Конспекты по развитию речи в средней группе (зима)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ульянова Наталья Борисовна

Конспекты по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zima.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Тема: «Обобщающая беседа о зиме»

    Цель: закреплять представления о зиме, ее признаках.

    Программное содержание:

Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе зимой, о характерных для зимы природных явлениях(снегопад, вьюга, метель, гололедица),закрепить названия и последовательность зимних месяцев;

развивать умение использовать в речи прилагательные, характерные для описания зимы, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;

воспитывать любовь к окружающей природе, способность воспринимать красоту зимних явлений природы.

    Предварительная работа: наблюдение за состоянием погоды, чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме, пословиц и поговорок, рассматривание пейзажных картин о зиме, рисование на тему «Зима».

    Методические приемы: загадывание загадок, чтение стихов, пословиц и поговорок, называние народных примет, рассматривание иллюстраций о зиме, беседа, игровые ситуации.

    Материал: подбор иллюстраций с зимней природой, зимними явлениями;

картинки с дикими животными, птицами, «волшебный снежок», аудиозапись с песней «Три белых коня» (слова А. Дербенева, музыка Е. Крылатова)

             

            Ход  организованной деятельности детей.

 

 Вступительная часть.

-Загадаю я вам сейчас загадки, а вы попробуйте отгадать.

    Стали дни короче, длиннее стали ночи

    Кто скажет, кто знает — когда это бывает? (зимой)

 

     Дел у меня немало — я белым одеялом

     Землю укрываю, в лед реки убираю,

     Белю поля, дома, а зовут меня - (зима)

- Да, правильно, это загадки о зиме.

Сегодня мы с вами побеседуем о зиме и о зимних явлениях.

 Основная часть.

-Как можно сказать про зиму, какая она?

-Ребята , у меня в руках волшебный снежок, сейчас к кому он попадет в руки, тот попробует нам назвать слово с чем у него ассоциируется зима «какая она». Я начну, а вы продолжите.

     Игра со снежком

   Дети, к которым в руки попадает снежок, называют один из признаков зимы: холодная, снежная, морозная, лютая, сказочная и т. д.

-Молодцы, ребята, много  рассказали о признаках зимы.

А теперь давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?

Посмотрите, какой красивый зимний лес, он похож на сказочный. Чем покрыты ветви деревьев? Инеем.

-В какую погоду образуется иней? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?

  Дети думают и отвечают.

-А какая погода изображена на картине?

-Как вы догадались, что солнечная погода?

На снегу видна тень от деревьев.

- Что происходит с деревьями и кустарниками зимой?

 -Какие деревья зимой остаются зелеными?

-Какое явление природы часто бывает зимой? (идет снег)

Это явление называется снегопад.

-Зимой много снега, он лежит на деревьях. Деревья словно шапки одели. Под деревьями сугробы. Природа зимой очень красивая, как в сказке. Зима волшебница поработала.

 -А что происходит с водой в реках, водоемах? (она замерзла)

 -На дорогах очень часто бывает скользко, гололедица.

-Как ведут себя зимой  дикие животные и птицы?

Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных: зайца, волка, медведя, белки, лисы и вместе с детьми определяет, как по- разному животные приспособились к зиме.

       Дидактическая игра «Угадай»

 - А теперь, ребята, угадайте,  о каком из этих животных сейчас пойдет речь.

  1.  Это животное питается грибами и орешками, имеет рыжую шерстку, пушистый хвостик (белка).

  2. Это травоядное животное, осенью и летом окрас серый, а зимой белый (заяц)

 3.Это большое животное, хищник, серая шерсть, питается мясом. (волк)

 4.Это животное живет в норе, имеет красивый, пушистый, рыжий мех и красивый хвостик (лиса)

5. Это животное зимой залегает в спячку в берлоге до весны (медведь)

    (дети поднимают соответствующую картинку)    

   Физкультминутка. Звериная зарядка.

  Раз- присядка, два- прыжок- это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,  любят долго потянуться,                          

Ну и хвостиком вильнуть, обязательно зевнуть,

А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы

То одну, то обе вместе долго топчется на месте

 А кому зарядки мало - начинает все сначала.

Воспитатель включает аудиозапись песни «Три белых коня» (музыка Е. Крылатова,  слова А. Дербенева)

 -О чем поется в этой песне? (о зиме, о зимних месяцах).

 -Как называется первый зимний месяц? Как в народе называют декабрь?

Декабрь « студень», « стужайло».

 -Как называется второй зимний месяц? Январь – зимы государь. Это главный месяц зимы.

 - Я вам предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает».

Если вы будете согласны со мной, то хлопайте в ладоши.

 Воспитатель называет: падает снег, купаются в речке, играют в снежки, расцветают цветы, катаются на санках, загорают, наряжают елку и др.

 -А как называется последний зимний месяц? Февраль.

Февраль- бокогрей, потому что с одной стороны солнышко пригревает, а с другой- холодный ветер поддувает. «Бокогрей»- сложное слово, состоит из двух: бок и греть.

Солнышко все чаще начинает пригревать, но недолго. Снова возвращаются мороз и метель.

 - Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? Зимующие птицы.

 (Воспитатель размещает на доске изображения зимующих птиц).

  -Я буду загадывать загадки о птицах, а вы будете показывать птицу, про которую услышите.

     Маленькая птичка- желтогрудая певичка.

   Звонко песенку поет, сало вкусное клюет. (синица)

    Черный жилет, красный берет,

    Хвост, как упор, нос, как топор. (дятел)

    Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

  С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

  Окраской сероватая, повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона,

Кто она – (ворона).

  Найдешь ее ты во дворе, она на радость детворе,

Ты обижать ее не смей! Эта птичка – (воробей)

 -Мы с вами много наблюдали за зимними явлениями,

 говорили о зимних приметах. Давайте вспомним их.

(Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают).

    «Зима морозная - а лето жаркое».

    «Много снега - много хлеба».

      Белее земля - зеленее лето».

     «Иней на деревьях - значит быть морозу».

     «Зимой вьюги – а летом ненастье».            

         Подведение итогов.

 - О чем мы с вами говорили на занятии?

 -Что сегодня узнали нового?

-Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

область "коммуникация". конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима"

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим в средней группе«Зима»            Провела воспитатель: Цыпышева Людмила Неповна...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимующие и перелётные птицы»

Открытое занятие по развитию речи в средней группе детского сада....

Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

           Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы».Цели:1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птиц...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зима. Зимние забавы"

Цели:Закреплять знание детей о зиме, зимних явлениях. Укреплять знания о зимних праздниках. Активизировать словарный запас по теме "Зима, зимние забавы". Развивать выразительность речи, внимание памят...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...