Мастер-класс "Развитие звуковой культуры посредством игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Наталия Алексеевна Алексашина

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет –  одна из важнейших задач этого возрастного периода.

Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»).

Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие звуковой культуры речи посредством игр и упражнений»

Теоретический экскурс в проблему.

ФГОС ДО уточняет, что (пункт 2.6) «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…»процесс речевого развития детей в дошкольном возрасте, многогранный и трудоемкий, охватывающий формирование словаря, воспитание ЗКР, знакомство с грамматическим строем речи, развитие связной речи

ООП, включенная в официальный реестр образовательных программ проблему развития звуковой культуры речи рассматривает как комплексную работу по знакомству со звуками, их воспроизведением, а также развитие артикуляционного, голосового аппарата и слухового внимания.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов); способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Еще раз отмечу, что развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет –  одна из важнейших задач этого возрастного периода.

Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз («пойдем кушать», «пойдем гулять» и т.д.), и его первые самостоятельные слова («мама», «папа», «дай»).

Формирование правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки.
Большую роль при работе с детьми 2-3 лет имеют игровые упражнения на вызывание звуков (что надо сказать врачу, когда он осматривает твое горлышко, - «а – а – а»; как гудит паровоз? – «у-у-у»), звукоподражательных слов, которые в этом возрасте усложняются за счет включения звуков различной характеристики («кря-кря», «хрю - хрю», «му - му» и т.д.).

Надо помнить, что дети подражают взрослому, а не звукам природы, например, мычанию коровы, т.е. имитация осуществляется опосредованно, через речь, которая должна быть ясной и четкой.

Использование звукоподражательных слов способствует развитию силы голоса (громко, тихо) и артикуляционного аппарата. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный.

Предлагаю принять участие в мастер-классе «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и упражнений в раннем дошкольном возрасте».

Для проведения мастер-класса приглашаю несколько участников, которые выступят в роли детей, моих воспитанников(выходят участники).

Ко всем своим воспитанникам я обращаюсь исключительно по имени, которое им близко, как их называют дома. И нам нужно с вами познакомиться. У меня есть листочки, на которых прошу написать, как мне к вам обращаться, для продолжения комфортного общения.

Работа мастера. В первой речевой игре предлагаю всем нам познакомиться. Игра «Это я!». Ребята, слушайте внимательно, я буду называть ваши имена и каждому давать игрушку. Кошечка громко кричит «Мяу, я хочу к Маше», есть у нас Маша? Бери Маша кошечку, покажи, как она тебя звала и т.п.

Работа с аудиторией. Данное игровое упражнение позволяет косвенно знакомить детей друг с другом. В начале учебного года познакомиться с речевыми возможностями детей и выстроить план индивидуального речевого развития.

Основной вид деятельности ребят 2-3 лет – игра, игровые упражнения и мастерство педагога состоит в том, чтобы увлечь детей к педагогическому взаимодействию.

Работа мастера. Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответы участников). Тогда я вам сейчас расскажу одну очень интересную сказку. Но для начала мы с вами друг другу улыбнемся, чтобы всем было еще веселее. (Выполняем упражнение «Улыбка»). Ребята, покажите всем свою улыбку и держите ее долго-долго. Молодцы, у вас получились красивые улыбки. А давайте еще раз друг другу улыбнемся. Посмотрите, как светлее стало в нашей группе, когда мы все вместе улыбнулись.

Ребята, а теперь послушайте сказку. Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик называется «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает). Чем закрывался домик?

Дети: зубами.

Воспитатель: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе откроем и закроем домик Язычка (дети выполняютупражнение «Домик»). Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает). Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай-ка и я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Выполняем упражнение «Полакаем молоко»).

Работа с аудиторией.Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для   него,  как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-3лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. 

Работа мастера. А еще любил язычок песни петь. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «а-а-а». Как он поет? (дети повторяют «а-а-а»). услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». Как он запоет? (дети повторяют «и-и-и»). Услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у». Как он запоет? (дети повторяют «у-у-у»).

Так у язычка незаметно и день пройдет. Устанет язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Работа с аудиторией.Вариантом данного упражнения могут быть упражнения, «Паровоз» (дети зовут паровоз, отрабатывается звук «У»), «Лошадка» (дети зовут лошадку, отрабатывается звук «И»), «Эхо» (воспитатель говорит громко гласные звуки, дети повторяют тихо, отрабатываются гласные звуки и сила голоса). Данные упражнения используются с целью обучения детей произношению гласных звуков.

