, как медведица полоскала первого малыша. А потом о чем нужно рассказать?

Дети: Как убежал медвежонок в лес.

Воспитатель: А потом?

Дети: Как купали второго медвежонка.

Воспитатель: И чем завершить пересказ?

Дети: выкупанные медвежата остались довольны.

Воспитатель: Дети, пожалуйста, кто хочет рассказать? Как бы вы назвали свой рассказ?

Дети по желанию составляют пересказ текста, воспитатель помогает по мере необходимости наводящими вопросами.

Воспитатель: Дети, с каким рассказом вы сегодня познакомились?

Дети: «Купание медвежат».

Воспитатель: А кто автор этого рассказа?

Дети: Виталий Бианки.

Воспитатель: Вам понравился этот рассказ?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего из этого рассказа?

Дети высказывают свои впечатления о рассказе.

Воспитатель: Какие новые слова вы сегодня узнали?

Дети: бурая, за шиворот, окунала, знойный.

Воспитатель: Дети, вы сегодня все молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы и пересказывали рассказ. Мне очень понравилось!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Медвежата»

Побуждать детей вступать в диалог со взрослым; воспитывать вежливое обхождение с партнером; активизировать в речи слова, обозначающие формы повелительного наклонения глаголов; умение соотносить с глаг...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: развитие речи. Тема занятия: Пересказ рассказа В. Бианки. «Купание медвежат».

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи:1.Учить целостно и эмоционально восприн...

Непосредственно образовательная деятельность (ФЭМП, сенсорное развитие) в первой младшей группе «В гости к медвежатам»

·         Закрепить понятия «большой», «маленький»;·         Побуждать называть цвета;·...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»

Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию,...

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить знания о диком животном ...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи). ТПересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат"

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.Дата проведения: 11.10.2022Тема: Пересказ рассказа В. Бианки ...