Работа мастера: А теперь давайте все вместе будем надувать воздушные шарики.

Дружно шарик надуваем

Руки около рта, «надуваем шарик»

В небо шарик отпускаем,

Руки поднимаем над головой, «отпускаем шарик»

Лопнул шарик… «Ой-ой-ой»

Хлопнуть в ладоши над головой, качаем головой

Нужно нам надуть другой.

Ребята, посмотрите в окно, сколько там снега. Вот и у меня здесь есть снежинки. Давайте возьмем их и подуем на них (Выполняем упражнение «Подуем на снежинку»). Посмотрите, как они красиво летают, как будто снег идет.

Ребята, у меня руки замерзли! А у вас? Сейчас я их погрею. (воспитатель складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох: х-х-х). Ребята, а давайте все вместе погреем руки. (обращает внимание на то, как хорошо это делает кто-то из детей).

Работа с аудиторией.Вариантом выполнения данного упражнения могут быть упражнения «Бабочка, лети» (летом), «Пускание корабликов» (весной), «Подуем на листочек» (осенью.)Эти упражнения помогают добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Дыхательная гимнастика необходима для развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.

Работа мастера. Ребята, а вы слышали, как стучит молоток? (упражнение «Забей гвоздик молоточком»). Смотрите, у меня есть большой молоток. Давайте постучим им и послушает как он стучит (воспитатель стучит молотком). Он стучит так: тук-тук-тук. Как он стучит? (дети повторяют). А может быть кто-то хочет постучать. Давайте подойдем к столу и поочереди постучим (предлагает детям постучать и проговорить, как стучит молоток). Молодцы, ребята, вы отлично справились.

А еще у меня есть маленький молоточек. Давайте послушаем, как он стучит (воспитатель стучит маленьким молоточком). Он стучит: тюк-тюк-тюк. Как стучит маленький молоточек? (дети повторяют). Давайте и маленьким молоточком постучим поочереди (предлагает детям постучать и проговорить как стучит молоток). Молодцы, вы и с этим заданием справились.

Работа с аудиторией.Цель данного упражнения – учить детей правильно произносить звук т(ть). Кроме того, можно провести упражнения «Часы» (учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно), пропеть стихотворение «У нас машины разные» (звуки бь), помочь животным вспомнить, кто как говорит (корова, барашек, козочка, кошка) – на произношение звуков м-мь, б-бь.

Работа мастера.Воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы участников) Щенок лает тихо (участники повторяют звукосочетание 3-4 раза).

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы участников). Котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы участников). Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы участников).

- Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично участники отгадывают, кто живет в других домиках (корова, барашек), и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Работа с аудиторией.С помощью данного упражнения закрепляется правильное произношение звуков, развивается речевое дыхание детей.

На данный момент, во второй половине учебного года производится работа по автоматизации имеющихся звуков у детей, по средствам вовлечения их в словесные игры

Работа мастера.Ребята, а давайте с вами вспомним, как говорят некоторые птички. Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы будете повторять за мной.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

Работа с аудиторией.Мы убедились что работа по формированию звуковой культуры детей 2-3 лет объемна, вариативна и конечно же значима для общего развития ребенка

Благодарю коллег за оказанную помощь. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей к русской народной культуре посредством дымковской игрушки у детей среднего дошкольного возраста".

Знакомство с декоративно-прикладным искусством: дымковской росписью, основными элементами. Формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа....

«Развитие сенсорных способностей, посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Развитие сенсорных способностей, посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста».         Актуальность.  В основной общеобраз...

«Перспективный план работы по развитию речи посредством дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи на учебный год ....

Опыт работы по теме «Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений у детей дошкольного возраста».

Представляю свой опыт работы по теме  «Развитие вокально-хоровых навыков  посредством игр и упражнений  у детей дошкольного возраста». Видеооролик призентации вы можите...

Профилактическая работа над звуковой культуры речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье освещена профилактической работы воспитателя, направленная на формирование звуковой стороны речи. Даны конкретные рекомендации, как именно способствовать правильному речевому развитию детей м...